Найти сведения о 91-й танковой бригаде, как, наверное, о любой другой, воевавшей в Великую Отечественную, сегодня не сложно. Всезнающий Интернет расскажет, каким был командный и боевой состав бригады, где и когда воевали прославленные танкисты отдельной Фастовской, ордена Ленина, Красно-знаменной, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого танковых бригад…
Не таясь, поведает Всемирная паутина и том, где формировалась бригада: сначала под Казанью, а немного погодя передислоцировалась в «другой город, расположенный в Горьковской области». Этим городом был Дзержинск…
А между тем автор книги «Звезды на броне», вышедшей в 1971 году и посвященной орденоносной 91-й ТБР, полковник Тимофеев (бывший в свое время начальником политотдела бригады) ни разу в своей книге не назвал наш город «по имени». О том, что «уютный городок, вытянувшийся вдоль берега Оки», «город-курорт», как называет его автор, это и есть Дзержинск, тогда знали немногие… Да и о том, что в 1942 году в их родном городе почти два месяца «сколачивали», говоря военным языком, 91-ю ОТБР, наверняка было мало кому известно…
Тому, что в качестве временной «стоянки» выбрали именно Дзержинск, вряд ли стоит удивляться. Город, по описаниям все того же Николая Александровича Тимофеева, «оказался во всех отношениях удобным для размещения бригады. До областного центра было всего около 40 километров. Сосновый бор, где будут стоять танки, обеспечивал отличную маскировку». Кстати говоря, боевую технику – танки Т-34 – для бригады делали на Автозаводе.
Хотя вполне вероятно, «месяц и двадцать дней», которые провела танковая бригада в «приокском городе», так и остались бы малоизвестным даже для дзержинцев событием, если бы им не заинтересовалась краевед Зоя Припорова. А уж если Зоя Михайловна что интересное «откопала» – все, ее не остановить – начала поиск… Такая уж у нее душа беспокойная, жадная до открытий. Так что пастернаковское: «…Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья…» – это, видимо, и про нее, Припорову, тоже…
«Не понимаю, – говорит она, – как можно оставаться безразличным к истории, когда каждое историческое событие – это люди, а равнодушие к человеку – это, по-моему, болезнь…»
Не смогла остаться равнодушной Зоя Припорова и к истории 91-й отдельной танковой бригады. Хотя из дзержинцев в бригаде служил только Александр Васильевич Балахнин, те недолгие полтора месяца, что гостило танковое воинство в Дзержинске, как будто породнили вояк с чужим, в общем-то, городом и его жителями…
Первая после войны встреча танковой бригады, вернее, тех ее участников, которые остались в живых, и «приокского города» случилась только в 67-м, в День Победы… Да и этой встречи, вполне возможно, не случилось бы, если бы не Зоя Припорова со своими юными разведчиками из клуба «Чайка», которые за два года до того занялись поиском бригады…
Сначала они «перелопатили» историю родного города. Отыскали и встретились с тем самым Александром Балахниным, который был начальником политуправления орденоносной бригады, единственным из всех участников 91-й ОТБР дзержинцем. Остальных участников разыскивали с помощью писем. Сколько их тогда разослали по стране красные следопыты из Дзержинска, трудно сосчитать… Всем клубом отправили письмо и бывшему командиру бригады генералу Якубовскому, кстати, дважды Герою Советского Союза. И ведь надо же, откликнулся Иван Игнатьевич, ответил красным следопытам – поделился своими воспоминаниями. Среди тех участников бригады, которых тогда посчастливилось разыскать подопечным Зои Припоровой, были еще четверо, удостоенных этой высокой награды – Героя Советского Союза… Совершенно неожиданно пионерам клуба «Чайка» тогда пришло письмо из Подольска – в нем главный армейский архивариус поведал ребятам о том, как формировалась 91-я бригада, каким был ее путь…
А уже в 66-м году в Ленинграде юные разведчики из Дзержинска встретились с теми, о ком до этого только читали и слышали, – ветеранами танковой бригады. И даже побывали в гостях у самого генерала Тутушкина – бывшего ее командира…
Через год уже сами ветераны приехали в Дзержинск: 80 участников 91-й отдельной танковой прибыли из разных концов страны, чтобы отпраздновать главный праздник – День Победы. Среди них, кстати, была и легендарная Екатерина Петлюк – единственная женщина-механик, женщина-танкист.
