В 30-е годы вся страна увлекалась авиацией. Молодежь грезила небом. В 1935 году открылся аэроклуб в Дзержинске.
Принимали лучших
Клуб открылся под попечительством массовой добровольной военно-патриотической организации – Общества содействия авиации и химической защиты (ОСОАВИАХИМ). Подобные аэроклубы действовали по всей стране, в том числе и в нашей области: Горьковский, Автозаводский, Сормовский, Павловский.
Попасть в Дзержинский аэроклуб было непросто. Шел строгий отбор. Принимали по комсомольским путевкам выходцев из семей рабочих и крестьян, причем ударников, стахановцев, новаторов производства, школьных комсомольцев-активистов – в первую очередь. Счастливчики проходили медицинскую, а затем мандатную комиссию. Именно она для многих становилась непреодолимой: отчисляли «по политико-моральному несоответствию» после проверки спецанкет органами НКВД. Так, в 1938 году по этой причине из аэроклуба отчислили 44 человека.
Путь в небо у будущих «летунов» начинался с того, что инструкторы аэроклуба появлялись в школах, в техникуме, на заводах в темно-синей форме, в кожаном реглане, и все смотрели на них, как завороженные, затаив дыхание. Когда инструктор сообщал, что комбинезон летный, подготовка, питание в аэроклубе – бесплатно, можно представить, как много это значило для парней и девчат, особенно из бедных семей.
В апреле 1935 года на Бабушкинском аэродроме появился первый самолет. Начальник Монахов, инструкторы Абраменко, Кисленко начали обучать первый набор курсантов, хотя официально деятельность Дзержинского аэроклуба началась в 1937-м.
Аэроклубовцам завидовали младшие, их уважали старшие, ими гордились родители.
Первые шаги
В 1938 году Дзержинский аэроклуб справился с трудностями комплектования кадров, с подготовкой пилотов и авиатехников набора 1937 года. К этому времени здесь произошли перемены: с аэродрома в Бабушкинских лугах он перебрался на новое место в окрестности деревни Бабино. В поле обустроили аэродром, обзавелись хозяйством с деревянным 2-этажным домом в деревне. На его первом этаже оборудовали кухню, столовую, на втором – учебные классы. В неказистых постройках расположили мастерскую, комендантское помещение, маслогрейку, склад, соорудили каркасный ангар для самолетов. Однако курсантам для занятий оставалось всего три классных комнаты вместо необходимых девяти. Недостающие классы организовали в разных зданиях в городе. В утренние часы обучали рабочих, занятых на заводе во вторую смену, а вечером – студентов и старшеклассников.
К 1939 году на балансе клуба числилось шестнадцать самолетов У-2, шесть авиамоторов, 17 парашютов, четыре грузовика «ГАЗ-АА», мотоцикл ПМЗ, в библиотеке – более двухсот учебных книг.
Годы становления дались непросто. В трудный период начальники часто менялись: И.Г. Макаров, Н.К. Луковников, А.Г. Китринский, Г.П. Егоров. Однако постоянный состав преподавателей отличался стабильностью. В 1939 году штатные должности преподавательского и летно-технического состава аэроклуба утвердил областной Совет ОСОАВИАХИМ, а начальником клуба – Н.К. Луковникова. На преподавательские должности военного цикла (топография, уставы РККА, строевая, стрелковая, физическая подготовки) назначили Бузина, Гольцева, Павлычева, Китринского. Комендантом аэродрома и начальником охраны утвердили Сироткина.
По итогам обучения 1938 года Дзержинский АК выпустил 72 пилота, 3-х инструкторов-общественников, 18 авиамехаников. Результаты радовали областное начальство: из четвертой категории клуб перевели в третью, более высокую.
Трудности роста
Большинству инструкторов летного состава приходилось жить на частных квартирах в городе или в д. Бабино, но зарплата в 625 рублей считалась неплохой, ее вполне хватало на оплату частного жилья. Да к тому же бесплатное питание – подспорье в бюджете. В 1940 году к обучению в группе инструкторов допустили лучших курсантов – выпускников аэроклуба, окончивших курс в летных группах в 1939 году: С.А. Короткова, К.С. Петелина, В.И. Преснякова, Е.В. Азаркину, П.И. Самарина…
Курсанты жили размеренной жизнью, строго следуя установленной программе обучения. В зимние месяцы занимались теорией, упорно постигали материальную часть самолета, а также планер, парашют, теорию авиации, военно-химическое дело, топографию, метеорологию, аэронавигацию. Занятия в утренней смене начинались с политинформации в 8.45, заканчивались в 12.45, вечером – с 17.45 до 21.45. В середине весны после сдачи зачетов и экзаменов по теоретическим дисциплинам начинались полеты на самолетах, прыжки с парашютом. Программа практической учебы была рассчитана на 236 часов, из которых 74 часа отводилось для «провозных» полетов, когда курсанта в кабине сопровождал наставник.
Им покорилось небо
Все лето курсанты жили небом. Перед полетами проверяли парашютное мастерство. Прыгать приходилось с плоскости крыла самолета на высоте 800-1000 метров при скорости самолета 120 км/час. Особенно тщательно отрабатывали главные навыки пилотирования самолета – взлет и посадку. При этом надо тонко «чувствовать землю»: на взгляд определить высоту и, соответственно, уловить момент, когда надо ручку управления убрать, начать выравнивание. Опытные наставники-инструкторы утверждали, что этим навыкам научить невозможно: они либо даны человеку от рождения, либо нет. Курсантам по программе отводилось 10-12 учебных часов «провозных» полетов, а затем их выпускали в небо в самостоятельный полет. «Оперились наши «соколята»!- говорили инструкторы между собой, встречая парней и девчат на аэродроме после выполнения полетов. Их принимала строгая комиссия из представителей областного Совета ОСОАВИАХИМа, летчики штаба Московского военного округа. Лучших выпускников аэроклуба приглашали продолжить обучение в военных авиационных школах и училищах.
