На прошлой неделе в Дзержинске случилась, можно сказать, транспортная революция. На семь востребованных городских маршрутов вышли автобусы МУП «Экспресс». А коммерческие транспортные предприятия, которые много лет до этого их обслуживали, соответственно, вынужденно расстались с ними. Для всех перевозчиков это были ключевые маршруты. Соответственно, лишившись их, компании, скорее всего, приступят к процедуре ликвидации.
Dura lex…
Итак, речь идет о семи муниципальных маршрутах – №: 1 (микрорайон Западный-1 – АО «Канат»), 3 (микрорайон Западный-1 – ООО «Корунд») 8 и 8А (автовокзал – п. Пушкино – п. Бабушкино – автовокзал), 22 и 23 (Северные ворота – пр. Циолковского – ул. Петрищева – Северные ворота) и 33 (завод им. Свердлова – вокзал). До 16 января на этих маршрутах работали четыре общества с ограниченной ответственностью – «Орбита-2», «ДПП», «ДПП+» и «Транслайн+».
А с 16 января все маршруты, которые обслуживали частники, отошли «Экспрессу».
Муниципальное предприятие получило их без конкурсов, по договору, заключенному с министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Региональные власти, а не местные теперь уполномочены подписывать такие соглашения с перевозками, потому что с 1 января 2020 года полномочия по регулированию работы пассажирского транспорта в регионе переданы с муниципального на региональный уровень. Соответствующий закон № 168-З с длинным названием «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» губернатор Глеб Никитин подписал 23 декабря 2019 года.
Именно так картину нынешнего дня со ссылкой на изменение законодательства описывает дзержинская администрация. Но так ли уж на самом деле областной закон помешал провести конкурсы на муниципальные маршруты? Об этом чуть позже. А пока поговорим о том, что же приобрели и потеряли дзержинцы с выходом «Экспресса» на популярные городские маршруты и насколько предприятие справляется с их обслуживанием.
Красивые, но узкие
Чтобы оценить качество работы общественного транспорта сегодня, достаточно почитать сообщения дзержинцев в соцсетях. В первый день работы «Экспресса» на новых маршрутах дзержинский сегмент Интернета буквально бурлил постами и комментариями к ним по транспортной теме.
В целом можно сказать, что горожане, безусловно, заметили и оценили изменения, прежде всего по внешнему и внутреннему содержанию подвижного состава. МУП выпустил на линию новые автобусы, приобретенные еще в прошлом году.
В августе 2019-го, как известно, дзержинская администрация заключила муниципальный контракт на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) с АО «Сбербанк Лизинг» о поставке 52 автобусов, 39 из которых автобусы среднего класса вместимости «Вектор-Некст» и 13 автобусов большой вместимости марки «ЛИАЗ». И дзержинцы, конечно, оценили новую технику с электронными табло, низким полом и еще не затертым салоном. Правда, не всем понравилась салонная компоновка «Векторов» и «Лиазов» – узкие проходы и высокая ступенька после низкого пола, с непривычки можно и убиться, но пока вроде бы все живы.
Классические ПАЗ-3205, которые относятся к малому классу, по факту гораздо просторнее и вместительнее тех же «Векторов», занесенных в средний класс. Правда, у дзержинских ПАЗиков не было низкопольных вариантов исполнения. И в этом они, конечно, проигрывают новой технике, не говоря уже о морально устаревшем дизайне.
Солярка, а не газ
Но есть один существенный и до сих пор не объяснимый момент – вся новая техника, которая по лизингу пришла в Дзержинск, почему-то на дизельном, а не на газомоторном топливе. Почему в Дзержинске при комплексной модернизации общественного транспорта делается ставка на солярку, которая почти вдвое дороже и менее экологична, чем пропан? Начальник городского управления транспорта и связи Вадим Тараканов в мае прошлого года в прямом эфире из редакции «ДВ» ответил на этот вопрос тем, что в линейке производителя отсутствуют газомоторные версии (в том исполнении, которые запросили дзержинцы в своем техзадании).
Однако если зайти на интернет-ресурсы «Русского автобуса» и их дилеров, то голова кругом пойдет от массы предложений – двигателей, видов топлива, не говоря уже о вариантах исполнения кузова и компоновки салонов по количеству сидячих, стоячих мест и всех остальных параметров. Как говорится, любой каприз за ваши деньги! Но почему-то в лесу и леса не нашли. Или нашим чиновникам навязали то, что долго не продавалось, или продали то, что выгодно для производителя, но потом будет затратно для эксплуатирующей организации? В этом, конечно, нужно отдельно разбираться, изучив ТЗ и сам муниципальный контракт администрации Дзержинска с АО «Сбербанк Лизинг».
