Проектировали поселок, а получился город

Преддверием грандиозной стройки в п. Растяпино стало первое техническое совещание по рассмотрению эскизного проекта «распланирования поселка Растяпино» 10 января 1928 года под председательством главного инженера Нижегородского управления строительного контроля А.Д. Гурьева. Документ, подготовленный Растяпинским районным исполнительным комитетом (РИК), представил его автор – инженер-строитель, архитектор Н.А. Баташев.

Однако почти сразу стало очевидно, что есть потребность в возведении не поселка, а целого города. И его проектированием вплотную занялись специалисты московских ведомств.  Группа под руководством профессора Нижегородского университета Н.М. Романова исследовала геологическое строение местности по материалам шестнадцати специально устроенных глубинных скважин от деревни Бабушкино до села Черное. Полученные результаты подвергли глубокой экспертизе специалисты Московского ГУКХ НКВД, выдав заключение: «Застройка на обследованной территории возможна». Последовавшим Постановлением Совнаркома СССР от 23 мая 1928 года  приняли решение: строить рабочий поселок Растяпино. Однако в документах уже вовсю употребляют фразу  «строительство города Растяпино». В том же 1928-м сюда прибыли  геодезисты Бюро планировки городов «Картоиздательства» НКВД РСФСР с целью съемки плана местности для  дальнейшей планировки.

 
И вот уже созданное Управление Растяпинского строительства обращается в президиум губернского исполкома с просьбой утвердить программу строительства «города Растяпино», санкционировать сдачу проектных работ для исполнения сооружения первых объектов будущего поселка: электроосвещения, водопровода, бани, пожарного депо, школы-семилетки, универмага, амбулатории, фабрики-кухни, стадиона. По просьбе управляющего строительством Н.Д. Вяхирева, заведующий техническим бюро М.Е. Фридман передал заказ на проектирование перечисленных объектов в Госпроектбюро, которое специализировалось на разработке типовых проектов.

Проектам зданий Народного дома, химтехникума, Дома Советов, школы-семилетки, стадиона решили придать статус «наиболее важных объектов».

Несмотря на опасение, что  возможен  перерасход установленных затрат, президиум Нижгубисполкома своим Постановлением от 28 января 1929 года объявил Всесоюзный открытый конкурс на составление эскизных проектов на эти сооружения. В жюри вошли инженеры-строители: Н.Д. Вяхирев, А.Д. Гурьев, Ф.Н. Ломунов, М.Е. Фридман, Н.Д. Баженов, В.И. Вагин, инженер-архитектор Е.Д. Садовский, от Московского архитектурного общества – известный архитектор-художник И.В. Рыльский.

В  разосланной по стране программе конкурса излагались конкретные требования. Особо сложные требования организаторы конкурса предъявили к проектированию здания химтехникума. Сметная стоимость его строительства оценивалась почти в миллион рублей. Архитектурная обработка фасада строения должна соответствовать назначению сооружения без применения дорогостоящих материалов. Устроители конкурса определили премии победителям и призерам – от полутора тысяч  до пятисот рублей. Конкурс состоялся. Перед окончательным отбором комиссия выставила на обозрение поступившие работы для общественной оценки, а после присуждения премий лучшие проекты разместила на устроенной в п. Растяпино выставке.  

Мероприятия по подготовке к первому строительному сезону 1929 года шли полным ходом: набрали рабочих, завезли стройматериалы, оформили заказ на новые партии. Вскоре разрешился вопрос с финансированием. Согласно Постановлению СНК СССР от 30 мая 1928 г., «в целях развития строительства в Растяпинском районе» на выполнение первоочередных строительных работ в течение 1927-1932 годов государство выделяло
11680 тысяч рублей. Средства распределялись по строительным сезонам и с начала сентября 1928 года стали поступать из различных источников: бюджета РСФСР, губернского, бюджета Соцстраха, средств союзной промышленности, ВЦСПС, Центрсоюза, РОСГОСстраха, по кредиту ЦКбанка.

Два проекта будущего города

И вот на очередном заседании президиума планировочной комиссии Губернского управления в январе 1929 года представитель Бюро планировки городов «Картоиздательства» московский архитектор А.С. Мухин впервые знакомил нижегородцев и растяпинцев с программой застройки нового рабочего поселка. Свой доклад он иллюстрировал двумя вариантами схем эскизных проектов планировки, выработанными Московским Бюро картоиздательства. В планировке была преду-смотрена связь между химзаводом (Чернореченский химический завод) и заводом № 80 им Я.М. Свердлова главной магистралью  в расположении окружающих улиц. При этом сохранялись лесные массивы с деревьями от 80 до 100 лет «от роду».

