Волна возмущения повышением цен на проезд в общественном транспорте нахлынула с новой силой. Недавно в социальной сети «ВКонтакте» активные горожане сплотились в группе «Дзержинск против повышения цен на проезд». Они полагают, что местные перевозчики – ООО «Транслайн», ООО «Тройка» и ИП Сафин – просто сговорились между собой и намеренно преувеличивают свои расходы на ремонт и содержание транспорта.
Повод поживиться?
В качестве основного аргумента общественники приводят следующее. Городская администрация и ряд перевозчиков-частников заявляют, что цену нельзя делать ниже 25 рублей, так как запчасти подорожали. При этом ни одной серьезной сметы, ни одного реального экономического обоснования, говорят члены группы, представлено не было.
Кроме того, ООО «Орбита-2» с 1 ноября повышает плату за проезд на 2, а не на 7 рублей, а «Континент» вообще пока не объявляет о повышении цен. Конечно, возникает закономерный вопрос: почему эти перевозчики не разорились тогда? Они что, богаче остальных?
Инициативная группа подала властям требование о сохранении цены проезда в муниципальном транспорте на уровне 18 рублей. Администрация среагировала сразу, но, разумеется, не так, как хотелось бы. Глава администрации Виктор Нестеров подписал постановление о росте цен за проезд не с 1 ноября, как сообщалось ранее, а с 15-го. В троллейбусах билет будет стоить 23 рубля, в автобусах – 25. Невелика разница, как говорится. Школьникам обещают проезд в маршрутках за 20 рублей, но и то не везде. К тому же учащимся нужно будет возить с собой специальную справку, что, мягко скажем, не шибко удобно. Вот бы соразмерно росту цен у нас и зарплаты повышались. Только об этом речи не идет, а увеличение цен на проезд «продиктовано острой финансовой необходимостью», убеждают нас чиновники.
Если надо, отправятся на митинг
«С нас сдирают очередную шкуру, рассчитывая прикрыть с помощью нее дыры в своих делах или попросту поживиться», – уверенно заявляют общественники и добавляют, что «если антисоциальные действия частников и властей будут продолжены после 30 октября, кампания за возвращение прежней цены на проезд выйдет на новый уровень». Члены инициативной группы сообщили, что уже заготовили запросы об организации всесторонней проверки и заявления в различные инстанции, включая прокуратуру и правоохранительные органы. Более того, побеседовав лично с организаторами сообщества, мы узнали, что планы у них грандиозные.
«Если наши первичные действия не получат желаемой реакции властей, выйдем на митинги и пикеты. У нас продумана и кампания однодневного бойкота, устроить который непросто, но реально. Так что перевозчики, завышающие цены, могут готовиться к потерям своего дохода. Произвол терпеть мы не намерены. Главное, чтобы горожане не боялись проявлять свою позицию, не молчали, когда недовольны тем, что их угнетают. Помимо прочего обратимся в рекламные службы, размещающие свои объявления на маршрутках «дорогих» перевозчиков. Объясним им, что они только портят свой имидж, рекламируя продукцию в общественном транспорте с плохой репутацией. Готова и уличная кампания, призванная разъяснить дзержинцам, как нужно бороться за свои права», – рассказывает нам член инициативной группы Андрей Рудой.
Путешествие в прошлое: период репрессий
При этом в группу могут вступать все без исключения пользователи сети Интернет. А потому неудивительно, что не менее возмущенные, чем взрослые горожане, школьники и студенты проявили к протестному движению большой интерес. До поры до времени они являлись скорее сторонними наблюдателями и чаще читали здешние «посты», чем активно их комментировали. Об этом стало известно руководству школ, где учатся дети, после чего в социальной сети «ВКонтакте» появилось видео от самих учеников, из которого понятно, что в одном из образовательных учреждений города на них оказывается давление – ребятам настойчиво советуют выйти из данной группы.
Как сообщается на странице инициативной группы, школьников, состоящих в этом сообществе, либо обзванивают классные руководители, либо вызывают в образовательные организации вместе с родителями. Подростков заставляют под угрозой административной ответственности убрать репосты, содержащие информацию о протесте, и выйти из сообщества. Попутно утверждается, что этот ресурс «против Путина», а также сообщается, что делом заинтересовалась местная контора ФСБ. Школьников даже стращают тем, что их ждет плохое будущее и на нормальную работу они после участия в таких сообществах не устроятся.
Учителей отчасти понять можно – им руководство наверняка также настойчиво говорит, какие беседы необходимо проводить с учениками. Да и стоит признать, что иногда смысл в этом есть. Часто молодежь, не особо задумываясь, идет за большинством. И вовсе не потому, что школьники несмышленые, нет, конечно, а потому, что не всегда могут отличить добро от зла, хорошие начинания от плохих. Это и взрослым-то подчас непросто сделать. Но, тем не менее, конкретный пример как раз-таки не относится к негативным начинаниям. Напротив, нет ничего предосудительного в том, что активные горожане стремятся выступить против чрезмерной платы за проезд. Как цены повышать на 40% – так все должны молча согласиться и терпеть, а как школьники выступают против – так поднялась шумиха.
При этом взрослым манипуляторам нужно было заранее хорошо обдумать свои шаги. Не учли они, что молодежь нынче проявляет особую активность в Интернете. Ведь речь о подростках, которым только дай повод побунтовать. И не самым умным было решение что-то им запрещать в ультимативной форме. Можно было предположить изначально, что ребята возмутятся и станут только активнее. Теперь они чаще комментируют посты протестного сообщества. Более того, поскольку видео, снятое школьниками, быстро разлетелось по социальным сетям и «засветилось» на некоторых новостных порталах, слава группы только увеличилась, что лишний раз сыграло на руку ее организаторам.
Мы в свою очередь отнюдь не призываем молодежь примыкать к протестным акциям. Всего лишь поддерживаем их стремление высказывать свое мнение, мыслить здраво. А организаторы сообщества напоминают, что в законодательстве нет запрета на участие подростков, тем более старшеклассников, в общественной жизни города.
«Известно, что с парнем, который выложил видео в сеть, провели разъяснительную беседу, где взывали к совести, спрашивая, не стыдно ли ему снимать учителя исподтишка. С одной стороны, может это и не очень правильно, а с другой – педагог повела себя не лучшим образом, разговаривала довольно агрессивно. Современные школьники неплохо знают свои права, а в Конституции есть статья 29, по которой каждому гарантируется свобода мысли и слова и подчеркивается, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них», – поясняет Андрей Рудой.
А где-то плату понижают…
Между тем к нам в редакцию уже стали приходить письма от возмущенных горожан. Один из жителей рассказал о своей недавней поездке в Кисловодск и привел в пример их опыт. Оказывается, там с 1 октября не то что не повысили плату за проезд, а еще и снизили ее! С 18 до 16 рублей, а на некоторых маршрутах – до 14.
«А ведь стоимость бензина там выше, чем у нас в Дзержинске, маршруты проходят по пересеченной местности, и они более протяженные», – пишет мужчина, подчеркивая, что нашим перевозчикам не надо ссылаться на Нижний Новгород, где, мол, тоже повысили цены. В социально-экономическом отношении столица Поволжья, говорит читатель, богаче, чем Дзержинск.
Как бы то ни было, несмотря на желание чиновников и перевозчиков выставить инициативную группу в негативном свете или вовсе нейтрализовать ее, пока сообщество «Дзержинск против повышения цен на проезд» только пополняется новыми членами. И это, несомненно, хороший пример, потому что если мы говорим о демократии, то нужно уважать права людей на выражение собственного мнения.
Ксения Жульнова