Кондуктор не спешит… Его же нет в салоне

Дзержинское время

 

Этим летом в дзержинских троллейбусах появились объявления: «При отсутствии кондуктора проезд оплачивать водителю». Кондукторы при этом еще работали, объясняя обращение к пассажирам тем, что коллег в МУП «Экспресс» просто не хватает. Потом на третьем маршруте билетеры исчезли полностью. Бывает, нет их и на других направлениях. Народ заволновался: стоять в очереди к водителю, особенно людям с костылями, да еще в час пик не очень-то и удобно. Да и как отвлекать главного участника дорожного движения в салоне во время этого самого движения?

Подходи, не скупись

Как происходит поездка без кондуктора, опишем на своем примере. В половине девятого утра в будний день, когда многие добираются на работу, в середине проспекта Циолковского «тройка» едет на удивление пустой. Пассажиров в салоне от силы человек десять, на остановках садятся по 1-2 человека. Поскольку нам уже известно, что кондуктора нет и за деньгами никто не подойдет, сразу направляемся к водителю. За рулем очень учтивый мужчина. «Здравствуйте!», – говорит прежде всего. – «У вас без сдачи?». На деньги смотрит мельком, поэтому, видимо, и уточняет – то ли для своего, то ли для общего спокойствия. Бросает монеты в баночку, достает откуда-то снизу карту на привязи, прикладывает к терминалу, выдает талон. В пустом салоне, при отсчитанных заранее 23-х рублях в руках вся процедура занимает несколько секунд и в общем-то не доставляет хлопот ни пассажиру, ни водителю. Но вот последний замечает, что не все стремятся к приоткрытой двери кабины, и начинает зазывать: «Оплачиваем за проезд водителю!». Все это он просто кричит, оглядываясь назад.
Многие еще не знают или не привыкли, что кондуктора в салоне нет. На призывы водителя, только-только устроившись поудобнее на местах у окон, пассажиры вскакивают и бросаются за билетом. Но не все. Чуть живая бабуля с двумя тростями еле умостилась на ближайшем от входа сиденьи. Она понимает, что добраться до водителя для нее – большая проблема. Передать деньги, не вставая, невозможно – салон-то полупустой. Она просит проходящих к водителю пассажиров помочь расплатиться: «Доченьк, возьми и мои деньги…». Но почему-то никто не берет. По бабушкиному лицу видно, что она страдает: деньги в руках, а билет не купить. Мы выручаем женщину, а она вдруг громко спрашивает: «А где кондуктор-то у вас?». Водитель отвечает неопределенно: «Власть меняется…».
У вокзала в салоне возникает ажиотаж, садятся сразу человек пятнадцать. Водитель опять зовет всех к себе, выстраивается очередь на полсалона. Пока идет продажа билетов, троллейбус стоит. Сзади начинают сигналить маршрутки: чего это «рогатый» занял остановку и не едет дальше. Водитель потихоньку трогается, продолжая продавать билеты. Возникла заминка: у одного из пассажиров за проезд крупная сумма и «кассир» никак не отсчитает сдачу. В это время машина движется уже по Октябрьской, где из-за ремонта дорожное полотно то заплатано щебнем, то выпотрошено до глубоких ям.
Троллейбус скрипит, качается, наползает на препятствия, проваливается вниз. Но наконец-то с билетами все, и водитель преодолевает дальнейшие препятствия с осторожностью. При этом за проезд оплачивают не все. Два студента, позвенев монетами, затаились на заднем сиденье, так и не подойдя к кабине. Женщина, всю дорогу разговаривавшая по мобильнику, у вокзала пристроилась к очереди, но постояв, отошла и села на место, не оплатив транспортную услугу. Еще две дамы долго озирались по сторонам и протягивали деньги другим пассажирам в надежде, что кто-то из них – вожделенный кондуктор, однако со своих мест так и не поднялись.
По дороге мы не встретили ни одного человека, кто бы воспринял поездку в троллейбусе без кондуктора с радостью. А понаблюдав за происходящим на протяжении довольно длительного отрезка пути, пришли к выводу: «раздвоение» водителя еще и на кондуктора – не просто неудобно, но и опасно. Причем страшно не только то, что можно попасть в ДТП.
В случае любой ЧС никто не поможет пассажирам открыть аварийные выходы и быстро покинуть салон. Никто не крикнет водителю: подожди, мол, тут в дверях застряла мамаша с двумя детьми подмышками. Никто не подскажет, что водитель забыл закрыть дверь и на полном ходу возле нее болтается неустойчивый старичок, или что в салоне пахнет гарью, кто-то забыл подозрительную сумку…
