Дзержинское время

Концессионное соглашение, заключенное администрацией города с ДВК в октябре прошлого года, по-прежнему остается одной из главных тем обсуждения в Дзержинске. Оно и понятно – речь идет о судьбе стратегического объекта, одной из важнейших систем жизнеобеспечения города. С этой темой уже связывают несколько отставок. И она же стала причиной серьезного конфликта нескольких известных промышленников с главой города Виктором Сопиным. На прошлой неделе скандальное соглашение стало темой обсуждения сразу на двух дум-ских комитетах – по экономике и промышленности и по городскому хозяйству. СТРАСТИ ВОКРУГ ВОДОКАНАЛА Не будем снова рассказывать перипетии дела – «Дзержинское время» писало о них не раз. Скажем только, что наконец-то широкой общественности удалось узнать некоторые подробности о том, как и куда предполагает вкладывать деньги (правда, до сих пор неизвестно чьи) приглянувшийся администрации инвестор – ОАО «ДВК». Приглянувшийся настолько, что она без конкурса отдала ему имущество и здания водоканала в управление – так что даже программу концессии, где должно быть четко прописано, чем ДВК, собственно, порадует город и горожан в обозримом будущем, ему разрешили написать постфактум и дали на это творчество 90 дней сроку. Они истекли в январе, и программу представили. На прошлой неделе ее обсуждали на заседаниях двух комитетов Городской думы. Журналистам судить, насколько она плоха или хороша, трудно – они ее не видели, но депутатов она совсем не впечатлила. По признанию представлявшего в этом вопросе администрацию председателя КУМИ Игоря Тихомирова, мэрия в разработке плана реконструкции и модернизации участия не принимала. Что, согласитесь, странно, учитывая особенную важность вопроса. Документ разрабатывала компания «ДВК», а администрация включилась в обсуждение его пунктов и тонкостей только сейчас. Вот и получилась, по мнению многих депутатов, программа, в которой просматриваются интересы частной компании ДВК – реконструкция зданий, сооружений водоканала, установка новых окон, даже систем видеонаблюдения. Все эти вещи, по мнению депутатов, можно отнести к внутренней хозяйственной деятельности ОАО «ДВК», но никакого отношения к инвестициям и модернизации водоканализационного хозяйства города они не имеют. К примеру, в плане нет указания на перспективу смены хотя бы одного километра квартальных водоводных сетей. А это значит, по мнению Олега Богданова, решать проблему ржавой питьевой воды ДВК в ближайшие 5 лет не будет. Но так ли уж важны народу, у которого из крана течет ржавая вода, видеокамеры на зданиях водоканала? Хотя могло ли быть иначе? Если дворнику поручить написать программу собственной работы, он ее напишет: людям – не сорить, снегу – не падать, чтобы легче было убирать – выдать дворнику новейшие механизированные орудия труда и так далее. С точки зрения дворника, это будет отличная программа. Аналогия прямая… Игорь Тихомиров увещевал депутатов: да, программа сырая, но поймите, работа над ней в самом разгаре, все наши и ваши замечания могут быть учтены. И рассказал, что времени на проработку еще много: 30 дней есть у администрации на анализ представленной программы, потом еще 10 – на обсуждение всех спорных вопросов, и еще 30 – чтобы эти спорные вопросы разрешить. У нас есть еще 70 дней впереди, чтобы проработать все как следует, заявил он. Вот и получается, что власти дали свое согласие на сдачу в концессию водоканала в обмен на обещания больших инвестиций. После этого город три месяца ждал рождения плана реконструкции и модернизации. Теперь, оказывается, еще 2,5 месяца нужно ждать урегулирования всех возникших в связи с ним вопросов. Так, глядишь, и полгода пройдут. А ведь еще знаменитый Остап Бендер в бессмертном творении Ильфа и Петрова говорил: утром – деньги, вечером – стулья. Правда, в обсуждении на комитете по городскому хозяйству Игорь Тихомиров пытался поспорить с классикой: «Никому здесь никаких денег не дают». Разве? А нам кажется, что такая важнейшая часть городской инфраструктуры, как водоканал, – это не просто деньги, а колоссальные деньги. И с точки зрения вложенных бюджетных средств, и с точки зрения собираемых в виде платежей с жителей. Жаль, кстати, что никто из депутатов так и не поднял этот вопрос – о будущих тарифах ДВК. Собирается же водоканал как-то возвращать свои инвестиции. Очень бы хотелось заранее знать, сколько его инвестиционная программа будет стоить потребителям. Много вопросов у депутатов и общественности вызывает и сам подход к решению вопроса. Вместо единого и понятного принципа распоряжения городским имуществом – налицо разделение водоканализационного хозяйства на какие-то доли по непонятным критериям. Часть отдали ДВК в концессию, квартальные сети, как выяснилось, при этом все-таки остались у города. Кто их будет содержать, ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии, если МУП «Комплекс», как было объявлено на днях, ликвидируют, а его функции перейдут к КУМИ, озадачились народные избранники. В стороне от концессии осталась и система водоотведения и водоподготовки поселка Пыра. Перспективы просматриваются туманные. 