Дорожная арифметика


Глава администрации Дзержинска Виктор Нестеров надеется на участие областного правительства, что, безусловно, ускорит реализацию проекта. Но даже финансовая поддержка регионального бюджета не гарантирует старт проекта, который фактически должен обеспечить начало троллейбусного движения в западной части города. Дзержинцы, лишившиеся трамвая, могут не дождаться такой альтернативы.

На прошлой неделе инициативная группа «Дзержинцы за общественный транспорт» провела предварительную экспертизу расширения улицы Красноармейская и пришла к выводу, что проект мертворожденный.

Анализируя ситуацию, общественники рассмотрели все возможные варианты расширения проезжей части. Сегодня их всего два. Первый дает надежду на возобновление трамвайного движения, так как предполагает строительство дополнительных полос с правой стороны от трамвайных путей. Другой учитывает расширение дороги за счет демонтажа трамвайных путей. В оба из возможных вариантов после расширения улицы Красноармейская, по замыслу администрации Дзержинска, вписывается пуск троллейбуса.

«Оба варианта мертворожденные, поскольку не решают проблемы автомобильных заторов, а также не могут быть реализованы в силу действующих градостроительных нормативов. По этой же причине невозможен и пуск троллейбуса», – утверждает председатель инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт» Андрей Блохин.

Какие доводы приводят общественники?


В действующем Генеральном плане развития города улица Красноармейская определена как магистральная улица городского значения. Согласно «Своду правил» (СП) 42.13330.2011 («Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») проезжая часть на магистральной улице должна иметь ширину полос для движения 3,5 метра, а ширину тротуаров – 3 метра. Двигаясь по улице Красноармейская, даже невооруженным глазом можно заметить, что проезжая часть абсолютно не соответствует этим нормам. Сейчас общая ширина при наличии двух полос составляет 5,5 метра. При этом рядом пролегают трамвайные пути, которые имеют собственный землеотвод шириной 6,2 метра. Таким образом, расширив Красноармейскую за счет демонтажа трамвайных путей, получится выкроить проезжую часть шириной 11,7 метра. А это, по подсчетам общественников, сформирует 3,3 полосы при ширине 3,5 метра каждая. Но даже и этой площади, как показывают нормативные документы, не хватит для пуска троллейбусов.

Чтобы по улице пошел рогатый транспорт, ширина крайних полос в обоих направлениях должна составлять 4 метра как минимум (примечание 3 к таблице 8 СП 42.13330.2011).

«Следовательно, расширяя Красноармейскую под троллейбус, мы получим всего три полосы для движения автотранспорта», – замечает Андрей Блохин.

Из подъезда на магистраль


Но, может, проектировщики, чтобы расширить проезжую часть, запишут к ней участки газонов и тротуаров, расположенных справа от трамвайных путей?

В этом случае, как признают общественники, заказчикам проекта удастся достичь необходимой ширины проезжей части 15 метров, из которых согласно требованиям СП 42.13330.2011 две полосы будут иметь ширину по 4 метра и две – по 3,5 метра.

И будет так, как на проспекте Циолковского, ширина проезжей части которого соответствует требованиям СП.

«При таком сценарии расширения мы столкнемся еще с одной не менее серьезной проблемой – близостью расположения многоэтажных жилых домов», – говорит Андрей Блохин.

Так, дома № 9 и 10 по улице Ульянова и дома № 22 А и 22 Б по проспекту Свердлова окажутся на расстоянии всего в 9 и 11 метров соответственно от проектируемой проезжей части. Такая близость не соответствует уже названным нормативам. Они определяют гораздо большие расстояния от жилых домов при проектировании новой магистральной дороги городского значения, ровно как и при реконструкции существующей.

Правила диктуют, что расстояние от края проезжей части следует принимать в 50 или 25 метров при наличии защитного экрана. Этот запас расстояния нужен опять-таки для высадки зеленых насаждений (примерно 10 метров), обустройства тротуаров (3 метра) и полосы, свободной от строительства, шириной 5-8 метров от пешеходного тротуара до стен зданий (ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования»). Все эти требования соблюдены на проспекте Циолковского. Таким образом, расширить улицу Красноармейская за счет трамвайных путей, не нарушив при этом нормативы, вряд ли получится.

Стоят ли выделки трубы?