Чтобы выяснить, почему некоторые троллейбусы теперь ходят без кондукторов, а также выслушать мнение всех заинтересованных сторон по этому поводу, мы обратились с вопросами к кондукторам, водителям, общественникам и т.д. и приведем их слова – каждого по отдельности.
Администрация города в лице представителей управления транспорта и связи в соцсетях высказалась так: «Отсутствие кондуктора на троллейбусном маршруте 3 связано с отсутствием кондукторов, а не с оптимизацией. Правилами перевозки наличие кондуктора не обязательно. Всех желающих устроиться кондуктором приглашаем в МУП «Экспресс».
Представители МУП «Экспресс» пояснили, что летом всегда ощущается нехватка кондукторов. Не секрет, что обилечивают пассажиров, в основном, пенсионеры, на летний период они покидают рабочие места, чтобы заниматься дачами. При этом и пассажиропоток в летний период заметно ослабевает – пожилые люди разъезжаются из города. Однако в этом году нехватка кондукторов чуть больше обычного – многих напугало еще и введение АСОП, люди посчитали, что работать с помощью техники будет сложнее.
Раньше, если в троллейбусе не было кондуктора, он не выходил на линию. Сейчас решено попробовать заменить кондукторов водителями, но не терять в эксплуатации транспортных единиц. Экспериментальным маршрутом выбран № 3 не случайно, традиционно он один из самых малочисленных в Дзержинске. Водителям предложили оформить допсоглашение и за дополнительную плату – 15% от выручки – обилечивать пассажиров. В месяц прибавка достигает в среднем от 3 до 7 тыс. рублей. Многим предложение даже понравилось. Выручка при этом если и упала, то незначительно.
В основном водитель за смену сдает такую же сумму, что и кондуктор. Однако сложности с такой заменой все-таки есть. Например, пришлось пересмотреть графики движения, троллейбусникам теперь дается чуть больше времени на остановках для продажи билетов. Усилился и контроль, чтобы проверять пассажиров на протяжении всего маршрута.
В планах у предприятия – установка в средних и задних дверях троллейбусов валидаторов для автоматической оплаты проезда. Это облегчит жизнь и пассажирам, и водителям. Сейчас – один из этапов глобального техперевооружения. Если такая система себя оправдает, то от кондукторов, возможно, МУП в будущем откажется полностью. Новое руководство «Экспресса» выводит предприятие на новый технический уровень. Это, конечно, произойдет не сразу. Но первые шаги уже заметны.
Представители частных пассажирских предприятий отозвались так: «Отношение к этому отрицательное. Пока водитель отвлекается на продажу билетов, он может попасть в аварию, и пострадают не только его пассажиры, но и другие участники дорожного движения. Закон действительно не запрещает работу общественного транспорта без кондуктора, но, судя по условиям, описанным в документах, речь идет либо о межгороде, где автобус посадил сразу всех пассажиров, водитель обилетил их прямо на вокзале и перевез до конечной остановки, не подсаживая новых людей, либо о городских маршрутах с условием полной автоматической оплаты проезда, без участия водителя.
Есть мнение, что в «Экспрессе» таким образом пытаются сэкономить на зарплате кондукторам. Но при этом МУП все-таки может серьезно потерять в выручке за билеты. Ни контролеры, ни водители за всеми «зайцами» не уследят. Многие водители, особенно опытные, возрастные, однозначно говорят, что не стали бы обилечивать на маршруте ни за какие деньги, ведь ответственность за безопасность лежит только на них».
«Кондукторы в троллейбусах «исчезли» не в одночасье, и их никто массово не выгонял с работы. Дефицит кадров существовал давно. Но раньше, если кондуктора не было, троллейбус просто не выходил в рейс и простаивал, водитель терял в выручке. Новое руководство МУП «Экспресс» борется за высокие показатели выпуска машин на маршруты. Поэтому, я думаю, и было принято решение предложить водителям совмещение обязанностей «рулевого» и кондуктора. Трудовой кодекс это не запрещает. Если водитель за дополнительную плату согласен обилечивать пассажиров на линии, то кому от этого плохо? Я вижу в такой ситуации больше плюсов, чем минусов.
