Помните, как совсем недавно Дзержинск дружно поднялся на борьбу с намерением довести до проектной 68-й отметки уровень воды в Чебоксарском водохранилище? Три года, с 2010 по 2013, дзержинцы занимали первые ряды противников решительных намерений компании «Русгидро», эксплуатирующей Чебоксарскую ГЭС. Ведь 68-я отметка грозила для города химиков катастрофой – поднятием грунтовых вод и затоплением жилых районов и даже промзоны с ее многочисленными ядовитыми свалками.
Да что там говорить, 68-й проект готовил «бомбу» прежде всего для Нижегородской области и Республики Марий Эл, которые и восстали против «Чебоксарского потопа».
В 2013 году проект оказался несостоятельным на этапе государственной экологической экспертизы. Дальнейшее движение остановилось. Регионы, которым грозило подтопление, вздохнули спокойно. И кто же тогда мог подумать, особенно после доказанных негативных последствий и сотен миллиардов рублей, необходимых на компенсацию и предотвращение ущерба, что всего через несколько лет «Чебоксарский потоп» снова заявит о себе в полный рост. О новой ситуации с хорошо изученной угрозой мы побеседовали с исполнительным директором экологической автономной некоммерческой организации «Вьюница» Владимиром ОРЕХОВЫМ.
– Владимир Федорович, так откуда ветер дует? Я, конечно же, имею в виду наличие той информации, которая позволяет вам заявлять о возможности завершения строительства комплекса Чебоксарской ГЭС на нормальном подпорном уровне (НПУ) 68.
– Наша организация уже много лет в рамках общественного экологического контроля наблюдает за перипетиями в решении проблемы завершения строительства Чебоксарской ГЭС и пытается принимать меры по защите интересов Дзержинска. Весной текущего года ПАО «РусГидро» провело конкурс на «Выполнение технико-экономической оценки варианта завершения строительства Чебоксарской ГЭС на отметку НПУ 63 метра» для нужд своего филиала в Республике Чувашия.
– Если исходить из названия закупки, то процесс как раз развивается в пользу Дзержинска. По техзаданию заказано «Выполнение технико-экономической оценки (ТЭО) варианта завершения строительства Чебоксарской ГЭС на отметку НПУ 63 метра». Где тут повод для беспокойства?
– Дьявол, как водится, скрывается в деталях. Согласно этому техзаданию должен быть подготовлен доклад для федерального правительства по технико-экономическому сопоставлению вариантов 63-й и 68-й отметок. Иными словами, правительству России готовятся представить проект-68, который в принципе не подлежит реализации из-за отрицательного заключения госэкоэкспертизы, и технико-экономическую оценку завершения строительства Чебоксарской ГЭС по варианту на отметке 63, проект которого не разрабатывался вообще. И вот, изучив эти странные представленные материалы, кабинет министров России должен будет окончательно определяться с вариантом завершения строительства Чебоксарской ГЭС.
– То есть маятник властных решений может качнуться как в ту, так и в другую сторону, против которой боролись дзержинцы?
– Именно так и следует оценивать предстоящие события. Все известные утверждения о том, что президент и правительство приняли решение о завершении строительства Чебоксарской ГЭС на 63-й отметке, не иначе чей-то вымысел. Кстати, Минэкономразвития РФ на прямой вопрос общественности четко ответило, что «решение по вопросу завершения строительства Чебоксарской ГЭС еще не принято». При этом вовсе не очевидно, что этим вариантом будет именно «любимый нижегородцами» вариант НПУ-63. Учитывая, что проекта завершения строительства на отметке 63 метра вообще не существует, а технико-экономическая оценка варианта завершения строительства станции на НПУ 63 метра разрабатывается по заказу ПАО «РусГидро», невольно возникает почти очевидное предположение, какой вариант в этой работе будет выглядеть предпочтительнее.
– Вы хотите сказать, что эксперты, нанятые энергетиками, преподнесут проработки таким образом, что бОльший ущерб для территорий «нарисуется» от сохранения нынешнего уровня воды в Чебоксарском водохранилище?
– Похоже на то, что круг событий вокруг проблемы НПУ-63/68 в очередной раз замкнется на втором варианте, который лоббирует ПАО «РусГидро» и которого всерьез опасается все население Нижегородской области и республики Марий Эл.
– С какой стати «РусГидро», заказывая проекты таких оценок, подталкивает правительство к принятию тех или иных решений?
– Энергетики руководствуются нормативной базой, в основе которой поручение президента от 13 июля 2015 года (№ Пр-1350), а также поручение правительства РФ от 18 июля 2015 (№ АД-П9-4803).