Подытоживая разговор о технических характеристиках нового муниципального транспорта, следует заметить, что дизельная техника, учитывая не всегда стабильное качество отечественного топлива, имеет привычку не запускаться при низких температурах. С этим сталкиваются многие автопарки страны. Однако же низкие температуры, от минус 25 и ниже, нашему региону, судя по оценкам метеорологов на длительную перспективу, нынешней зимой уже не светят. Так что зимний фактор в работе МУП «Экспресс», пожалуй, стоит исключить. Разве что снегопады, еще предстоящие, могут внести какие-то коррективы в работу пассажирского транспорта.
Правда, с их последствиями местные власти, кажется, научились оперативно справляться. И тем не менее, по нашей информации, три новеньких автобуса у «Экспресса» уже стоят на приколе. Причина, насколько мы наслышаны, в вышедшей из строя электронике, которой напичкана новая техника. Транспортников выручает то, что новые автобусы еще находятся на гарантии. Впрочем, пара-тройка «молодых инвалидов» не должны испортить погоды на маршрутах, за которые отвечает муниципальное предприятие.
Говорят дзержинцы
Если говорить о транспортной ситуации в первый и последующие дни работы МУП «Экспресс» на новых маршрутах, то следует признать, что транспортного коллапса не случилось. Дзержинцам сложно было не заметить новых автобусов. При этом мониторинг соцсетей показал, что расписание МУП «Экспресс» на новых маршрутах все же не выдерживает. О своих проблемах на остановках общественного транспорта в ожидании нужного автобуса горожане начали сообщать с утра 16 января и продолжают это делать и по сей день.
«Вечером 30 минут ждали 23 автобус. Поехали на другом. Должен был идти 19.10… Но», – писал 16 января известный блогер и журналист Алексей Алексеев.
«Первый ждали сорок минут, так и не дождались», – писала 17 января Светлана Баранова, которая сетовала на то, что с конца Циолковского больше ни на чем не уедешь. Автобус 8-го маршрута, по словам женщины, ходит раз в три часа, а 28-й идет от остановки 8-й микрорайон. «И на чем ехать на прекраснейшую улицу Попова?» – возмущалась Светлана.
«Работники крупнейших оборонных предприятий: завода Свердлова, НИИМАШ, «Кристалла» ждут автобус по 40 минут, опаздывают на работу, – сообщала в официальной группе администрации Дзержинска в «ВКонтакте» Лариса Васылева. – 33 и 15 вообще пропали, зато 5 девяток прошло, пока мы стояли на остановке, а в нашем направлении только 28 автобус остался и он переполнен. Большинство сотрудников НИИМАШ и «Кристалла» живут на бульваре Космонавтов и Патоличева (там нам в свое время давали квартиры) – транспорта нет туда вообще».
Недовольство работой муниципального транспорта в той или иной форме горожане выражали вплоть до 20 января. «Негодования пост», датированный этим числом, выглядел следующим образом: «23 автобусы у нас вообще вымерли – полтора часа стоял на остановке. Передо мной на Пирогова сломался последний. Вопрос: у нас что, по всему дусту едет только одна 23 маршрутка? Пришлось на 29 и полчаса пешем».
Пресс-служба администрации реагировала на жалобы в сети несколькими стандартными формулировками: «В ближайшее время графики движения по маршрутам будут скорректированы на предмет сокращения интервалов движения» и «Сейчас идет процесс обкатки новых маршрутов, и в ближайшее время будет откорректировано расписание движения транспорта по маршрутам в зависимости от потребности жителей».
Автобусная арифметика
Не скроем, странно было видеть заявления властей об обкатке маршрутов и корректировке графиков движения транспорта. Хотя бы потому, что и расписание движения автобусов, и количество подвижного состава, выпущенного на линии вкупе с резервными единицами, уже определено в нормативных документах. Прежде всего в документе планирования, который и утвердила сама же дзержинская администрация постановлением № 1195 от 2 апреля 2019 года, а также в контракте с министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области и маршрутным картам к нему.
Кстати, область, как нам стало известно, оформила контракт с дзержинцами накануне выхода муниципальных автобусов – вечером 15 января.