Будни и праздники аэроклуба
В 1938 – 1940 годы Дзержинский аэроклуб крепко «встал на крыло». В этом была заслуга основателей, руководящего состава, сумевшего за короткое время наладить работу. День авиации, позже – военно-воздушного флота, стал для Дзержинска чуть ли не главным праздником. К нему курсанты и инструкторы тщательно готовились, показывали свои достижения. В этот день с утра свежий ветер с Оки развевал на центральном флагштоке окского пляжа флаги ОСОАВИАХИМа, спортивных обществ. Гремела музыка духового оркестра. Сотни дзержинцев с нескрываемым восторгом наблюдали, как один за другим взмывали в прозрачную синь августовского неба юркие «У-2». Сначала поодиночке, пролетев вдоль берега реки, самолеты разворачивались над пляжем и по очереди начинали выполнять фигуры пилотажа. А в заключение, набрав высоту, одна из машин делала круг над Окой и через мгновение в небе вспыхивали белые венчики парашютов.
Парашютистов в аэроклубе готовил инструктор П.П. Шипуш. Так, в празднование Дня авиации 18 августа 1938 года поднялись с Бабинского аэродрома и строем прошли над окским пляжем пять самолетов, следом – еще девять. Групповой прыжок с парашютом показали пятеро аэроклубовцев. Пилоты Кабанов, Коробовский, Марков на самолетах «У-2» под громкие аплодисменты и восторженные крики зрителей выполнили фигуры высшего пилотажа: виражи, боевые развороты, перевороты, петлю и штопор. В дубраве на месте массового гулянья на всеобщее обозрение выставили самолет. Газета «Дзержинец» сообщала так об этом: «Старший техник Н.И. Раков объяснял собравшейся публике материальную часть самолета, а инструктор-летчик, парашютист первой категории И.П. Люкшин объяснял парашют».
Учебно-летный отряд Дзержинского аэроклуба в разные годы состоял из 10 – 20 учебных групп с числом в них по 12-15 человек. В свою очередь, группы делили на звенья.
В 1940 году на доске почета аэроклуба – имена курсантов: Чеснокова, Сомова, Барковского, Скворцова, Конкиной, Балакирева, Матвеева. В приказе по аэроклубу в том же году значились фамилии «самостоятельно выполнивших полеты», в том числе с хорошими и отличными оценками. Так, например, в группе инструктора Власова значилась фамилия будущего Героя Советского Союза А.О. Молева с оценкой в 4,5 балла.
Война…
Война ворвалась в мирную жизнь страны и Дзержинска в июньское воскресенье. Это был единственный день, когда курсанты и летчики-инструкторы могли поспать подольше – ведь на неделе полеты в аэроклубе начинались с рассветом, пока тихая, спокойная погода и в небе не было «болтанки». В короткое время из аэроклуба уволили практически весь летно-технический состав «ввиду зачисления в кадры РККА». Отбыли на фронт Н.С. Конышев, М.И. Старчиков, П.И. Самарин, А.В. Белянин, Н.А. Латников и многие другие. И уже летом 1942 года на свет появился документ под названием «Ликвидационный баланс Дзержинского аэроклуба». В нем подробно расписано его полное материально-хозяйственное положение с указанием основных средств, построек, материалов, остатков горючего, запасных частей, количество комплектов форменного и специального обмундирования – в общем, все его имущество вплоть до количества валенок и полушубков. Здесь также указаны цифры расходов денежных средств на подготовку авиакадров, заработную плату, выплату пилотам-инструкторам за выслугу лет, на стипендии курсантам, закупку горючего и аэродромного имущества, бесплатное питание, пользование санитарно-курортным и медицинским обслуживанием летно-технического состава, капитальный ремонт самолетно-моторного парка… На основании приказа ЦС ОАХ СССР от 28 июля 1942 года и Облсовета ОСО начальник аэроклуба капитан Г.П. Егоров сдавал хозяйство военному ведомству № 263, ставшему хозяином имущества и построек аэроклуба. Так формально закончилась короткая, но славная история Дзержинского аэроклуба им. Каманина. Но закончилась ли? Ведь аэроклуб продолжал жить в славных подвигах и делах летчиков – выпускников, инструкторов аэроклуба, геройски сражавшихся с врагом в небе Великой Отечественной войны. Многие из питомцев Дзержинского аэроклуба во время Великой Отечественной войны отмечены высокими наградами Родины – орденами, медалями. Аэроклубовцы Н.Б. Балакирев, Г.В. Галанов, А.О. Молев, А.В. Матвеев, М.Н. Просвирнов, Е.А. Сухарев, В.Е. Ситнов, летчик-инструктор Н.С. Конышев за совершенный подвиг удостоились высокого звания – Герой Советского Союза. Тем и вписал Дзержинский аэроклуб им. Каманина свою деятельность в бессмертную летопись великой битвы с фашизмом.
Станислав Шальнов, краевед
В материале использованы факты архивного фонда ГОПАНО. Снимки из фондов Дзержинского краеведческого музея
В материале использованы факты архивного фонда ГОПАНО. Снимки из фондов Дзержинского краеведческого музея
На фото:
Девушки-курсанты
Дзержинского аэроклуба. 1939 г.
Парашютная вышка в
городском парке, установленная в 1954 г.
Первые планеристы
г. Дзержинска. 1939 г.
К.С. Петелин,
летчик-инструктор аэроклуба. 1940 г.
Самолет «У-2» (рисунок)