Еще один аспект против расширения улицы Красноармейская, на который обращают внимание общественники, – инженерно-экономический.
Реконструкция таких автодорог, как на улице Красноармейская и проспекте Ленина, должна сопровождаться обязательным выносом инженерных коммуникаций под разделительные полосы и тротуары. При условии сохранения трубопроводов на прежнем месте понадобится строительство тоннелей. Для этого придется вскрывать дорожное полотно, извлекать старые трубопроводы, возводить тоннели, чтобы уложить в них уже новые трубы. Представляете, насколько капиталоемким выйдет проект расширения улицы Красноармейская с учетом выполнения всего комплекса строительно-монтажных работ как того диктуют нормы?

При этом стоит учитывать, что по улице, помимо прочего, проходит магистральный газопровод среднего давления. Во сколько обойдется его перенос?

Вот и глава администрации Дзержинска Виктор Нестеров допускает вероятность того, что у города может не хватить ресурсов на расчистку площадки для расширения улицы Красноармейская и части проспекта Ленина. Между тем вынос инженерных коммуникаций – основное условие, при котором область готова принять финансовое участие в модернизации дзержинских магистралей. При фактическом дефиците средств в местной казне возникает большой вопрос: справится ли Дзержинск с такими обязательствами?

«Если мы их потянем (затраты по переносу инженерных коммуникаций. – Прим. авт.), то дадим гарантийное письмо и начнем работы по проектированию и расширению улицы Красноармейская и проспекта Ленина, чтобы, как я и обещал, проспект Ленина наконец-то стал настоящим проспектом», – проявил неуверенность Виктор Нестеров.

А вот Андрей Блохин вполне однозначно утверждает, что новой проезжей части на улице Красноармейская не получится, иначе она вплотную примкнет к жилым домам, не оставив места для выноса коммуникаций, зеленых насаждений и тротуаров.

А у дома № 22 Б по проспекту Свердлова и вовсе исчезнет дворовая территория, потому что подъезды дома выходят на улицу.

Еще и мост?


«Соблюдая все нормы и правила, расширить улицу Красноармейская не представляется возможным, а это значит, и троллейбусное движение организовать не получится», – подчеркивает лидер инициативной группы, приводя в пример еще одно препятствие для пуска троллейбуса.

Речь идет о железнодорожной ветке с завода имени Свердлова, которая пересекает Красноармейскую в самом ее начале. Так вот, по принятым в России СНиПам новые троллейбусные линии надлежит предусматривать на разных уровнях с железными дорогами общей сети, а также с внешними железнодорожными подъездными путями предприятий. Выходит, чтобы пустить здесь троллейбус, придется строить мост через железнодорожную ветку завода имени Свердлова.

Строительство путепровода через ж/д линию оборонного предприятия, с финансовой точки зрения, представляется еще более утопичным, чем работы по переносу инженерных коммуникаций.

Трамвай+дублеры =движение


Трамвай с проспекта Ленина убрали, троллейбус, по всей видимости, пустить не удастся. Что же возможно сделать для надежного транспортного сообщения в поселке Свердлова? Активисты инициативной группы настаивают на сохранении и реконструкции трамвайного сообщения с развитием в существующей и перспективной планировке улично-дорожной сети поселка Свердлова дублеров улицы Красноармейская.

Общественники предлагают организовать северный дублер, который свяжет Заревскую объездную дорогу с проспектом Свердлова (через переулок Гаражный) и с улицей Красноармейская (в районе дома № 15). Эта дорога, по их мнению, разгрузит западную часть города от крупнотоннажного транспорта.

Южный дублер должен быть сформирован из улицы Щорса с выходом ее на проспект Свердлова.

Реализация этих предложений позволит сохранить существующую планировку улицы Красноармейская вкупе с трамвайным сообщением как наиболее перспективным видом транспорта для магистральных перевозок. Другие эффекты выражаются в снижении транспортной и экологической нагрузки от грузового транспорта, повышении транспортной доступности удаленных кварталов поселка Свердлова. Наконец, дороги-дублеры вкупе с возобновлением трамвайного движения призваны повысить провозную способность всего дорожно-транспортного комплекса поселка Свердлова, в том числе, с учетом роста автомобилизации города на перспективу 9 лет.

А городская администрация в таком случае избежит дополнительных финансовых затрат на вынос подземных инженерных коммуникаций в кризисное для страны время, если, конечно, прислушается к голосу общественности.

Вадим Щуренков