19 января на своей пресс-конференции мэр Виктор Сопин заявил, что достигнуто соглашение с ДВК о строительстве новой ветки водовода к поселку, которое начнется якобы уже в 2013 году. При условии обязательного софинансирования из городского и областного бюджета. Будет ли оно – вот вопрос. В 2012 году таких строчек в бюджетах муниципалитета и региона не предусмотрено. А речь идет о больших суммах – по очень приблизительным прикидкам, стоимость проекта может потянуть на 2 миллиарда рублей. А через неделю, на том самом комитете по город-скому хозяйству, Игорь Тихомиров заявил, что в первой декаде января подписал приказ о том, чтобы выставить водоканализационное имущество поселка на конкурс среди потенциальных арендаторов. Он должен состояться в течение трех месяцев. При таких условиях вряд ли кто-нибудь, кроме ДВК, польстится на Пыру. Да и тот – разве что «в нагрузку» к открывающейся возможности осваивать немалые бюджетные деньги. В общем, объяснения представителей администрации и самого генерального директора ДВК Андрея Рехалова депутатов не удовлетворили. Они заявили о необходимости провести независимую экспертизу предложенного инвестором плана модернизации и реконструкции. Чтобы иметь точное представление, насколько актуален предложенный документ. НА ЧЕМ БУДЕТ ЕЗДИТЬ ГОРОД? Родившуюся в недрах мэрии концепцию развития пассажирского транспорта Дзержинска депутаты Думы обсуждали, кажется, еще прошлым летом. К ней были вопросы, однако в целом она народных избранников удовлетворила. Основой концепции был проект замены трамвайного сообщения на троллейбусное. Эксплуатация «рогатого транспорта» в два раза дешевле и значительно экологичнее. И, что немаловажно, предполагавшаяся замена трамвайного маршрута № 5 троллейбусным помогла бы решить другую серьезную городскую проблему – расширение двух самых загруженных транспортных магистралей – улицы Красноармейской и проспекта Ленина. На прошедшем заседании комитета по городскому хозяйству этот вопрос должен был стать предметом обсуждения в очередной раз. Однако по просьбе администрации его отложили. Заместитель мэра по ЖКХ Денис Бакиев объяснил причину – в недрах мэрии сейчас прорабатывается альтернативный вариант развития городской системы транспорта, при котором трамвай не только не исчезнет с лица города, но, наоборот, трамвайный парк будут развивать и обновлять. Слово – за мэром. Он должен принять принципиальное решение, а там уже депутаты получат на утверждение понравившийся ему вариант концепции. По признанию Дениса Бакиева, первоначально разрабатывая концепцию, они руководствовались экономическими доводами – лучше то, что дешевле. Но в эти доводы вмешалась политика. И действительно, Виктор  Сопин в декабре прошлого года неожиданно заявил, что намерен сохранить трамвай в Дзержинске. Мол, есть инвесторы, которые готовы нам поставить на выгодных условиях современные, экономичные и малошумные вагоны. К примеру, свои услуги предлагал чеш-ский концерн «Шкода». На тему сохранения трамвая мэрия даже проводила опрос общественного мнения. Что предпочитают горожане, редакции неизвестно. Возможно, многим обывателям сохранение трамвая в Дзержинске кажется «красивым», исторически правильным жестом. Вон в Париже, говорят, от трамваев сначала избавились, а потом – вернули. Но где Париж, а где Дзержинск? Принимая решение, и в «кошелек» не худо бы заглянуть. Между тем знающие люди говорят, что примерная стоимость одного нового шкодовского трамвая приближается к 80 миллионам рублей. На эти деньги можно больше десяти троллейбусов купить. А вагонов городу нужно несколько десятков. Плюс для них придется реконструировать все трамвайные пути. Дело это чрезвычайно дорогое. Очень сомнительно, что наш город даже при нынешнем более благополучном, по сравнению с прошлыми годами, бюджете его потянет. На наш взгляд, идея пахнет маниловщиной. Кому мы собираемся пускать пыль в глаза? И все же слово за