На углу проспекта Ленина и улицы Клюквина высится ультрасовременное и ультрамодерновое здание торгово-развлекательного комплекса «ДЮНЫ». Но в памяти горожан он еще долго (если не навсегда) останется как ДК «КОРУНД». А уж если быть совсем точным, при рождении своем в 1971 году это здание называлось так: Дворец культуры производственного объединения «КОРУНД».
Будет ошибочным считать, что история дворца начинается с этой даты – 1971 год. Нет, с названного года отсчитывается лишь история здания, а дворец как творческий коллектив, как популярный очаг культуры зачинался в далекие тридцатые годы в виде дома культуры Калининского поселка. Много славных дел и творческих достижений числится за этим поселковым клубом. Его любили посещать как жители поселка, так и чернореченцы, жившие в Соцгороде. Здесь случались мероприятия, на которые почти невозможно было раздобыть «лишний» билетик. Но в конце 50-х – начале 60-х годов началось интенсивное переселение жителей из поселковых бараков в благоустроенные квартиры Соцгорода, и поселковый клуб растерял своих постоянных посетителей. Стало совершенно очевидно, что клуб поселка Калинина не может больше быть очагом культуры для огромного коллектива старейшего в городе Чернореченского химического завода, и встал вопрос о строительстве нового здания в городе.
Проект дворца нам разыскать не удалось. Ясно, что он был типовой. Но истинными отцами этого здания следует считать Алексея Георгиевича Петрищева и Петра Исааковича Труба. Первый был директором завода (или, если хотите, производственного объединения), затем начальником главка и министром, а второй – главным инженером проекта. Дело в том, что, говоря «встал вопрос о строительстве нового здания», мы должны учитывать ситуацию в стране в те годы. А тогда отвлекать средства от промышленного или жилищного строительства категорически запрещалось. На этот счет существовали совершенно недвусмысленные постановления правительства СССР. Так вот эти два человека с завидным упорством преодолели все препятствия, прошли все витиеватые коридоры власти и вырвали-таки разрешение и средства на сооружение нового дворца. А уж проект, его привязка на местности и прочие вопросы – все это уже было делом техники.
Архитектура дворца полностью соответствовала стилю времени его рождения. Это бетонные, лишенные каких-либо украшений стены, ленточное остекление, кубические формы строительных объемов. Здание трехэтажное. В восточной его части возвышалась сценическая коробка. Центральный вход находится в западной части здания. К нему вела широкая парадная лестница, а само крыльцо было перекрыто мощным козырьком. Над ним красовалось мозаичное панно. В те годы дзержинские архитекторы часто применяли мозаику для придания хоть какой-то выразительности плоским бетонным стенам. Слева по фасаду можно было видеть остекленный объем, выпирающий из основного здания. Это лестничная клетка, предназначенная для аварийной разгрузки второго и третьего этажей. Спортивный зал располагался в отдельном блоке, южнее главного корпуса, и соединялся с ним крытым переходом.
Перед главным фасадом был устроен фонтан, который одно время даже работал. Но с фонтанами в нашем городе – полная невезуха, и этот тоже умолк. Навсегда.
Пройдя центральный вход, мы попадали в огромный вестибюль, где были расположены раздевалки. Из вестибюля можно было пройти в переход к спортивному залу, на лестничную клетку и оттуда на верхние этажи и, разумеется, в главный зрительный зал на 750 мест. Оборудование и возможности сцены полностью соответствовали стандартам того времени. Поэтому на этой площадке можно было показывать (и показывали) любые представления. Прямо за сценой располагалась лестничная клетка, обеспечивающая доступ на второй и третий этажи работникам дворца и участникам творческих коллективов.
Кроме большого, или главного, зала на втором этаже имелся малый, или лекционный, зал на 250 мест – очень уютный и с превосходной акустикой.
Как уже говорилось, в новый дворец пришел старый заслуженный творческий коллектив со своими сложившимися традициями, достижениями, авторитетом и т.д. Поэтому время на раскачку, на приобретение какого-то своего имиджа новому дворцу не понадобилось. Просто все, что было хорошего в старом поселковом клубе, заиграло-зазвучало в новом здании новыми же интонациями. Три коллектива здесь имели звание народных: народный академический хор, народный цирк и народный театр «Ровесник». Здесь же под руководством Марка Маркитантова зародилась хоровая капелла, продолжал свою жизнь старейший в городе духовой оркестр. И танцевальные коллективы тоже прекрасно держали марку калининцев. А уж о вокалистах дворца и говорить нечего. Это была прекрасная школа, заложенная еще Марком Маркитантовым. Вокалисты этого дворца были в состоянии на хорошем уровне создавать оперные спектакли в концертном исполнении. Такие имена, как Николай Колесников, Алла Арутюнова, Татьяна Соколова, в особых рекомендациях не нуждаются. Словом, ДК «КОРУНД» очень быстро подтвердил те позиции, которые занимал в стареньком поселковом клубе.
Большим достижением дворца было создание музея Чернореченского химического завода. В этом музее было все прекрасно: и интерьеры, и подобранная экспозиция, и та научная работа, которая здесь проводилась.
До 1985 года ДК «КОРУНД» процветал и был настоящим культурным очагом в городе. Но тяжелейший экономический кризис особенно сильно задел старейшее предприятие – «Корунд». Завод рухнул, и вместе с ним рухнула его социальная инфраструктура. Ушло время подвижников культуры. Будем надеяться – временно. Временно-то оно, может быть, и временно, но дворец как заметный и памятный очаг культуры был городом потерян. Здание выкупила какая-то фирма, полностью его перестроила в стиле европейского модерна, и теперь дзержинцы имеют на месте дома нашей памяти дворец торговли и развлечений «ДЮНЫ». И долго еще мы будем называть это здание дворцом «КОРУНД», ибо память наша такая субстанция, которую так запросто не перестроишь.