Прошлогоднее, можно сказать, случайное путешествие в пушкинское Болдино закончилось тем, чем, наверное, и должно было закончиться – желанием получше узнать свой край, где история не поскупилась на события, «наследила» как следует. А то получается, мы вдоль и поперек изъездили заморские Египты и Турции, можем даже кое-что припомнить из их далекого прошлого, а все, что у нас под боком, порой и в глаза не видели. Ей-Богу обидно. Именно эта обида на самих себя и позвала нас снова в путь. Еще в прошлом году, сразу после Болдина, мы с Сергеем Васильевичем, нашим редакционным фотографом, решили для себя: едва опять нагрянет осень, снова тронемся в Нижегородскую провинцию. И как только «пробило» 1 сентября, Василич (так мы по-дружески называем нашего фотолетописца) сразу поставил вопрос ребром: куда и когда едем? Первое, что пришло на ум – Городец. В конце концов, он считается самым древним в наших краях поселением – как-никак детище второй половины 12 века, Нижний Новгород и то моложе. К тому же ходят слухи, что наш Городец в 2015 году собираются официально включить в «Золотое кольцо России». Ну чем не повод поближе познакомиться с соседом, пока он не стал важной персоной и не утратил своей провинциальной искренности?! Поездку запланировали на 5 сентября – днем позже Городец справлял свое 860-летие. Однако от идеи попасть на этот праздник жизни отказались сразу – хотелось увидеть старожила не причесанным и разряженным, многолюдным и шумным, а таким, какой он есть, в «домашней», обыденной обстановке. Утро перед отъездом выдалось волнительным – детство давно закончилось, а дрожь в коленках и ожидание чуда, всякий раз накрывающие перед любым путешествием, даже очень маленьким, так и остались. К тому же эти детские, и без того острые ощущения возводила в квадрат моя осведомленность о Городце – накануне я по самую макушку «загрузилась» информацией об истории этого древнейшего города, перелопатив в Интернете не одну дюжину научных и не очень статей. Перелопатила и ахнула – Городец оказался тем крепким орешком, который не удается разгрызть ни историкам, ни археологам, ни филологам. Вокруг его ранней истории крутится столько версий, что и не знаешь, к какому берегу пристать. Она буквально соткана из догадок и предположений, а иногда и просто сомнительных умозаключений историков и легенд местных жителей. Чего не коснись – все загадка. В каком году родился Городец? Кто его «отец»-основатель? Как нарекли «младенца» при рождении? И что значит слово «городец»? На эти и многие другие вопросы все еще нет однозначного ответа. Ну как, скажите, не разволноваться перед встречей с такой загадочной «персоной»?! И пока мы с Василичем «едем» эту сотню километров, разделяющую наш моложавый Дзержинск и убеленный сединами Городец, я должна, нет, просто обязана поделиться с читателями всеми эти историческими сомнениями. Без этого город не прочувствуешь. Город без имени и истории Сразу оговорюсь, в самом Городце о неоднозначностях в его длинной истории заговаривают неохотно. Местные музейные работники в большинстве своем преданы официальной версии и охраняют ее как зеницу ока. А она такова. В 1152 году заложить город-крепость на левом берегу Волги, как правило пологом, и только в одном месте холмистом, повелел Юрий Долгорукий. Это укрепление должно было защитить Ростово-Суздальское княжество от посягательств наших восточных и совсем не миролюбивых соседей – волжских булгар. В различных, принятых за официальную точку отсчета, исторических справках это древнее поселение называют и Малым Китежем, и Городцом-на-Волге, и Городцом Радиловым. Но чем глубже погружаешься в «городецкую» тему, тем отчетливее понимаешь, что многое тут притянуто за уши. По крайней мере, мне сомнения известного в наших краях архивиста, руководителя областного комитета по делам архивов и кандидата филологических наук Бориса Моисеевича Пудалова показались оправданными, а его выкладки – убедительными. Именно он назвал Городец городом без имени и истории – разумеется, научно обоснованной. Как и многие другие историки-краеведы, Пудалов к официальной дате основания Городца (1152 год) относится с недоверием. И на то есть основания. Поскольку ни один древний, дошедший до наших дней источник не содержит прямых указаний на то, в каком году «начался» город-крепость с видом на Волгу и какая историческая личность стояла у его истоков, историки пытаются и то, и другое вычислить. При этом опираются на Супрасльскую летопись – не очень надежный, белорусский памятник, в котором Городец-на-Волге, к тому же, упоминается вскользь, без всяких указаний