На последнем заседании Городской думы, между прочим, местные политики занимались не только громкимиполитическими разборками. Они обсудили один, чрезвычайно важный для города и горожан вопрос – концепцию развития транспорта в нашем городе. Документ, рожденный в стенах городской мэрии и утвержденный Виктором Сопиным, народные избранники оценили на «два» и отклонили. Нет в нем никакой стратегии и развития, а вовсе наоборот, решили думцы. «Волшебный» город Дзержинск Помните детскую сказку о «Волшебнике Изумрудного города»? Замечательное произведение Александра Волкова. Ее вы наверняка читали в детстве, а потом – своим детям, внукам. Так вот там, чтобы приукрасить свой город, Великий и Ужасный Гудвин, помнится, заставил всех без исключения жителей носить зеленые очки. И обыкновенные стекляшки на башнях народ принимал за драгоценные изумруды. Дзержинская действительность, какой ее живописуют перед общественностью и журналистами нынешние городские власти, уже не в первый раз вызывает у меня, уважаемые читатели, ассоциацию с «изумрудной» действительностью. Что живем мы в таком вот примерно Изумрудном городе. Очки раздали многим. Но некоторым их не хватило. Поэтому эти самые некоторые в свое время сомневались в реальности миллиардных долларовых инвестиций, которые потекут в город ради создания кластера. Они же скептически улыбались, когда слышали, что через три года здесь будет европейски благоустроенный город с добротно заасфальтированными улицами и дворами (асфальт асфальтом, а мусором дворы зарастают все больше и больше). И сейчас им опять не верится в скорый транспортный расцвет, который связан исключительно с продлением жизни дзержинского трамвая. Мы легких путей не ищем Дзержинский градоначальник настойчив и последователен в своем намерении сохранить в Дзержинске трамвай. Версии, почему это сделать необходимо, Виктор Сопин лично и члены его команды выдвигали разные. Были заявления, что это общемировой тренд. Приводилось сравнение с Парижем, где сначала отказались от трамваев, потом восстановили их движение… Нескромное сравнение. Потом на одном из думских комитетов был невнятный кивок на мнение правящего тандема: надо, мол, повышать безопасность дорожного движения, а трамвай – как раз самый безопасный. Однако ни слова не было сказано, что дзержинский вариант под такое определение не подходит. Расположение трамвайной линии в центре оживленной магистрали на проспекте Ленина зачастую ставит пассажиров перед необходимостью выворачиваться из-под колес движущихся автомобилей, что совсем не безопасно. Последняя мотивировка, озвученная 20 сентября на комитете по городскому хозяйству Думы, была такой: за сохранение трамвая дзержинская общественность. Она в интерактивном опросе по местному телевидению высказалась на 60% «за». Полноте, это же не повод принимать стратегически важные решения стоимостью в сотни миллионов бюджетных рублей. Ведь речь идет не о политике и сохранении тех же выборов мэра, к примеру, а о вопросе чисто хозяйственном. Ни один руководитель завода не устраивает опросов среди слесарей, принимая решение, какое технологическое оборудование в процессе развития производства купить. В кулуарах сами подчиненные мэра признаются, что концепция сомнительна. Об этом же говорят специалисты-транспортники. И кроме принципиального «оппортунизма» действиям команды прежнего мэра Виктора Портнова, других причин в том, что новый мэр непоколебимо решил идти таким путем, никто не видит. Да и концепцией представленный документ, считают думцы, назвать нельзя. Это просто план-график ремонта дорог, контактной сети и закупки новых единиц подвижного состава – трамваев и трамвайных тележек. Между тем одна из главных транспортных проблем города – малая ширина дороги на проспекте Ленина и улице Красноармейской, из-за которой они в часы пик представляют собой одну большую пробку, – в концепции игнорируется. Прежде расширить ул. Красноармейскую Виктор Сопин планировал за счет объединения с ней параллельной дороги, но это оказалось технически невозможно. Теперь высказывается идея другая: пробки, скорее всего, пропадут, если в некой