За рапортами чиновников о завершении процедуры постановки на кадастровый учет городских лесов и пламенными речами о максимальном сохранении растительности при очередных изменениях в Генеральный план местные общественники обнаружили два земельных участка с соснами, которые не вошли в состав городских лесов и фактически могут быть застроены.
Слева и справа от моста
Речь идет о территориях с запада и с востока от желнинского виадука. Один из участков – пятидесятиметровая лесополоса между железной и автомобильной дорогами вдоль Решетихинского шоссе, до самой границы Володарского района. Другой находится на въезде в поселок Пушкино, от виадука до начала жилой застройки. И оба они почему-то оказались исключены из состава городских лесов. И теперь, видимо, им угрожает застройка с вырубкой тех самых сосен. А этого допустить нельзя, потому что озелененные участки слева и справа от желнинского виадука участвуют в формировании экологического каркаса города.
Ситуацией обеспокоились местные гражданские активисты. Председатель общественного движения «Голос Дзержинска» Сергей Вилков поделился своей тревогой с представителями Общественной палаты. Вопрос обсуждался на очередном ее заседании 5 марта. Дискуссия о судьбе сосен стартовала с проникновенной речи жителя Пушкино Андрея Баринова, которому в недавнем прошлом уже приходилось защищать лес в своем поселке от покушений застройщиков. Отстояли тогда, отстоим и сейчас, надеялись пушкинцы.
Однако в этот раз ситуация усугубляется тем, что на него уже претендует инвестор. Местная компания уже давно присмотрела участок для размещения на нем капитального объекта, подав заявку в структуры областного правительства. Уверены, что построить вдоль Решетихинского шоссе мойку или автосервис тоже найдутся желающие. Почин уже есть. Здесь уже несколько лет работает подобный комплекс. «Участок вдоль Решетихинского шоссе не вошел в состав городских лесов шириной с участок под зданием, которое уже построено, – подчеркнул глава «Голоса Дзержинска» на заседании палаты. – А ведь эта территория и по лесохозяйственному регламенту, и по Генплану была городскими лесами». При этом он заявил, что от представителей администрации города он не услышал внятных объяснений, почему земли с соснами остались без защиты. «Чем больше нахожусь в диалоге с администрацией, тем больше возникает ощущение, что эту территорию готовят под застройку», – высказал опасения Сергей Вилков.
Убывающий лес
Как вы знаете, площадь городских лесов за последнее десятилетие существенно уменьшилась. В такой ситуации каждый клочок земли, свободный от застройки, аренды и каких-либо еще прав, где растут или можно высадить деревья, следовало бы включить в их состав. Выполняя требования суда, на кадастровый учет городские власти поставили только 15,2 тысячи, а не 19,3 гектара, как того требовала природоохранная прокуратура. Исполнение судебного решения неоднократно получало отсрочку, это, конечно, не вина действующей администрации. Ей, напротив, общественники были благодарны за завершение долголетнего процесса кадастрирования. И надо понимать, что территории, состоящие на кадастровом учете как городские леса, защищены от уничтожения, потому что их площадь по закону не подлежит уменьшению.
А сократились дзержинские лесные угодья на 4103 гектара с 2007 года благодаря бурной деятельности прежних управленческих команд, прежде всего, мэра Виктора Портнова, которые не спешили заниматься кадастрированием лесного фонда, а вместо этого направо и налево разбазаривали «легкие города» якобы под красивые инвестпроекты. Но частенько участки попадали в руки к перекупщикам. Тем паче подозрительным выглядит то, что нынешняя администрация, задавшая курс на максимальное сохранение зеленых насаждений и публично объявившая об этом, не оставляет шанса на защиту целым «сосновым проспектам». Вместо того, чтобы минимизировать уменьшение городских лесов, администрация, наоборот, исключает из лесов все новые участки.