В этом же ряду план-график мероприятий по завершению строительства Чебоксарской ГЭС, а точнее, его третий пункт, представленный в поручении правительства РФ от 1 апреля 2016 года (№ ЮТ-П9-1820).
Важно понимать, что утвержденный и реализуемый с 1968 года проект Чебоксарской ГЭС предусматривает завершение строительства на отметке 68 м, и до настоящего времени никто и нигде на уровне федеральной власти не принимал окончательное решение о том, что развитие ГЭС в Чебоксарах должно остановиться на НПУ-63. Поэтому все, что происходит в последние годы вокруг ГЭС, носит характер временный. Отложенные решения по выходу на 68-ю отметку объяснялись финансовыми проблемами в стране.
– Получается, что вопрос: что предпочтительнее, 63-й или 68-й уровень, повис в воздухе?
– Вот именно, а в регионах с какой-то радости пустились праздновать победу. В то же самое время правительство РФ требует выполнения плана-графика завершения строительства, которым предусмотрено выполнение ТЭО по заказу ПАО «РусГидро». Ну вот с опозданием в год энергетики и проводят сейчас эту работу. На фоне отсутствия окончательного решения об уровне Чебоксарского водохранилища «реанимация» варианта НПУ-68, безусловно, вызывает настороженность. При этом мнение регионов, население которых высказалось за 63-ю отметку, и отрицательное заключение госэкоэкспертизы в Москве фактически игнорируются.
– Но все же, как мы можем утверждать наперед, что 68-й проект окажется предпочтительнее? Наверное, экономику и решили посчитать для того, чтобы сделать выбор. Не зря же, например, в техническом задании той же ТЭО требуется оценка стоимости низконапорного гидроузла в районе Большого Козино – альтернативы 68-й отметки для решения проблем речного судоходства, связанного с обмелением Волги.
– Еще раз, с какой стати правительству планируют докладывать проект, получивший отрицательное заключение госэкоэкспертизы? Такой проект совсем не подлежит реализации, пока не будет переработан для устранения замечаний. А замечания госэкоэкспертизы в принципе неустранимы.
Кроме того, низконапорная плотина сама по себе не может быть альтернативой варианту НПУ-68, ибо для завершения строительства Чебоксарской ГЭС одной низконапорной плотины мало. Надо еще выполнить массу других работ, что в совокупности и составляет так называемый вариант
НПУ-63. Это и обустройство зоны водохранилища на отметке 63 метра, и модернизация напорного фронта Чебоксарского гидроузла, и модернизация оборудования электростанции, и многое другое, состав всех этих работ подробно описан в техзадании на ТЭО.
Так, совсем не исключено, что по оценкам ПАО «РусГидро» вариант НПУ-63 окажется дороже, чем заполнить водохранилище до 68-го уровня. В рамках ТЭО должны быть просчитаны все аспекты, в том числе и такой фактор, как недополученная прибыль, и затраты на создание и содержание всей инфраструктуры, проектируемой и возводимой под 63-ю отметку на всей территории влияния Чебоксарского водохранилища. Это, например, системы берегоукрепления, которые потребуют реконструкции, если отказаться от развития ГЭС. В общем, не понятно, в чью пользу завершатся экономические исследования. Ясно только одно, что работы по сравнительной эффективности двух вариантов закончатся докладом правительству РФ.
– Выходит, ваша правда – до окончательного решения правительство еще не созрело?
– Вот именно. Не хочется думать, что правительство РФ уже имеет мнение о предпочтительном варианте, и это вариант НПУ-68.
А потом, не забывайте, кто заказчик проекта. «РусГидро» что, себе в ущерб будет что-то оценивать? Вполне возможно, что весь негатив в расчетах ляжет на вариант НПУ-63. Интересно, что упомянутое поручение правительства РФ от 1 апреля 2016 года, обязывающее выполнить план-график завершения строительства Чебоксарской ГЭС, подписал заместитель председателя правительства, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, который одновременно с этим является председателем совета директоров ПАО «РусГидро». Кстати, полномочия Трутнева на посту заместителя председателя правительства РФ в Дальневосточном федеральном округе строго ограничены лишь вопросами развития Дальнего Востока. В этом, на мой взгляд, особенная щекотливость всей ситуации.
– Печально, что в очередной раз это происходит на фоне ослабления регионального лобби.
– Хорошо, что вы тоже заметили эту опасность. Активным противником варианта НПУ-68 выступал губернатор Нижегородской области. Это серьезно активизировало и консолидировало деятельность всех органов власти и общественности. Хотелось бы видеть такую же активность и в дальнейшем. А вот другой противник 68-й отметки, бывший глава Марий Эл Леонид Маркелов, обвиняемый в получении взятки, сейчас пребывает в СИЗО.
