От УМЛ до ЦОР. Проспект Чкалова, 11. Улица Урицкого, 10


Расстояния между вехами можно измерять километрами, а можно и годами. Так, например, можно сказать, что Университет марксизма-ленинизма (УМЛ) и Центр общественной работы (ЦОР) в нашем городе разделяет дистанция в 60 лет. В своем очерке мы постараемся пройти этот временной путь и показать, насколько сложна история нашей Родины даже на таком, не очень большом, с исторической точки зрения, отрезке времени.

 

Коммунистическая партия придавала наиважнейшее значение внедрению своей идеологической догмы в общественное сознание. Для разных слоев общества применялись разные способы такого воздействия. На уровне трудовых коллективов использовались так называемые политчасы или политлетучки. Тут пропаганда «основополагающего учения» носила грубый, «напроломный» характер. Как правило, это было очень формальное мероприятие: полуграмотный пропагандист делал вид, что увлечен собственным рассказом, а полусонные слушатели делали вид, что им это интересно.


Но был и тот уровень обучения коммунистической догме, на котором до слушателя доносились вполне серьезные политические, исторические, философские и экономические знания. Такие школы назывались вечерними университетами марксизма-ленинизма. Они принимали слушателей из среды образованных людей, из которых затем формировалось среднее звено управленцев. Более высокие руководители обучались в высших партийных школах регионов или страны.


…Шел 1943 год. До конца величайшей войны еще остается два года. Не до конца освобождена советская земля. На заводах действует казарменное положение, и люди отдают последние силы на алтарь будущей Победы. И вот на этом историческом фоне в Дзержинске открывается Университет марксизма-ленинизма.


Новое учебное заведение разместили в двухэтажном здании бывшей школы на углу проспекта Чкалова и нынешней улицы Маяковского. Впрочем, тогда такой улицы практически не было, и называлось это пространство (вместе с нынешней улицей Клюквина) проспектом Кагановича. Молодой читатель не поверит, но здание университета стояло, можно сказать, на краю города. Ведь все, что сегодня находится на проспекте Чкалова к северу от Маяковской улицы, тогда не существовало даже на чертежах.


Дзержинский УМЛ был хорошо оборудован, обладал очень приличной библиотекой, был укомплектован весьма грамотным преподавательским составом. Среди лекторов университета были известные профессора из горьковских вузов. Слушатели университета занимались в нем в свободное от работы время. Слушали лекции, работали в библиотеке, писали рефераты. Кроме чисто пропагандистской и идеологической трескотни, слушатели получали и достаточно закрытую информацию о состоянии дел в стране и городе, а также серьезные знания в области философии, истории, социологии и экономики. И сегодня еще живы многие дзержинцы, получившие диплом об окончании этого учебного заведения.


В этом здании на проспекте Чкалова, 11 УМЛ благополучно просуществовал до начала 80-х годов. Но к этому времени город сильно расширился как территориально, так и по числу жителей. В уютном двухэтажном здании, окруженном симпатичным сквериком, слушателям стало тесновато, и в 1980 году Горьковский обком КПСС заказывает проект для нового здания, получившего условное название «Дом политического просвещения».


Исполнителем проекта был назначен Дзержинский филиал института «Горьковгражданпроект». В качестве основы для проекта был выбран типовой проект дома политического просвещения № 264-19-23, разработанный ЦНИИЭП (Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования) им. Б. С. Мезенцева. Кстати говоря, это та же организация, которая проектировала для нас здание драматического театра. В привязке этого проекта принимали участие многие специалисты нашего филиала «Горьковгражданпроекта». Основные материалы подписаны директором филиала Зайцевым, главным инженером Лепехиным и главным инженером проекта Калмыковым. Архитектура интерьеров и экстерьеров здания, а также благоустройства комплекса разработана, в основном, архитектором С. И. Чернюком. Проектирование было закончено в 1984 году. Строить комплекс начали годом раньше, и это строительство растянулось почти на пять лет.


Здание приподнято над окружающим пространством, и к центральному входу ведет парадная лестница. Это придает всему комплексу торжественность. Внутри трехэтажное здание богато отделано мрамором, имеет два зрительных зала (большой и малый), выставочный зал, библиотечный зал, многочисленные комнаты для занятий.


