Сохраняя историю, возвращаем городу красоту


Курдонер на пр. Ленина после капремонта 

Тринадцать домов, относящихся к объектам культурного наследия, в этом году были капитально отремонтированы в Дзержинске. Надо ли говорить, что ремонт на этих зданиях требует особого подхода? Ведь когда речь идет об историческом наследии, важно не только привести в порядок здание и его коммуникации, но и по максимуму сохранить его историческую аутентичность.

 
Удивительно было узнать, что Дзержинск по праву может считаться первопроходцем в Нижегородской области в проведении капитального ремонта на домах, внесенных в перечень объектов, имеющих культурную и историческую ценность. Даже нижегородцы не обладают таким опытом – уж слишком много нюансов необходимо учитывать.

Что же это за нюансы, в чем особенности работ на исторических домах и с каким итогом завершилась для них ремонтная кампания этого года нам рассказал директор МКУ «Городское жилье» Дмитрий Москвичев.

– В Дзержинске не впервые ремонтируются дома с «особым» статусом, поэтому многие горожане знают, что право ремонта на таких объектах имеют только лицензированные организации. Как происходит отбор?

– Все начинается с того, что мы, как заказчики, получаем в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области задание на сохранение объектов, включенных в программу капитального ремонта. В этом задании подробно прописываются все требования, которые необходимо предусмотреть при разработке проектно-сметной документации (ПСД). ПСД по объектам культурного наследия имеют право разрабатывать тоже только организации, имеющие лицензию Министерства культуры РФ и состоящие в министерском реестре квалифицированных организаций.

Мало кто знает, что ПСД по объектам культурного наследия – достаточно серьезный и объемный документ. Помимо подробного перечня работ, требований к качеству материалов и допустимого использования современных технологий, в нем присутствует раздел, который называется «комплексные научные исследования». Человек, который готовит проект, поднимает исторические сведения и в соответствии с ними формирует задание таким образом, чтобы максимально сохранить историческую первозданность объекта. На практике это означает, что мы не имеем права ни на шаг отступить от проекта, даже от цветового решения, указанного в документе. Автор ПСД контролирует проведение работ, и если по ходу, в силу каких-то причин нам необходимо заменить те или иные материалы, без его согласования это просто невозможно.

Точно такие же строгие критерии предъявляются и к подрядчику, которому предстоит проводить ремонт. Сразу скажу, что лицензированных организаций, специализирующихся на объектах культурного и исторического наследия, не так уж много не только в Нижегородской области, но и в целом по стране. Но зато все они на виду, и репутация каждой хорошо известна. Компания «Фрегат», которая выиграла конкурс и впервые зашла к нам в город, до Дзержинска проводила работы в Нижнем Новгороде, Москве, Чебоксарах, Самаре и получила позитивные отзывы о своей работе.  Забегая вперед, скажу, что у нас она тоже проявила себя очень достойно.

– Первыми в ремонтную кампанию вошли дома по проспекту Свердлова?

– Да. Это дома 9, 11, 13, 15 и 22. Все они входят в так называемый квартал исторической застройки, возведенный в 20 – 30-х годах по проекту архитектора Тюпикова. На первый взгляд никаких архитектурных изысков на этих домах нет, но все они стоят у истоков рождения нашего города, имеют ряд своих особенностей и, несомненно, дороги дзержинцам.

– Какие работы проводились на этих домах и в чем проявились эти пресловутые особенности?

– Еще в 2019 году в рамках программы капитального ремонта во всех этих домах поменяли электропроводку. Основной объем работ пришелся на этот год. В домах полностью менялось холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, шел ремонт кровли и фасадов (за исключением дома 22, где кровлю отремонтировали ранее).