Найдутся ли теперь лидеры, способные возглавить новый виток борьбы против поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище? Уместно заметить, что, даже если и сыщутся такие герои, то весь запал может походить на «борьбу с ветряными мельницами», потому что на федеральном уровне, возможно, снимут еще один барьер для развития энергетики. Мало кто знает, но сейчас продавливается законодательная инициатива, которая может преодолевать отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в развитии генерирующих мощностей для обеспечения энергобезопасности страны и безопасности судоходства. Это проект Федерального закона «О строительстве водохранилищ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Если этот закон одобрит Госдума и утвердит президент, то вполне возможно, что проект-68 ПАО «РусГидро» как раз может оказаться в ряду проектов, имеющих приоритет для государства.
– Да уж, препятствий для затопления Поволжья, как следует из нашего диалога, остается все меньше. С другой стороны, а что нам переживать? Ведь в 2013 году вам удалось добиться от «РусГидро» разработки в составе проекта-68 отдельного специального тома с конкретным комплексом мероприятий по защите территорий Дзержинска от большой воды…
– Достижение, на которое вы ссылаетесь, не приносит нам полного удовлетворения. Уверенности, что предложенные мероприятия, а речь, напомню, идет об устройстве «защитной линии» в прибрежной зоне Дзержинска, достаточны для надежной защиты города, нет.
В рамках проекта «Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге» наш город до 2011 года не рассматривался вообще. Да и сам Дзержинск за всю свою историю развивался совершенно без учета выхода Чебоксарской ГЭС на 68-ю отметку, что весьма и весьма опрометчиво. Между тем все решения по проектированию объектов капитального строительства дзержинцам следовало бы принимать с учетом выхода станции на проектную мощность. А то, что Генеральный план городского округа разрабатывается без учета влияния Чебоксарской ГЭС, – это грубейшее нарушение, которое может для многих выйти боком. Мы трубили об этой проблеме, когда местные власти определяли инвестиционные зоны для строительства новых промышленных объектов. В итоге фактически учет возможного повышения уровня грунтовых вод виден только на примере компании «Даниэли Волга», которая при строительстве выполнила работы по повышению уровня топографических отметок на всей площади предприятия. Поэтому страшно представить, что может произойти для множества объектов, расположенных на территории городского округа, если придет «Чебоксарский потоп». Например, по некоторым прогнозам гидрогеологов, похоже, существенно пострадает участок от железнодорожного вокзала до Володарского района. Поселок Желнино – вообще зона повышенного риска затопления и подтопления, а также развития карстово-суффозионных процессов и оползней. Те, кто лезут в этот район со строительством жилой и коммерческой недвижимости, могут столкнуться с финансовыми рисками.
В общем, я хочу сказать, что город сегодня функционирует в условиях потенциальной и вполне реальной опасности «Чебоксарского потопа». А ведь Дзержинск и без того уже получил серьезный удар от самой природы. Хочу напомнить, что мы находимся в болотистой местности с высоким уровнем подземных вод. Примерно с 90-х годов уровень подземных вод на территории городского округа существенно вырос после консервации подземных водозаборов на большинстве крупных промышленных предприятий. Не менее серьезно динамику подземных вод ухудшает и отсутствие ливневой канализации. Правда, местные власти утверждают, что во многих районах ливневка все же есть, но забита, а над тем, как привести ее в рабочий режим, никто и не думает. Негативно влияют на состояние подземных вод и многочисленные утечки из-за высокой изношенности существующих (весьма старых) сетей водоснабжения и водоотведения.
Необходимо учесть также, что высокая динамика подземных вод может оказывать весьма серьезное воздействие на карстово-суффозионные процессы, которыми славится наш город. Таким образом, в случае реализации варианта завершения строительства Чебоксарской ГЭС на отметке НПУ-68 очередное повышение уровня подземных вод может оказаться весьма неприятным обстоятельством. Увы, пока город растет и безмятежно развивается без реального учета вполне возможных грядущих неприятностей.
Настораживает также выполненная проектантом в рамках проекта-68 оценка прогнозируемой гидрогеологической ситуации, которая может сложиться в условиях НПУ-68. В процессе инженерных изысканий ПАО «РусГидро» менял исполнителя этой части работ, при этом оценки параметров ожидаемого подтопления территорий существенно изменялись в сторону уменьшения затрат на инженерную защиту. Соответственно, менялись проектные решения и стоимость спроектированной инженерной защиты.
Беседовал Вадим Щуренков