Виктором Сопиным. Думцам остается ждать решения мэра. И они выразили сильное желание, чтобы решение это не откладывалось. Настоятельно рекомендовали, так сказать, Виктору Федоровичу поторопиться с выбором. САМИ ВЫ НЕПРАВЫ О том, что в кулуарах Городской думы наметилось серьезное противостояние мэрии и явная «нелюбовь» к отдельным ее сотрудникам, горожанам уже известно. Широкую огласку получила история с неудавшейся попыткой поставить «неуд» за работу Денису Бакиеву. Тот, в свою очередь, на страницах нашей газеты ответил обидчикам. Затем мэр Виктор Сопин высказал недву-смысленные обвинения в адрес Валерия Артамонова и Вадима Рыбина. На последнем заседании комитета по городскому хозяйству стало очевидно, что трения продолжаются. Когда зашел разговор о планах администрации по проведению в городе капитального ремонта многоквартирных домов в рамках 185-го ФЗ, между депутатами и замом мэра по ЖКХ Денисом Бакиевым завязалась перепалка. Последний фактически обвинил нескольких народных избранников в распространении недостоверных сведений и попытках дестабилизировать работу администрации. По словам Дениса Ильдусовича, в 2012 году город получит на капремонт жилфонда 38 федеральных миллионов. По 9,2 миллиона рублей добавят к ним областной и городской бюджеты. Всего предполагаемый объем финансирования составит около 60 миллионов. А ведь говорили, что городу дали 100 миллионов, обвиняли власти в том, что они сработали нерасторопно, опоздали с подачей документов, не вовремя довели информацию до управляющих компаний. «Город никуда не опоздал. Деньги мы получим, – заявил Денис Бакиев. – Не знаю, откуда взялась такая информация. Интернет надо меньше читать. Документы в область сданы. Они рассматриваются». Дзержинск в этой компании не одинок. Из 46 районов области ждут утверждения своих заявок еще 39. Что же касается приоритета в выборе домов, которые подпадают под федеральную программу капитального ремонта, то заместитель мэра пояснил, что, в отличие от прошлых лет, в 2012 году чиновники отдали предпочтение не управляющим компаниям, а ТСЖ. В частности, основные средства будут направлены на ремонт старых домов на поселке Свердлова. В общем, дело на комитете Думы разве что до откровенной перепалки не до-шло. И вряд ли такое положение дел можно считать нормальным. Во времена мэра Бриккера мы уже были свидетелями того, как «бодались» Дума и администрация. Ничего позитивного для жизни города и горожан из этого не получилось. ФАРС, А НЕ РАБОТА Последним вопросом в повестке дня заседания комитета Думы по городскому хозяйству стало обсуждение обращения инициативной группы общественников и членов комиссии по проверке обоснованности уровня коммунальных тарифов в городе. Они заявили о том, что комиссии не дают работать, не предоставляют никаких материалов и ответов на запросы, и просили депутатов помочь. В противном случае члены инициативной группы намерены обращаться выше – в Государственную Думу, приемную полномочного представителя президента и так далее. Наши читатели, конечно, помнят, что такая комиссия была после долгих прений создана в Дзержинске летом 2011 года. В нее вошли несколько активистов из народа, а также депутаты Шахунц, Фокин, Чесноков. Члены комиссии собирались несколько раз, но нормальной работы не получилось. Были ли тому причиной разногласия между членами комиссии или, с правовой точки зрения (как предупреждали многие), это была изначально «мертворожденная» идея, поскольку закон позволяет управляющим компаниям и тем более монополистам-энергетикам игнорировать запросы таких комиссий, судить не беремся. Однако постановка этого вопроса на комитете, на наш взгляд, превратилась почти в фарс. Все депутаты – члены комиссии, а также ее председатель в лице Дениса Бакиева на заседании лично присутствовали, но дружно сделали вид, что не понимают, чего от них требуется. «Непонятно, кто писал обращение… Наш комитет понуждают к частной переписке с кем-то, какими-то структурами… Давайте послушаем отчет этой комиссии. Полгода она существует, а движения никакого…» – звучали реплики. Так ведь в том-то и проблема, что дело не движется с мертвой точки. Об этом и кричат, добиваясь помощи и содействия депутатов, общественники. Работа комиссии по каким-то причинам невозможна или стала неинтересна депутатам и мэрии? Так найдите в себе смелость заявить и объяснить это жителям города, господа. Возможно, причины эти объективны и вас никто не осудит. Да если и осудят, это все же будет честнее, чем превращать ситуацию в фарс. Елена Бахтина