Главная проблема ремонта именно в этих домах проявилась в крайней изношенности инженерных коммуникаций. Все было настолько ветхим, что работы нужно было проводить максимально деликатно, лишь бы не допустить аварийных ситуаций. Подрядчик справился с этой задачей на твердую пятерку.
Есть в этих домах ряд других инженерных особенностей. Например, в большинстве зданий по проекту нет ванной комнаты, в некоторых домах часть коммуникаций оказалась встроенной в стены. Для того чтобы проводить замену, нужно было договариваться с жителями, просить доступ в квартиры. И здесь подрядчик тоже сработал очень грамотно. Под всех подстроились, нашли общий язык и учли все весомые замечания.

– Традиционно красные дома обрели розоватый оттенок. Неужели исторический?

– Цвет домов по пр. Свердлова не меняли вообще. Там применена тонирующая краска, защищающая кирпичную кладку.

– Были ли какие-то нарекания при сдаче этих объектов?

– Без замечаний не обходится никогда. Мы очень строго смотрим все работы, подрядчики это знают. Но все недочеты, которые обнаруживались при проверках, быстро устранялись. Эти дома были одни из самых первых, которые мы приняли в этом году. Последний, 22-й, дом сдавался почти на месяц позже остальных – в октябре. Но зато претензий по качеству не было никаких.

– Второй крупный блок исторической застройки – это шесть домов по проспекту Ленина, образующих двор с курдонером?

– Совершенно верно. Это дома 25, 27, 29, 33, 35 и 37. Контракт по ним разыгрывался самым последним, к реальным работам строители приступили во второй половине лета. Именно на этих объектах скорость исполнения затормозилась по объективным причинам: из-за ограничений по пандемии увеличился срок согласования необходимых документов, тормозились поставки нужных материалов, сказался и человеческий фактор. Если в бригаде заболевал хотя бы один человек, с работ снимали всех. К слову, с такими же трудностями столкнулись и другие подрядчики, работавшие по программе капитального ремонта на остальных домах города. И хотя в Дзержинске самые суровые в области штрафные санкции за срыв сроков ремонта, в этом году мы пошли навстречу строителям и продлили сроки сдачи объектов – последняя приемка на шести домах по пр. Ленина прошла 6 ноября. В течение недели будут устранены последние замечания на доме № 29, и ремонт в этом квартале можно будет считать завершившимся.

– Что делали на домах, образующих курдонер?

– На всех домах в соответствии с историческими цветами восстановлены фасады, на домах 33 и 35 отремонтированы крыши.

– Красоту навели, а как же коммуникации?

– В плане капитального ремонта этих домов обозначена замена коммуникаций, но в другие сроки. Для понимания ситуации поясню. Практика показывает, что замена внутренних сетей в домах небольшой этажности обходится не так дорого, как ремонт фасадов и кровли. Поэтому правильнее будет сказать, что в этом году были сделаны не «красивые», а самые дорогостоящие работы, те, которые в случае аварии управляющие компании могут просто «не потянуть».

– Жители дома № 41/18 по пр. Ленина, наблюдая за ходом ремонтных работ, высказывали недоумение по поводу технологий, которые применялись строителями. Например то, что некоторые элементы лепнины, устанавливаемые взамен разрушенных, изготовлены из пенополиуретана…

– Данный дом не является объектом культурного или исторического наследия. Но, безусловно, он очень красив и тоже заслуживает качественного ремонта. Богатая лепнина, которая является главным украшением этого здания, настолько обветшала, что далеко не все элементы представляется возможным восстановить. В этом случае на помощь строителям приходят современные технологии. Некоторые декоративные элементы сегодня без труда можно приобрести в строительных магазинах, а в уникальных случаях их изготавливают по индивидуальному заказу. 

Фасадная лепнина из полиуретана – современный подход к ремонту и реставрации фасадов зданий. Должным образом закрепленные, покрашенные и таким образом защищенные от атмосферных осадков, они способны служить долго, радуя окружающих своим внешним видом. В любом случае все эти работы и технологии согласованы и получили одобрение контролирующих инстанций.