Дом политического просвещения (ДПП) сдан в эксплуатацию в 1988 году. Но к этому времени вопрос о том, в каком качестве надлежит эксплуатировать этот дом, уже не имел ясного, однозначного ответа. Дело в том, что пока здание строилось, практически рухнуло то, что в новом доме предполагалось пропагандировать. «Основополагающее учение» не выдержало семидесятилетней попытки его практического воплощения. Государство, построенное на принципах этого учения, к 1988 году трещало по всем швам, и преподавать его «основы» становилось почти невозможным. Формальный хозяин Дома политпросвета – горком КПСС – уже не знал, как и в каком направлении просвещать взбрыкнувший народ. Но зато сам народ в ходе первых более или менее демократических выборов 1989-1991 гг. превратил ДПП в вечевое поле, на котором происходили политические баталии.


В январе 1991 года в Прибалтике советское руководство попыталось остановить движение центробежных народных устремлений с помощью грубой военной силы. Были человеческие жертвы. По этому поводу на площадке перед домом и на ступеньках парадной лестницы состоялся митинг, где впервые в нашем городе в нелицеприятных выражениях были осуждены действия советского правительства в прибалтийских республиках. А после неудавшегося путча в августе 1991 года и развала КПСС Дом политпросвета перешел во владение к городской мэрии. Дом политического просвещения превращается в городской общественно-политический центр (ОПЦ). На дворе стояла пора беспредельного плюрализма. Рядом с кабинетом «Демократической России» находилась комната крайне националистического РОНСа (Российский национальный союз). Тут же действовали городские активисты КПРФ. Словом, никакого тебе марксизма-ленинизма, а безудержный разгул демократии. В аудиториях и залах ОПЦ кипели страсти, городские витии произносили пламенные речи, но жизнь от этого никак не улучшалась. Даже совсем наоборот.


Постепенно все страсти поутихли, народ устал от этих воплей, многие витии ушли в забвение. А помещения ОПЦ стали заселять общественные организации, занятые конкретной работой, полезной для определенного круга людей. В этом доме обосновались городской совет ветеранов, Дзержинский правозащитный центр и другие некоммерческие организации. А дом на улице Урицкого получил свое третье имя: Центр общественной работы (ЦОР).


В Центре общественной работы проводятся массовые мероприятия, концерты, выставки, встречи с видными политиками страны и региона. Здесь теперь ничто вам не напомнит, что первоначально дом на Урицкого, 10 предназначался для вечернего Университета марксизма-ленинизма и политического просвещения широких народных масс в духе коммунистической догмы.


А что же старый дом УМЛ на проспекте Чкалова, 11? Я не сторонник метафизики и разных там мистических построений. Но в случае со старым зданием УМЛ нечто от этой чертовщины приходит-таки в голову. Судите сами, оставленное без попечительства вполне крепкое здание, для которого городские власти не подыскали нового применения, развалилось само по себе, точь в точь, как и учение, которое здесь пропагандировалось. Судьба этого здания как бы зрительно проиллюстрировала то, что неизбежно происходит с теориями, не подтверждаемыми практикой. Более того, чтобы усилить эффект этой своей иллюстрации, судьбе было угодно именно на развалинах бывшего Университета марксизма-ленинизма возвести первый в городе жилой дом для новой русской буржуазии. Ну, не мистика ли это?


Дом на проспекте Чкалова, 11 красив, добротен, построен в европейском стиле и выглядит вызовом окружающей его безликости.


Подведем итоги. Дом политпросвета, ставший Центром общественной работы, безусловно, стал домом нашей памяти, ибо повторил в своей краткой истории то, что произошло с нашей страной за последние 20-25 лет. Мистически исчезнувший дом Университета марксизма-ленинизма тоже может претендовать на это звание, ибо много еще живых дзержинцев, честно, верой и правдой служивших этому учению и даже окончивших этот университет. Не их вина, что учение оказалось нежизнеспособным.


Можно ли назвать новый жилой дом на проспекте Чкалова, 11 домом нашей памяти? Сегодня, разумеется, нет. Он еще очень молод. Но кто знает, как сложится судьба нашей страны, нашего города и этого дома? Может быть, для будущих поколений дзержинцев он станет символом победы русского капитализма над идеологическими догмами «единственно верного учения». Пока же мы можем точно сказать, что дом на перекрестке проспекта Чкалова и улицы Маяковского украсил собой это место, а нам ведь так не хватает сегодня красоты.

Исаак Фельдштейн

 

На фото:

Университет марксизма (слева).

Сейчас на месте университета красуется жилой дом.

Центр общественной работы.