Подобная практика давно существует и в других городах, в том числе в Нижнем Новгороде. Троллейбус передвигается по городу с эксплуатационной скоростью 13,8 км/ч. В этот показатель входит и простой на остановках. Увеличение скорости на перегонах позволяет нивелировать увеличение времени, затрачиваемого на остановку и обилечивание. Также никто не запрещает водителю покинуть водительское место, спокойно обойти весь салон и проверить полноту оплаты проезда. 
В данном нововведении есть плюсы и для пассажиров – троллейбусы не простаивают в депо по причине отсутствия кондуктора», – обозначил свою позицию лидер инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт» Андрей Блохин.
А вот что говорят водители троллейбусов, которые «согласились» поработать еще и билетерами. Эта речь – собирательное мнение нескольких из них: «Тяжеловато без кондукторов… много отвлекаешься от дороги. Да и пассажиры есть неадекватные, и на дороге таких полно. Мне лично такая доплата не нужна. Напрягаешься за лишнюю тысячу, а случись что в рейсе – виноват водитель».
Удалось подробно расспросить о работе и возможных причинах исчезновения и самих кондукторов. Нина Петровна (имя изменено) проработала в МУП «Экспресс» 10 лет, правда, на договоре: зимой трудилась, а на лето рассчитывалась. Сказала, что с 1 сентября могла бы вновь вернуться на работу, но в необходимости этого работодатель сомневается, что, с ее слов, было заявлено без прикрас.
«Кондукторов, действительно, не хватает, и так было всегда. Но в этом году кризис достиг предела. Основная причина – мало платят. Те, кто остались, сказали, что им даже надбавку за выслугу лет урезали, это где-то 3 тыс. рублей в месяц (в МУП «Экспресс» по этому поводу пояснили, что надбавку убрали только как отдельную строку в листочке о начислениях. Но эти деньги сохранились и заложены в основной расчет. – Прим. автора). Зарплата зависит от плана – 110 тыс. рублей в месяц с каждого кондуктора. Тогда получишь на руки 14-15 тысяч. Но для этого придется работать по 12 часов в сутки и без выходных.
У нас были такие, кто выходил в рейс в 4 утра и заканчивал в 23.30. У людей кредиты, надо выплачивать, деваться некуда. Или, например, женщина одинокая, ей дома делать нечего, а здоровье позволяет, вот она и пашет. Продолжительность смены кондуктор может определить сам, подработки всегда хватает. Я работала, в основном, с утра и до 6-7 часов вечера. Но летом пассажиров мало, хоть круглыми сутками катайся – больше 8 тысяч не заработаешь. Работа тяжелая и физически, и психологически. Когда народу много, почти все время на ногах приходится быть, и от погоды зависишь: то холодно, то жарко. Материальная ответственность на тебе. Надо правильно отсчитывать сдачу и не терять выручку. Если будет недостача, вкладывать придется кондуктору.
Люди тоже разные ездят. Бывают недовольные, им важно придраться по любому поводу – завести кондуктора. И обозвать могут, и толкнуть, и плюнуть. Случай с поножовщиной был, помните?.. Поэтому обилечивающие тоже часто огрызаются и бывают злые. Бытовые условия на предприятии хорошие.
Троллейбус делает круг – час – час пятнадцать примерно, а на конечной остановке стоит 5-7 минут, можно в диспетчерской в туалет сходить, умыться. В обед каждый троллейбус по очереди один круг пропускает. В это время греешь еду, кушаешь, отдыхаешь. Все прекрасно для кондукторов и водителей устроено: тепло, уютно, чисто. И на ранние смены, а также после работы ночью, людей развозит дежурный транспорт. И еще нас учат, как общаться с пассажирами: если пьяный или агрессивный, например, едет, то к нему не надо особо с оплатой приставать. Даже если в это время контролеры будут, они за пьяного не накажут. Строго-настрого запрещено детей высаживать. Если у ребенка нет денег или не хватает, пусть так едет, куда ему нужно.
А вообще мне жалко троллейбусы, такое чувство, что они скоро «умрут». Идея превратить водителя в кондуктора – начало конца. Мы же всегда в связке: он тебе помогает, если потасовка какая-то в салоне, ты ему подсказываешь, когда подождать, когда двери открыть, когда что-то вышло из строя. А теперь любое ЧП за спиной – пока он среагирует да остановится… Ему и самому может угрожать опасность, в кабину вход всем открыт».
Елена Родионова