– Раз уж зашла речь не только об объектах, включенных в реестр культурного и исторического наследия, не могу не спросить о домах по пр. Дзержинского. 

– Данные дома входят в границы исторического поселения. Поэтому, конечно, при ремонтных работах на них также предъявляются особые требования. 
Основная сложность здесь заключается в том, что некоторые из этих зданий находятся в федеральной собственности, а следовательно, мы не имеем права их ремонтировать. Администрация города ведет достаточно кропотливую, но настойчивую работу с собственниками этих зданий, а также зданий, включенных в реестр, для того, чтобы понудить их исполнять обязанности по должному содержанию.

– А мне казалось, что главная проблема – это арки.

– В Дзержинске есть дома, где данные элементы ограждения придомовой территории входят в состав общедомового имущества, и в этом случае у нас нет никаких препятствий, чтобы ремонтировать их. Что, кстати, мы и делаем. Сложнее, когда ограждения документально не оформлены или находятся не просто в аварийном, а практически в разрушенном состоянии. Тогда встает вопрос о целесообразности их восстановления. Тем не менее позиция администрации города в этом вопросе однозначна – исторический облик надо сохранять, и там, где это возможно, мы восстанавливаем эти сооружения. На сегодняшний день во всех ремонтируемых домах «арки» восстановлены.

– Какие еще объекты культурного наследия успели отремонтировать в этом году?

– На доме № 14 по пр. Чкалова заменили текущую крышу, а в доме № 5А в пер. Учебном восстановили фасад.

Про пятый дом стоит сказать отдельно. Это здание, как и соседнее – № 3А, представляет собой общежитие, построенное в стиле конструктивизма 30-х годов прошлого столетия. Год назад мы восстановили в этом доме горячее водоснабжение, полностью заменили все инженерные коммуникации, привели в порядок места общественного пользования. Поэтому в план капитального ремонта текущего года этот дом не входил. Но сложилась аварийная ситуация – начала отходить часть торцевой стены. Мы незамедлительно обратились в Фонд капитального ремонта с просьбой о выделении денег по статье «предотвращение аварийной ситуации». Мы выступили заказчиками проектной документации, в итоге получили одобрение, и все необходимые работы на фасаде дома № 5А были завершены своевременно. Сейчас никакой угрозы на этом доме нет, фасад приведен в полный порядок.

– Однажды пришлось услышать, что Дзержинск можно считать первопроходцем в деле капитального ремонта объектов культурного наследия. Неужели мы опережаем Нижний Новгород?

– В Нижнем Новгороде идет очень большая работа по реставрации и восстановлению объектов исторического и культурного наследия. Но ни один из этих объектов не проходил по региональной программе капитального ремонта. Поэтому Дзержинск действительно является первопроходцем. Мы начали эту работу еще в конце 2018 года.
 
Постепенно освоили алгоритм подготовки и согласования документации, изучили процесс получения разрешений, работы с надзорными органами, нюансы взаимодействия с подрядчиками. Мы выстроили работу таким образом, что на каждом доме в ежедневном режиме присутствует грамотный инженер, способный увидеть все огрехи и недочеты еще на стадии производства работ, а не приемки. Словом, это достаточно сложный, многоступенчатый, жестко регламентированный законодательством процесс.
 
Поэтому, когда в Нижнем Новгороде разработали программу капитального ремонта, в которую вошли объекты культурного наследия, нижегородские специалисты обратились к нам за консультациями. Разумеется, мы не отказали и подробно, буквально пошагово рассказывали, как организовывать этот процесс. Это как раз тот случай, когда полученный опыт выливается в хороший результат. Мы научились бережно и качественно восстанавливать архитектурное наследие города, так, чтобы здания не просто долго служили людям, но и приносили им радость.

Евгения Макарова
Материал размещен в рамках муниципального контракта № 560 от 05.10.2020 г.