на даты. Не буду вдаваться в подробности историко-лингвистических изысканий разных краеведов, ограничусь лишь выводом, который следует из вполне убедительных доводов Бориса Пудалова: некоторые историки сильно погорячились, приписав Городцу 1152 год рождения. Попытка сравнения разных летописных сводов и историческая «математика» в этот раз, похоже, потерпели фиаско. А раз не клеится с датами, то и с именами получается чехарда. Если принять за истину 1152 год, то с ним «в паре» идет Юрий Долгорукий. Но в так называемой «Типографской летописи», содержащей список построенных этим князем городов и храмов, о Городце ни слова, ни полслова. Если же отнести закладку Городца к более позднему времени, например, к 1164 году, часто всплывающему в разных исследованиях, то тогда на сцену выходит уже другой исторический персонаж – Андрей Боголюбский, сын Юрия, к тому времени уже почившего. Эта версия, признаться, выглядит посимпатичнее официальной. Именно Андрей Боголюбский в 1164 году отправился с мечом в Волжскую Булгарию, и вот ему крепость на подступах к вражеской территории как раз могла понадобиться. Во времена же его родителя, как утверждают историки, ни булгары, ни русские не проявляли интереса друг к другу. К тому же Юрий Долгорукий так сильно был занят борьбой с князьями-соседями и не одно десятилетие отчаянно добивался киевского престола, что его «долгим рукам» было не до укрепления восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Вот такие несостыковки. Во всем «виновата» Москва Тем не менее версия, возводящая основателя Москвы в ранг и прородителя Городца, оказалась на удивление живучей. А непререкаемый авторитет она, похоже, приобрела в советские времена. По мнению кандидата исторических наук Т.В. Гусевой, которая с 1978 по 1993 год руководила археологическими раскопками в Городце, во всем «виновато» 800-летие Москвы, которое с помпой отмечалось в 1947 году. Идеологически это торжество, в котором принимал участие сам Сталин, было так обставлено, что Юрий Долгорукий в одночасье превратился в культовую, знаковую фигуру в отечественной истории. Не удивительно, что в такой обстановке поспешили отпраздновать свои значительные юбилеи и отрекомендовать себя как «дети» Юрия Долгорукого Городец и Кострома. С наименованием города – не менее запутанная история. Как Малый Китеж он живет лишь в народных преданиях, упоминаний этого топонима в письменных источниках, утверждает тот же Борис Пудалов, историки не встречали. Что до значения слова «Городец», то лингвисты не видят в нем оригинального имени – считают, что это общее название русских маленьких городов. И здесь филологи и историки сталкиваются лбами – последние путем археологических раскопок доказали, что крепость на берегу Волги изначально строилась как крупное поселение с мощными укреплениями. Его детинец (иначе – кремль) в 20 га фору даст московскому. Уже не раз упомянутый Пудалов предположил, что тайна этого противоречия кроется в некой незавершенности, свойственной Городцу, – приобрести статус города и собственное имя он мог только после освящения с совершением молебна в городском соборе. Но о существовании такого храма в «раннем» Городце нет летописных известий. Следы незавершенности обнаружены археологами и в физическом облике города – в его укреплениях. Так что Городец-на-Волге – это, скорее всего, недострой, каких, наверное, на Руси было предостаточно. В разных летописных сводах упоминается до десятка Городцов, и для различения их приходилось «привязывать» к географии. На приставке «Радилов» останавливаться особо не буду, дабы не утомить читателей. Скажу лишь, что это еще одна из загадок нашего Городца. Как, впрочем, и «предыстория» истории этого города – была ли она до 1152 или 1164 года? Кому интересно – загляните в Интернет, где выложено достаточно научных работ известных историков. В сухом остатке Резюме: достоверно о «младенчестве» Городца известно только то, что своими корнями он уходит во вторую половину 12 века – первое упоминание о нем можно найти в сообщениях Лаврентьевской летописи за 1171 год как о уже существующем городе. Да и археологические находки подтверждают это на все сто процентов. С 13 века противоречия в истории Городца, так и оставшегося без оригинального имени, сходят на нет, а определенности явно прибавляется. …Вот мы и добрались до Городца, отмахав сотню километров и преодолев восемь с половиной веков. И дальше наш рассказ пойдет о том, что мы увидели своими глазами и услышали собственными ушами. Но об этом – уже в следующей «серии» наших городецких заметок. Продолжение следует.