Позицию властей на заседании палаты представляла и.о. директора городского департамента градостроительной деятельности, строительства и охраны объектов культурного наследия Татьяна Коннова. Отвечая на претензии общественников, чиновница заметила, что часть участка в Пушкино все же включена в состав городских лесов, вставших на кадастровый учет. А вот сосны, лишенные охранного статуса, как выяснилось, расположены на участке, собственность на который не разграничена. Сейчас, как уточнила Коннова, эта территория не обременена ни арендой, ни частной собственностью, но есть одно но, а именно – заявка в областной совет по земельным и имущественным отношениям. Фактически Коннова подтвердила то, что и без этого было известно общественникам. На просьбу зампреда комиссии по муниципальному хозяйству и экологии Сергея Чендырина рассказать о подробностях заявки и проекта чиновница распространяться не стала, сославшись на то, что не обладает этой информацией. Лишь сообщила, что решение по ней пока не принято.
Батяня «Комбат»!
Впрочем, давно уже не секрет, что на участок в поселке претендует ООО «Правовая защита «Комбат», за которой стоит лидер фракции КПРФ в Гордуме Дзержинска Александр Терентьев. Более того, в одном из прямых эфиров из редакции «Дзержинского времени» народный избранник, отвечая на вопрос зрителя, заявил о давних планах строительства общественной приемной.
С этой идеей «Комбат» заявлялся в область еще в 2016 году. Так, в перечне заявок, рассмотренных на заседании рабочей группы инвестсовета при губернаторе 5 августа 2016 года, значится заявка №12968 на «строительство здания клуба специализированного назначения для размещения службы психологической и бесплатной юридической помощи гражданам». Инвестсовет принял положительное решение. Много воды утекло с тех пор, но участок в Пушкино до сих пор свободен от арендных отношений. Но это не значит, что «Комбат» отказался от планов по застройке. Именно ООО «Правовая защита «Комбат» в настоящее время заказала разработку проектов планировки и межевания в границах улиц Желнинской и Новозапрудной.
На это есть соответствующий приказ департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 16 декабря 2019 года. По законодательству спланировать и размежевать те или иные участки на карте города может кто угодно, хоть гражданин, хоть компания. Понятно, что просто так на это никто не будет тратить деньги. У таких расходов единственная цель – спланировать, размежевать и заполучить землю в аренду, а затем, после строительства объекта, и в собственность. Проекты, разумеется, должны будут пройти процедуру публичных слушаний и утверждения в областном департаменте. Но мы-то с вами прекрасно знаем, что результаты консультаций с общественностью носят всего лишь рекомендательный характер, а сами слушания могут вообще остаться незамеченными для горожан, на что и рассчитывают многие застройщики. А уж не добиться одобрения проекта в департаменте, с которым проектировщики так или иначе консультируются в процессе работ, – это надо очень постараться.
Короче говоря, «Комбат» движется к строительству. Чего и на какой площади, будет известно после утверждения проектов планировки и межевания на публичных слушаниях, где будет рассматриваться вся эта документация. Как это водится, авторы затеи делятся именно там своими планами по освоению земель. Другой вопрос, почему все-таки местная администрация оставила возможности для их реализации?
На каком основании?
Интересные факты на заседании палаты всплыли и относительно судьбы леса вдоль Решетихинского шоссе. По словам Татьяны Конновой, он не вошел в состав городских лесов из-за дороги регионального значения. «Мы не знаем, каким образом она будет развиваться и оставили коридор для возможного расширения», – заявила Татьяна Владимировна. Незадолго до заседания палаты мы направили официальный запрос в областное министерство транспорта и автомобильных дорог с вопросом о том, планируется ли расширение дороги.
На заседании палаты на правах ее члена ваш покорный слуга зачитал ответ пресс-службы областного правительства, которая в качестве источника информации указала «Главное управление автомобильных дорог» (ГКУ НО «ГУАД»). «Реконструкция участка автомобильной дороги Дзержинск – Володарск – Ильино – а/д М-7 «Волга» на участке от Желнинского путепровода до р.п. Решетиха с увеличением количества полос движения в ближайшей перспективе не планировалась и не рассматривалась ввиду отсутствия необходимости ее проведения», – таким был ответ ГУАДа.
