С 1 января 2014 года дошкольные учреждения Дзержинска перейдут на новый «режим» финансирования: средства на зарплаты воспитателей отныне будут выделяться не из местного, а из областного бюджета. Как в связи с этим изменится жизнь системы дошкольного образования, мы попросили рассказать начальника управления детских дошкольных учреждений администрации города Алексея Короткова. – Алексей Николаевич, с чего вдруг область преподнесла городу такой подарок? – Это не подарок. Сделать это область обязана по новому Закону «Об образовании». Закон начал действовать еще 1 сентября 2013 года. А с 1 января 2014 года в силу вступит одна из его частей, которая регламентирует полномочия субъектов и муниципалитетов. Так вот, в полномочиях субъекта, в нашем случае – Нижегородской области, появилась новая обязанность – финансирование «образовательной услуги», предоставляемой детскими садами. На плечи области в связи с этим ляжет финансирование фонда оплаты труда педагогических работников. А кроме того она возьмет на себя так называемые «учебные расходы» дошкольного образовательного учреждения. Сюда входит покупка ученической мебели, дидактических пособий, игр и других, необходимых для осуществления образовательной деятельности товаров. Все остальное – присмотр и уход за детьми, содержание зданий детских дошкольных учреждений, их «коммуналку» – будет, как и прежде, оплачивать городской бюджет. Отсюда же пойдут средства на оплату труда прочего персонала системы – заведующих садами, поваров, медсестер, завхозов. – А почему «присмотр и уход» идут отдельной от «образовательной услуги» статьей? – Новый документ предъявляет новые требования к образовательной деятельности учебных учреждений страны. В частности, закон разделяет работу воспитателя на две составляющие: оказание непосредственно «образовательной услуги», а также «присмотр и уход» за ребенком. – По-моему, они не отделимы друг от друга… – Понятие «присмотр и уход» существовало всегда. Под ним часто и понималось «образование». Четкого разграничения между присмотром и образованием действительно не было. Все они были объединены другим понятием – «содержание ребенка в детском дошкольном учреждении». Эту услугу и оплачивали родители в размере 20% от стоимости содержания ребенка в саду. Теперь она называется «присмотр и уход». – И сколько процентов от стоимости содержания ребенка придется платить родителям теперь? – О процентных соотношениях в новом законе речи не идет – теперь все будет считаться по-другому… – Муниципалитет волен решать, какой будет родительская плата? – Во всяком случае, «образовательную услугу» будет оплачивать областное правительство. Общий фонд оплаты труда дзержинским воспитателям составит в следующем году около 350 миллионов рублей. Еще десять процентов от этой суммы, по закону, должно быть направлено на «учебные расходы» – учебно-методические и дидактические пособия, игровые материалы и тому подобное. Я считаю, это неплохие деньги. Суммы, которые получат садики на осуществление «образовательной деятельности», у каждого из них будут разными. В зависимости от размера и наполняемости учреждения, субвенции варьируются от 200 до 800 тысяч рублей на детсад в год. Наша задача в связи с этим – построить такую предметно-развивающую среду, которая соответствовала бы новому законодательству и способствовала реализации программ новых образовательных стандартов. – Думаете, этих средств будет достаточно? – Сразу сделать все, конечно, не удастся. Но год от года, при условии достаточного финансирования от области, уверен, будет только лучше… – Оттого, что финансирование зарплат переходит в руки области, наши педагоги не пострадают? – Какая разница педагогическому работнику, из какого бюджета он получает зарплату, лишь бы она была, и в достаточном объеме. Тем более если учитывать, что детей в садах становится все больше. Так что подушевое финансирование положительно отразится и на зарплате педагогов. Кроме того, не стоит забывать об Указе президента, который потребовал довести заработную плату педагогическим работникам дошкольного образования до средней заработной платы работников общего образования. – А взять, к примеру, нянечек… Без них присмотр и уход вообще невозможен. – О нянечках пока разговора не идет. Позиция правительства такова: улучшить качество образовательной услуги в дошкольных учреждениях. А добиться этого можно только в том случае, если довольны и «простимулированы» будут педагоги. И педагоги сегодня получают действительно хорошие