Пассажирский транспорт является одной из важнейших частей городского хозяйства, его системы жизнеобеспечения, и, как следствие, велико его значение и в общественно-политической жизни Дзержинска. Некоторые аспекты деятельности дзержинского транспорта являются предметами политических спекуляций. Например, много говорится о том, что ликвидация муниципального транспорта неминуемо приведет если не к социальному взрыву, то к росту общественной напряженности.
Муниципальное унитарное предприятие «Экспресс» сегодня, по сути, является таким же коммерческим предприятием, как, например, «Транслайн» или «Орбита». Соответственно, и главной его целью является получение максимально возможной прибыли. Перевозка пассажиров – такой же товар, как, например, колбаса. И потребителю неважно, кто этот товар производит. Главное, чтобы он соответствовал требованиям покупателя. В нашем случае – пассажира. Для транспортного предприятия такими требованиями являются перевозка льготников и низкая стоимость проезда (на электротранспорте).
И потому, если муниципальное предприятие прекратит свое существование, а его место на рынке займет некое акционерное общество, учрежденное тем же муниципалитетом или частным капиталом, которое не прекратит перевозить льготников, а цена проезда останется прежней, то пассажиру будет все равно, кто его перевозит. Он даже не заметит изменений.
Говоря о преимуществах электротранспорта, в первую очередь упоминают о его экологической безопасности. При этом забывают, например, про электромагнитные поля мощных силовых установок, влияние которых на человека еще не изучено. И что шпалы, на которых уложены рельсы, до последнего времени пропитывались креозотом, веществом 1-го класса опасности. В общем потоке транспорта городской электротранспорт тоже экологической погоды не делает.
Более ощутимую пользу с этой точки зрения принесет переход на использование топлива европейских стандартов или использование природного газа. Так что электротранспорт, в том числе трамвай, для Дзержинска имеет сегодня, скорее, не экологическую ценность, а является «знаковым» видом транспорта, если можно так выразиться. Ну, как же, не все областные города имеют свой трамвай, а тут районный город. И мне кажется, что нынешнее руководство города это понимает, о чем косвенно говорит выступление главы администрации на местном телеканале.
За счет городского электротранспорта в Дзержинске уже неоднократно решались политические и хозяйственные городские проблемы. На деньги «Экспресса» администрацией Сопина выкупались имущество и долги МУП «Аэлита». За его же счет были демонтированы трамвайные пути бывшего 3-го маршрута и построена новая троллейбусная контактная сеть, продлены маршруты № 3 и 4. И, с одной стороны, вроде бы это делалось для того, чтобы «Экспресс» мог качественно выполнять свою работу, для его же, так сказать, блага. А с другой – эти деньги пригодились бы ему для решения своих внутренних проблем, прежде всего, для развития производственной базы. При этом финансирование самого предприятия из городского бюджета уменьшалось ежегодно. Но сегодня, говоря о проблемах муниципального транспорта, в первую очередь упоминают его дотационность, убыточность, неспособность приносить прибыль. При этом как-то замалчивается тот факт, что в городе существуют вполне прибыльные частные транспортные предприятия. Которые, кстати, не несут прямых затрат на содержание внешней транспортной инфраструктуры: строительство и содержание дорог, остановочных павильонов, контактной сети, трамвайного пути и т.п.
Кадровый вопрос – это отдельная история. Полная замена руководства муниципальных транспортных предприятий после прихода к власти Сопина и способы, которыми она выполнялась для последующего объединения предприятий в одно, больше похожи на сталинские зачистки. Подход нынешней администрации города к проблемам транспорта, на мой взгляд, более реалистичен. По крайней мере, за последние 7 лет я впервые услышал, что в муниципальном транспортном предприятии есть проблемы и их необходимо решать.
Существующая система городского пассажирского транспорта Дзержинска в целом справляется с перевозкой пассажиров. Однако, достигнув определенного уровня, система прекратила свое развитие. Прежде всего, это касается муниципального транспорта, развитие которого шло исключительно экстенсивным путем, что, в конечном итоге, может привести к его неспособности выполнять свои задачи. И у такого положения дел несколько причин. В Дзержинске, например, отсутствует нормативно-правовая база функционирования системы городского пассажирского транспорта (ГПТ). Деятельность предыдущих администраций сводилась к управлению исключительно муниципальными пассажирскими предприятиями, к решению их внутренних проблем. Транспорт как система рассматривался в отрыве от всей системы городского хозяйства. Вопросы межотраслевого характера решались медленно или не решались совсем.
Все же принятые ранее программы носили локальный характер и касались, в основном, закупки подвижного состава. А уж последняя «сопинская» муниципальная программа – это, по моему мнению, полный бред.
Я убежден, что развитие городского пассажирского транспорта должно основываться именно на системном подходе. И здесь, прежде всего, необходимо принятие муниципальной программы развития всего, а не только муниципального, пассажирского транспорта, рассчитанной на длительный срок. Она должна носить межотраслевой характер и разрабатываться с привлечением не только транспортников, но и управлений дорожного хозяйства, архитектуры, КУМИ, службы занятости населения.
Основными мероприятиями этой программы должны стать: создание нормативно-правовой базы; совершенствование системы управления, разделение полномочий управления системой и непосредственно перевозками; развитие рыночных отношений, создание конкурентной среды; оптимизация маршрутной сети и графиков движения; создание «Единой автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирским транспортом»; привлечение средств регионального (федерального) бюджета, частных инвестиций.
К решению проблем пассажирского транспорта нельзя подходить с позиций «компанейщины» и «чапаевского наскока». Необходима кропотливая, планомерная и непрерывная работа. Естественно, что с первого раза все, как задумывается, не получится. Но это не повод отказываться от дальнейшей работы, от совершенствования нормативной базы, изменения стратегических и тактических планов.
Начинать необходимо. Тем более что у нынешней администрации времени на эту работу меньше, чем у других. Особенно, если она хочет сохранить преемственность власти, пусть даже не в персональном, а в политическом и экономическом смыслах.
Олег Михеев,
бывший сотрудник МУП «Экспресс»