После озвученной информации Сергей Вилков пошел в наступление. «Нынешняя администрация утверждает, что она не такая, как ее предшественники, что она ратует за сохранение зеленых насаждений, а на самом деле именно она у нас лес отнимает. Наши защитные леса! Это не ваши леса, вы здесь не живете. Вы ими просто должны оперативно управлять. На каком основании вы исключили эту полосу из городских лесов? Там лес не растет?» – метал громы и молнии общественник в адрес чиновников.
Защищаясь, Татьяна Коннова объясняла, что не все территории, которые покрыты зелеными насаждениями, являются городскими лесами. Но, чтобы не обострять, заявила, что сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок городских лесов не окончательный, он будет прирастать новыми территориями. Вместе с тем, как сообщила Коннова, мэрия планирует составить и реестр участков для компенсационного лесовосстановления. На свободных от растительности площадях будут высаживать саженцы, после чего эти участки включат в состав городских лесов.
Кроме этого, большие площади озелененных территорий на карте города можно будет взять под защиту по итогам работы по изменению Генплана. 25 февраля завершилась процедура публичных слушаний. Как заметила Татьяна Коннова, по итогам обсуждений от граждан и организаций поступило огромное количество предложений по поправкам.
В частности, «Голос Дзержинска» направил 13 предложений. Есть среди них и предложения по сохранению двух участков, вокруг которых развернулся спор на заседании Общественной палаты.
Время покажет
Говорили много, но без ответа оставался основной вопрос: почему же администрация, как заказчик работ по изменениям в Генплан, изначально, определяя задание проектировщикам, не прорисовала два заметных, в общем-то, участка, на карте города как зону лесов? Тогда и споров бы лишних не было, и у комиссии по увеличению площади городских лесов работы поубавилось. Не пришлось бы придумывать версию с расширением дороги. На последнее замечание Татьяна Коннова отреагировала очень живо, заметив: «Мы опираемся на то, что проектный срок реализации этого Генплана –
2027 год, – отвечала глава департамента. – В Генплане должна быть отмечена улично-дорожная сеть и дороги, в том числе с возможностью их расширения. Если на сегодняшний день не предусмотрено возможности их расширения, это не значит, что в Генплане она не должна рассматриваться на перспективу. Когда разрабатывался проект, проектировщики исходили из перспективы». А после этого она попросила передать ей ответ на запрос «ДВ» по расширению Решетихинского шоссе. Чиновница обещала ознакомить с ним разработчиков Генплана, чтобы они, если расширения дороги не планируется, исключили такую возможность, включив сосновую полоску вдоль шоссе в зону лесов.
Ваш покорный слуга посоветовал администрации самостоятельно запросить областной минтранс, чтобы получить оттуда бумагу на официальном бланке и с печатью. И, если честно, то у меня вызывает недоумение, почему администрация не сделала этого раньше. Мэрия уже давно должна владеть полной информацией о перспективах развития улично-дорожной сети в городском округе на десятилетия вперед. Информация о перспективах строительства и расширения дорог учитывается не только при доработке Генплана, но и при разработке других стратегических документов. Да и вообще, по нашей информации, доработку Генплана проводят специалисты самого департамента, а также муниципального учреждения «Градостроительство».
Весьма сомнительно, что кто-то из них за десятилетия работы не изучили каждый уголок родного города. Потому и не знать, что межрайонная дорога не нуждается в расширении, они не могли. В этой связи общественники приняли решение обратиться к главе города, требуя от него защиты участков, о судьбе которых так долго спорили. Мы, в свою очередь, обещаем проследить, как местные чиновники ими распорядятся, – сохранят или отдадут под застройку.
Вадим Щуренков