деньги. – Но так называемые «хорошие деньги» сегодня у воспитателей получаются во многом за счет подработок на нескольких ставках… – «Укомплектоваться» кадрами – задача заведующей. Ведь, по большому счету, сегодня проблема с педагогическими кадрами в детсадах города исчерпана. Вакансии еще есть, но, уверен, через год-два этот вопрос так остро стоять не будет. Если заработная плата будет расти, то мы со временем сможем выбирать из множества желающих стать педагогами только лучших… Те же воспитатели, которые уже работают в детском дошкольном учреждении, должны будут доказывать ежедневным трудом, что они эту услугу оказывают качественно… – Алексей Николаевич, а что будет служить этим доказательством? – Очень многое. Воспитатель должен соблюдать должностную инструкцию, участвовать в различных инновационных проектах и грантах, взаимодействовать с родителями, проходить аттестацию… А работодатель, то есть заведующая, должна это контролировать и быть объективной в оценке работы своего сотрудника. И если образовательная услуга, которую оказывают педагоги, будет хорошо оплачиваться, родители тоже имеют право спросить за ее качество. – Но воспитатель не машина и не может соответствовать всем критериям «качества»… – Он и не должен. Но у каждого дела есть определенный итог. Если раньше были только требования к основной образовательной программе и условиям ее реализации, то сегодня, по новым ФГОСам, которые начнут работать с января следующего года, предъявляются требования и к результатам освоения. Это некий портрет выпускника детского сада, который готов к обучению в школе. – Ведь экзамены в садике не сдают? – В садиках проводят занятия в игровой форме, которые и позволяют оценить уровень развития детсадовца. Так было всегда. И в этом смысле новые ФГОСы не отличаются от старых стандартов. – Так в чем же тогда принципиальные отличия стандартов новых от прежних? – Дошкольное образование становится ступенью общего образования, обеспечивается непрерывность образовательного процесса. Документа об образовании ребенок, конечно, не получает, но его умение работать в коллективе, воспринимать информацию от учителя закладывается уже в детском саду. Кроме того ФГОСы дают более четкую формулировку объективной оценки. Муниципалитеты же обязаны создать условия для реализации программы. Мы переходим к областному финансированию, где нам дают на учебные расходы несколько миллионов, и учреждение обязано обеспечить себя тем учебно-методическим материалом, который поможет в реализации образовательной программы. – Давайте вернемся к фонду оплаты труда… Разве может область вот так «дистанционно» спланировать, сколько понадобится тому или другому детскому саду? Вдруг «ошибется» с зарплатой? – Сколько и на что нужны деньги детскому саду, знают только их руководители. Они же распределяют полученные субвенции. А что касается фонда оплаты труда, он рассчитывается областными властями в соответствии с требованиями Министерства труда. А также исходя из расчетов, представленных муниципалитетом. – Если сравнивать с финансированием этого года, когда садикам жилось лучше – при областном или муниципальном финансировании? – Бюджет был хорошим… Но сопоставлять то, что было в этом году, и как будет в следующем, не стоит. Это разные направления. Если говорить об учебных расходах этого года, то отдельной строкой они в бюджете даже не проходили. Не было у нас такого понятия. Мы закупали и столы, и шкафы, и стулья, и пластиковые окна, но это шло по другим, не связанным с образованием, статьям. Статья «учебные расходы» направлена только на реализацию современной образовательной программы. И ни шага влево, ни шага вправо. – Снимая с управления дошкольных учреждений обязательства по начислению зарплат, область оставляет вас без работы? – Думаете, что функция нашего управления – распределять деньги? Это не так. Средства распределяет руководитель учреждения, а мы всего лишь организуем работу. С нас обязательств не снимают, область всего лишь выделяет средства и направляет их в Дзержинск, а здесь мы их направляем по учреждениям. – Просто так деньги никогда никому не дают, за них обычно спрашивают… – Конечно. И с нас область спросит выполнения федеральных государственных образовательных стандартов. Мы должны отчитаться показателями. И, например, что касается увеличения количества детей, посещающих детские сады, то в этом смысле наши показатели – уже одни из лучших… А дальше… Поживем – увидим. – Спасибо за беседу. Записала Алена Серегина