«Малютка» – так ласково звали ее и ее боевую машину «Т-60» в родной бригаде… Екатерину Алексеевну, рассказывает Зоя Припорова, нашли буквально за месяц до встречи – ребята все боялись, что она не приедет, а им так хотелось увидеть женщину-танкиста…
Тогда же, в 67-м, красные следопыты «Чайки» вместе с Якубов-ским, Балахниным и Тимофеевым отправились в поход по местам боевой славы 91-й ОТБР. Целый месяц на автобусе (самом обычном, не каком-нибудь двухэтажном и сверхкомфортном) колесили по городам. По сегодняшним меркам – поступок просто-таки отчаянный. Ну покажите мне хоть одного современного родителя, который отпустил бы вот так запросто свое чадо на месяц…
Хотя и такие одержимые историей, увлеченные работой с детьми, как Зоя Михайловна Припорова, преподаватели нынче уж большая редкость… «Где же вы жили?» – интересуюсь у Зои Михайловны. «Путевкой нам была «Красная звезда» – здесь вышла статья о нас и нашем походе, с этой «путевкой» мы и приезжали в каждый из горсоветов или военкомат…» – делится Зоя Припорова.
За месяц красные следопыты объехали два десятка городов и городков: Волгоград, Валуйки, Оскол, Харьков, Полтаву, Киев, Житомир, Фастов, Львов… В городе Фастове следопытам удалось встретиться еще с одним участником бригады – Феофановым. От него ребята узнали, что под Фастовом бригада вела особенно жестокие бои. Дважды победа переходила к немцам, и дважды советские войска освобождали город… После этих боев 91-я отдельная танковая бригада и стала называться фастовской…
А чего стоили танкистам бои под Сталинградом… Уже после первого, когда из 35 танков, участвовавших в нем, бригада потеряла 17, командование сделало вывод: если будем швыряться танками, бригада выдохнется за неделю… Хотя в бой, как говорила все та же Екатерина Петлюк, шли не танки, а танкисты… недаром 18 из них были удостоены звания Героев Советского Союза.
Все увиденное и запечатленное юными следопытами в той поездке, конечно, вошло в экспозицию музея «Боевой славы», который тогда уже занимал целый этаж Дворца культуры химиков. Воспоминания участников Великой Отечественной, снимки, письма – чего там только не было. Александр Балахнин, кстати, помог разыскать красным следопытам «Чайки» фотокорреспондента, который прошел войну вместе с бойцами легендарной танковой бригады. Он передал в музей, созданный ребятами, снимки со сталинградских боев, взятия Берлина… Таких, может быть, и не было больше ни в одном музее. Да и у нас уже нет.
Спросите, где этот музей сейчас? Нет его. Получается, что ничего от боевой славы и не осталось… Кроме нее самой.
Очевидно, причина тому – старая болезнь, о которой сокрушается Зоя Михайловна, – равнодушие…
Но к ее радости, не так давно дворец культуры взялся восстанавливать утраченную экспозицию. Основываться она будет, скорее всего, на снимках, газетных статьях, оставшихся в личном архиве Зои Михайловны. Больше вряд ли удастся «откопать», если только не сыщутся какие-нибудь юные следопыты – такие же одержимые историей, каких воспитывала Припорова…
Елена Богомазова
На фото: Слева направо: Л. Песиков, Е. Петлюк, З. Припорова, 7 мая 1967 года