неопределенной перспективе привести в порядок переезды через трамвайные пути, отремонтировать примыкающие дороги к улице Индустриальной, а также построить заново разрушенный участок от бывшей «Зари» до Заревской объездной. Сколько времени и денег потребуется на это, пока еще никто не считал. Не провести ли по этому поводу еще один экспресс-опрос? К тому же, заявили депутаты, история о существовании каких-то бесшумных в противовес сегодняшним, грохочущим, дребезжащим монстрам, мало походит на настоящую. Для этого рельсы должны быть положены на резиновые «подушки», а у нас под ними даже щебня нет, только песок. Реальная стратегия развития Она существует уже давно, твердит на каждом заседании комитета по городскому хозяйству Виктор Портнов. Разработана несколько лет назад, еще во времена его правления. Но это же не повод отметать действительно продуманную и гораздо менее накладную для городского бюджета программу. Если, конечно, смотреть на дело с точки зрения реальной выгоды и удобства для горожан, а не в плоскости политического противоборства. Эта концепция включает в себя скорейшее «прощание» с пятым трамвайным маршрутом. Трамвай при этом, как и на улице Гайдара, в свое время заменили бы троллейбусами. Город получил бы при этом двойную выгоду: избавился от пробок за счет расширения дорожного полотна и в перспективе получил экономию на эксплуатацию муниципального транспорта, поскольку троллейбусы значительно экономичнее трамваев. А часть расходов, связанных с расширением автодорог, легла бы на плечи регионального бюджета, поскольку проспекты Ленина, Свердлова и улица Красноармейская находятся на балансе областного дорожного фонда. Городу бы осталось оплатить замену контактной сети и закупить подвижной состав. Далее троллейбусное сообщение, если в казне будут средства, собирались продлить от улицы Гайдара до Северных ворот, оттуда – по улице Советской и Молодежной до площади Макарова. Вполне реально было бы организовать движение этого вида транспорта по ул. Попова. Таким образом, на радость дзержинцам, охватить весь город социальными перевозками. Сейчас во многих районах жители не могут воспользоваться своим правом на льготный проезд – ездить, кроме частных маршруток, не на чем. А что сегодня? МУП «Экспресс» в течение нынешнего года было едва ли не лидером «хит-парадов» дзержинских проблем. Скандалы, депутатские проверки, горячие споры на комитетах, пресс-конференции и брифинги в ответ на уже сделанные заявления. Рабочие ходили жаловаться на условия труда и низкую зарплату везде, куда только можно – в прокуратуру, в Думу, в газеты. Однако к работе предприятия и сейчас большие вопросы. Вот один из них. Все горожане были свидетелями, что на участке от ДКХ до проспекта Грибоедова прошел ремонт трамвайных путей. Какой ремонт, заинтересовались депутаты. «Я бы назвал его текущим» – на словах ответил директор предприятия Роман Патрин. А в документах за подписью мэра работы названы капитальными. Интересное разночтение. И ведь наверняка разного типа ремонт стоит разных бюджетных денег. Еще один момент. Весной и летом администрация просила депутататов найти средства на повышение зарплаты для работников «Экспресса», иначе народ разбегается. Деньги нашли, зарплату людям немного подняли. И представитель коллектива предприятия, выступая перед думцами на комитете, благодарил, говорил о том, что условия труда у народа улучшились. Но в итоге попросил депутатов найти еще средства на 13-ю зарплату. Вот вы, уважаемые читатели, за премией в Думу хоть раз ходили? Просто потому, что жизнь трудна, а у директора просить бесполезно? Я вот уже подумываю: может, стоит? При этом пресс-служба мэрии не так давно с гордостью отрапортовала, что МУП «Экспресс» закупил своим работникам форменную одежду – жилеты кондукторам и костюмы водителям, потратив на это несколько сотен тысяч рублей. Может, стоило подождать с обновками, раз людям кушать не на что и водители из предприятия разбегаются? Для этого особым стратегом-то быть не надо. Обычная житейская логика. Для тех, кто не стремится изображать себя волшебником в сказочном городе.
Елена Бахтина