В одном из майских номеров «Дзержинское время» рассказало коммунальную историю пенсионера и инвалида 1 группы Григория Игнатовича П* (все персональные данные изменены). Проживая постоянно в Дзержинске, он владеет дачным домиком недалеко от Арзамаса, куда переезжает на лето. В прошлом году плату за мусор по «дачному» адресу без каких-либо оснований завышали дважды. После усиленной борьбы за корректные начисления, дзержинец добился справедливости.
Не в дверь, так в окно
Напомним коротко: в деревенском домике П* никто не прописан, собственником недвижимости мужчина является один. Если начислять деньги за вывоз мусора в деревне правильно, то Григорий Игнатович должен платить за услугу круглый год – примерно по 110 рублей ежемесячно. В июле 2019 года эту сумму неожиданно завысили. Тогда вопрос решился после обращения в абонентскую службу. Там сообщили, что у П* два дома в деревне и поэтому платеж удвоился. Переплату списали добровольно – сразу после визита пенсионера к «мусорщикам».
А в конце года платеж снова вырос в два раза. Григорию Игнатовичу объяснили, что, по сведениям ресурсников, в его домике зарегистрировано два человека. Исправить ошибку в ООО «МСК-НТ» согласились только на основании справки об отсутствии прописанных граждан на даче П*. За документом старику пришлось бы ехать из города в сельскую администрацию, что зимой не очень-то и удобно, учитывая возраст и состояние здоровья нашего респондента, а тут еще вскоре началась пандемия коронавируса…
Помогли добрые люди: справку запросили по интернету, и ее нашему земляку предоставили. Однако в мусоровывозящей компании убрать надуманный долг не спешили. Тогда мужчина обратился в ГЖИ области, где ему ответили, что проверки в отношении юрлиц и ИП по Постановлению правительства РФ № 438 от 03.04.2020 г. «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля…» ограничены достаточно узкими основаниями. Случай героя этой публикации к ним не относился, поэтому завышенная плата – почти 350 руб-лей – осталась в квитанции. Но настойчивый пенсионер не успокоился. Прочитав в ответе ГЖИ, что проверку начислений платы за мусор ему могут произвести по указке прокуратуры, Григорий Игнатович написал и туда.
Как и предполагалось, прокуратура передала его послание в Госжилинспекцию. И случилось чудо: квитанция за «обращение с ТКО» с долгожданным перерасчетом в «минус» пришла почти одновременно с ответом инспекции, где подробно описали, что и как происходило с начислениями за вывоз мусора на даче пожилого мужчины.
Постоянно ошибаются
Вот что ответили пенсионеру в региональной ГЖИ после жалобы в прокуратуру Арзамасского района: «В связи с технической ошибкой ООО «МСК-НТ» в платежном документе за июль 2019 г. по адресу: с. Криуша, д… произвело начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из площади жилого помещения. В платежном документе за декабрь 2019 г. произведено начисление платы исходя из количества зарегистрированных граждан за июнь, июль, август. Согласно предоставленной оборотно-сальдовой ведомости на 01.06.2020 г. данная ошибка устранена путем произведения ООО «МСК-НТ» в платежном документе за май 2020 г. расчета начисления платы за обращение с ТКО исходя из количества собственников жилого дома с последующим перерасчетом в размере 348 руб. 83 коп.».
Дальше, как всегда, инспекторы говорят, что начисления после перерасчета производятся в соответствии с законом и принятия мер Госжилинспекцией поэтому не требуется.
Ошибки наказуемы
Конечно, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но в описанном нами случае две погрешности в начислениях почти подряд по одному и тому же адресу и все время – на пустом месте и в бОльшую сторону говорят, считаем, об их намеренном характере. А если так у многих? И люди, чтобы не заморачиваться, платят сверх положенного то 100 рублей, то 300…
При этом в Жилищном кодексе (ст. 174 п. 6) говорится, что если ресурсоснабжающая компания завысила платеж, и факт завышения подтвердился, она обязана сделать не только перерасчет и списать напрасно начисленную сумму либо вернуть ее потребителю, если деньги уже были перечислены, но и выплатить пострадавшей стороне штраф – «в размере 50% величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить».
В законе говорится, что собственник должен обратиться в РСО с заявлением о выплате штрафа, а та в течение 30 дней принять решение: согласиться с доводами заявителя о нарушении или нет. Поскольку мусоровывозящая компания, обслуживающая загородный дом Григория Игнатовича, судя по данным ГЖИ, ошибку в начислениях признала, П* вполне справедливо может требовать с нее штраф – почти 200 руб. за незаконное начисление завышенной платы.
У нас, правда, такая практика если и есть, то, должно быть, единична. В Госжилинспекции никогда о ней не упоминают. Не интересуют надзорное ведомство и причины завышения платы за вывоз мусора со стороны регионального оператора. Но с чего вдруг там решили, что прописанных двое, когда и одного-то никогда не было? Никаких оснований для этого коммунальщики не привели.
Пойдет ли Григорий Игнатович дальше в своих претензиях к мусорной компании, покажет время. Сейчас же можно довольствоваться по крайней мере тем, что ему списали взятый с потолка долг. Придумают ли в «МСК-НТ» что-нибудь еще, чтобы отнять лишнее у 70-летнего инвалида, или нет, он обещал обязательно рассказать.
Елена Миронова