Сейчас очень часто говорят и пишут о реформах в системе образования. За последние годы новшеств в образование привнесли так много, что у неподготовленного (да и подготовленного, если честно сказать, – тоже) человека, который пытается понять логику мысли многоуважаемых реформаторов и направление движения государственной идеологии в этой сфере, зачастую голова идет кругом. Школы трясут давно Общественность реагирует на все новые и новые новшества в образовательной сфере далеко не однозначно. Дайте хоть посмотреть на результаты предыдущих изменений, прежде чем придумывать новые, не стометровку же бежим – взывают к разуму высокопоставленных новаторов те, кто реально работает с детьми в школах, а не пребывает в заоблачных высотах министерских кабинетов. Кто-нибудь, к примеру, попытался объективно оценить результаты введения системы ЕГЭ? Случилось-таки в России благодаря ему, как декларировалось, повышение качества итоговой аттестации учащихся и уравнивание в правах при поступлении в ВУЗы всех абитуриентов? Или нет? Между тем реформаторских зуд продолжает сотрясать образование. В прошлом году вышел в свет 83-й федеральный закон. Прочитав его, народ осознал, что государство фактически готовится к введению платной системы образования в школах. «Что вы, что вы, это не так, а совсем по-другому», уверяют нас. Родители будут платить только за то, что учителя будут давать школьникам сверх установленных госстандартов. Но мы-то с вами не первый день на российской земле живем, и понимаем – если уж при декларируемом бесплатном образовании находились многочисленные поводы для поборов с родителей, если платные услуги в школах в скором будущем разрешат официально – пиши пропало, успевать не будем в карманы за купюрами лазить. А как изменится при этом качество образования – это еще большой вопрос. Реформаторы, правда, утверждают, что контролировать сбор денег, если он идет официально, а не под разными завуалированными предлогами, будет гораздо проще. И как результат – незаконные поборы снизятся. Вам, уважаемые читатели, – те, кто живет в настоящей дзержинско-российской реальности в это верится? Мне не очень, если не сказать точнее – очень НЕ верится. Теперь и до садиков добрались Намного меньше говорят и обсуждают перспективы начавшихся реформ в системе детского дошкольного образования. Многие о них и вовсе не знают. Между тем действие того самого 83-го ФЗ распространяется и на них. Уже с текущего года в стране (и в нашем городе, естественно, тоже) начнется деление существующей сети детских дошкольных учреждений на казенные, бюджетные и автономные. Речь идет также о введении в садиках неких общих государственных стандартов, на основании которых каждое учреждение будет готовить собственную образовательную программу. И некоторым по статусу будет позволено в той или иной степени вводить платные услуги за все, что будет даваться детям сверх обязательного стандарта. Нас опять-таки успокаивают, что никто не собирается отменять разнообразные развивающие занятия с малышами, которые всегда проводились в детских садах. Воспитатели по-прежнему будут читать нашим детям книжки, учить их петь, лепить и рисовать. Но… многие знакомые мамочки дошколят уже делятся опасениями, что, скажем, подготовка к школе в обязательную детсадовскую программу не войдет, за нее придется платить. Попробуем разобраться, чем будут отличаться разные типы детских учреждений после того, как им присвоят тот или иной статус. Казенные должны финансироваться из бюджета полностью. Учредитель – муниципалитет – при этом несет частичную ответственность за вероятные долги и прочие просчеты в работе учреждения вместе с его руководством. Бюджетные организации будут финансироваться из бюджета по нормативу. Допустим, в садик ходят 100 ребятишек, при стоимости содержания одного ребенка в год в 50 тысяч рублей (оговоримся, что это условная, хотя относительно приближенная к реальности сумма). Соответственно, на финансирование садика должны быть перечислены 5 миллионов в год. При этом «бюджетному садику» будет разрешено оказывать народу некоторые платные услуги, зарабатывать таким образом деньги и тратить их по своему усмотрению. Но если что-то не сложится, и учреждение накопит долги, отвечать по ним муниципалитет уже не будет. Автономные учреждения при полном финансировании из бюджета будут иметь еще большую свободу в оказании платных услуг родителям дошкольников и пускать их на собственное развитие. Так-то оно так, но насчет полного, в соответствии с нормативами финансирования садиков в нашем Дзержинске большая проблема. Средств в бюджете, как известно, не хватает. По некоторым данным, финансирование составляет примерно 60 – 65 процентов от необходимого. Как в таких условиях пойдет реформа системы детских садов? Сложностей очень много, признает глава УДДУ Алексей Коротков. Автономных детских дошкольных учреждений, по крайней мере, в ближайшее время у нас не появится. Здесь нужны и хорошая материальная база, и готовность педагогического коллектива пуститься в плавание по волнам рынка образовательных услуг. Основная масса из 78 детских дошкольных учреждений города, по его информации, перейдет в казенные, и только 2-3 садика уже в 2011 году планируют стать бюджетными учреждениями. Какие – пока не называются. Сейчас идет подготовка документов, разрабатываются методики определения тарифов на услуги, которые затем нужно будет лицензировать. Чем закончится начавшаяся реформа в детских садах в итоге, предсказать сложно. Как только реформаторы берутся улучшать и без того работающую систему (а система детского дошкольного образования в Дзержинске считается одной из лучших в регионе), у народа сразу рождаются смутные сомнения. Этим бы реформаторам для начала взяться за поднятие престижа профессии педагога-дошкольника. Говорить о развитии системы и платить людям оклады, которые не дотягивают до 4 тысяч (воспитателям) и меньше 3 тысяч (нянечкам), даже не смешно, а цинично. Существующий фонд стимулирования в размере 20 % от всего фонда оплаты труда работников дошкольного образования тратится фактически на то, чтобы довести и чуть приподнять зарплаты людям над уровнем МРОТа. В 2009 году, сообщил тот же Алексей Коротков, в детские сады Дзержинска пришли работать 3 молодых специалиста с высшим педагогическим образованием. В 2010 году – ни одного. Елена Бахтина