 
Общая площадь  равнялась 630 гектарам, он рассчитывался на 50000 жителей.  В первом варианте предложенной схемы центральную часть будущего города проектировщики расположили в юго-восточном направлении вблизи станции железной дороги, Выселок села Черное (ныне ул. Попова) и Чернореченского затона. Здесь предполагалось возвести будущую центральную площадь, вокруг нее отводилось место для зданий административных и коммерческих учреждений. Далее на схеме планировался район крупного коммунального и жилищного строительства, место под индивидуальные дома. Застройку предполагалось вести в течение 25 лет. Проектом отводились специальные участки для школьного и больничного строительства, так называемые городки.

По второй схеме общая конфигурация не менялась, но при этом центр был перенесен в левую сторону от старых Выселок почти на километр по сравнению с первым вариантом – в направлении завода им. Я.М. Свердлова. Будущую центральную площадь расположили на повороте главной магистрали к этому предприятию.

Эскизные проекты вызвали горячие споры. Где удобнее расположить центральную площадь будущего города? Какие общественные здания там строить? Вырубить вековой лес или сохранить под парк – ведь он отгораживает город от реки Оки? По каждому вопросу высказывались самые неожиданные предложения, противоположные мнения. Но в итоге по основным положениям все согласились с доводами проектировщиков.  Центр поселка решили строить по второму варианту схемы планировки – на повороте главной магистрали к заводу № 80. Определились и по самому спорному вопросу проекта – о возведении на центральной площади зданий Дома Советов, пожарного депо и стадиона. Лесной массив вдоль железной дороги и к северу-востоку решили сохранить.

Авторы в окончательном проекте пообещали разработать более выразительную связь нового поселка-города с территорией Выселок села Черное, железнодорожной станцией и берегом реки Оки, а также перенести здание химтехникума с центральной площади в северо-восточную часть поселка.
Программу строительства с проектом плана-схемы застройки центра рабочего поселка Растяпино собравшиеся одобрили единогласно с учетом внесения пожеланий в окончательный проект. Специалисты Бюро Картоиздательства, преобразованного позже в Государственный институт «Гипрогор», подготовили проект с учетом поправок к 1 марта 1929 года. И уже 1 мая 1929 года в сосновом бору, на расчищенной от вековых деревьев площадке, состоялся многолюдный митинг. Председатель Растяпинского районного Совета депутатов трудящихся Н.Д. Баженов открыл его и, заметно волнуясь, объявил о том, что участники торжества собрались на месте будущей центральной площади будущего города. Председатель Дзержинского поселкового Совета Н.К. Макаров-Кулаков, секретарь поселкового совета Н.К. Бочкарев вместе с рабочими-строителями на глазах у сотен людей подписали акт о закладке нового города. Под звуки Интернационала капсулу с этим документом положили в юго-западном углу будущего здания Дома Советов.

В тот день после митинга долго не расходились – растяпинцы всматривались в пересечение линий на большом плакате с планом, старались угадать на вырубленной от леса площадке соснового бора очертания улиц и проспектов, гостиницу, школу, красивые и удобные жилые дома. Верили и не верили: неужели так будет?! С закладки следующего общественного здания – фабрики-кухни – 5 июля 1929 года началось большое строительство.
 
А затем в начале августа продолжилось возведением здания химтехникума им. Красной Армии по проекту Л.Ю. Гальперина, по типовым проектам – пожарного депо, универмага.

В ноябре приступили к постройке школы-девятилетки, поликлиники.

Новый город на карте

Вопрос о названии будущего города впервые затронули  в разговоре с председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, посетившим Растяпино в январе 1927 года. Один из возможных вариантов переименования п. Растяпино связывали с именем Ф.Э. Дзержинского. Вскоре на VII Растяпинской районной конференции ВКП(б) 15 декабря 1928 года председатель Растяпинской парторганизации Ю.А. Каганович предложил своим партийцам назвать строившийся город Дзержинском. Пожелание было услышано.

22 июня 1929 года Президиум ЦИК Союза ССР выносит Постановление о переименовании рабочего поселка Растяпино в рабочий поселок  Дзержинск. А 30 марта 1930 года решением ЦИК СССР поселок Дзержинск стал городом.

Станислав Шальнов, краевед

(В статье использованы сведения документов из фондов ЦАНО, ОПАНО.
Фотографии фондов Дзержинского краеведческого музея)
 
На фото:
Митинг на будущей площади Дзержинского. 1929 г.
Пожарное депо, находившееся близ здания нынешнего здания ДКХ. Утрачено. 1930-х гг.
Программа.
Поликлиника №1 30-х гг.
Фрагмент плана первой съемки местности. 1928 г.