Так о какой же обкатке может идти речь, когда автобусы «Экспресса» вышли на уже действующие муниципальные маршруты, по которым до этого работали другие транспортные компании? Может быть, многочисленные нарекания горожан на несоблюдение муниципальными автобусами привычного графика возникли из-за того, что «Экспресс» выпустил не такое количество автобусов, которое определено в регулирующих документах?
Открываем тот самый документ планирования с учетом всех внесенных в него изменений (утверждены постановлениями администрации № 3451 от 16.09.2019 г. и № 4444 от 09.12.2019 г.) и считаем количество единиц транспорта (с учетом резерва), которое должно быть задействовано на семи новых для «Экспресса» маршрутах.
У нас получилось 52 единицы. Мы попросили администрацию города предоставить нам данные фактического выпуска на линию, нам в ответ сообщили о 72-х единицах. Правда, эта цифра распространяется на девять маршрутов. «Муниципальное унитарное предприятие «Экспресс» с 16 января осуществляет перевозку пассажиров по утвержденному расписанию по следующим маршрутам: 1, 3, 5, 8, 8А, 15, 22, 23, 33. Количество автотранспорта, которое задействовано в перевозках, 72 единицы», – таким был официальный комментарий мэрии о количестве подвижного состава, задействованного на линии.
Даже если вычленить из этой массы количество автобусов, приходящихся в документе планирования на 5-й и 15-й маршруты, то на оставшиеся получается цифра 55, что даже больше на 3 единицы, чем отведено на семь новых маршрутов. Если бы в городе работала какая-нибудь общедоступная интерактивная карта общественного транспорта с разбивкой на перевозчиков, то мы вместе с вами могли бы оценить фактический выпуск МУП «Экспресса», а так остается только верить официальным данным мэрии.
Вместе с тем будем надеяться, что муниципалитет все-таки отладит эксплуатацию новых маршрутов и не забудет про старые. Не надо забывать, что «Экспресс» обслуживает сегодня 15 муниципальных и межмуниципальных маршрутов. Для их обслуживания МУПу необходимо, если читать документ планирования, более сотни единиц транспорта. А сколько фактически сегодня в «Экспрессе» автобусов?
И соблюдает ли предприятие нормативы выпуска на каждом своем маршруте? Похоже, что нет. По крайней мере, наш мониторинг соцсетей показал, что с 16 января в группах в «ВКонтакте» заявлено много нареканий, например, на автобусы 5-го маршрута.
То, что МУП «Экспресс» пока не соблюдает нормативы выпуска, мы поняли и самостоятельно, когда в декабре прошлого года разбирались в причинах несогласованного с областным минтрансом изменения в графике движения межмуниципального маршрута № 201. В ответ на наш официальный запрос министерство со ссылкой на МУП «Экспресс» сообщило нам, что на маршруте работает всего 3 автобуса.
А по документу планирования (постановление № 4444) их должно быть 10 – 4 большого класса, по 3 среднего и малого. Кстати, тот же Вадим Тараканов все в том же майском эфире из редакции «ДВ» утверждал, что основная цель закупок новых автобусов – обновление действующего автопарка. В общении с ведущим чиновник делал оговорки – нельзя заранее говорить, что именно МУП «Экспресс» выиграет конкурсы по новым маршрутам.
В итоге 31 декабря 2019 года сама же дзержинская администрация по неведомым нам причинам и отменила эти конкурсы. Мы, разумеется, спрашивали чиновников о причинах этого решения. Нам объяснили, что всему виной областной закон № 168-З, который перенес полномочия муниципалитета в сфере транспорта на областной уровень. Документ вступил в силу. Но при чем здесь областной закон, вступивший в силу с первого января 2020 года, когда дзержинская администрация должна была подвести итоги конкурсов по всем семи маршрутам до 20 декабря 2019 года? Именно об этом сообщалось в первоначальных извещениях от имени заказчика конкурсных процедур. Ровно такой же единый для всех семи маршрутов срок значился и в документе планирования.
Что выиграли и потеряли дзержинцы от нововведений на рынке транспортных услуг? В каких условиях город оформил договор на перевозки с областью? Почему все-таки администрация города аннулировала конкурсы на маршруты? Какие решения местных властей оспаривают транспортные компании, изгнанные властями с городских маршрутов? Об этом поговорим уже в ближайшем номере.
Вадим Щуренков