В нашу редакцию читатели часто приносят и присылают рассказы о своих родственниках, друзьях, коллегах, а также о других интересных людях, с которыми их свела судьба. На этот раз бывшая студентка Дзержинского политехнического института Майя Фадеева написала в редакцию об известном в нашем городе преподавателе.
Хочу рассказать об удиви-тельном человеке, живущем в нашем городе. Зовут его Николай Владимирович Ксандров. Николай Владимирович – преподаватель ДПИ, заведующий кафедрой «Технология неорганических веществ», доктор технических наук, профессор, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы.
Николай Владимирович не читал лекций моей группе. Лишь на последнем курсе мы познакомились с ним как с преподавателем, проходя преддипломную практику и потом готовясь к защите дипломной работы.
Тогда я тяжело заболела. Мне стало очень трудно ходить, я почти не могла разговаривать. Врачи не давали никаких прогнозов, и я не знала, что будет со мной дальше. Мама настаивала, что институт нужно заканчивать сейчас. Видя мое состояние, она понимала, что сделать это мне будет очень трудно. Но, набравшись смелости, она подошла посоветоваться к Ксандрову: стоит ли это делать, получится ли у меня? Николай Владимирович сказал, что нужно попробовать, что он поможет. Профессор взял меня к себе (стал моим руководителем по подготовке к диплому) и общался со мной, когда я еще могла прийти в институт сама. Потом для меня это стало невозможным. Николай Владимирович опять пошел нам навстречу. К нему с моими расчетами ходила моя мама. Я же могла позвонить по телефону и задать свои вопросы. Помню, как однажды Николай Владимирович позвонил мне домой сам. Он – профессор, академик, всегда очень занятой человек, к которому стесняешься лишний раз подойти, звонил, чтобы уточнить какой-то вопрос.
Шло время, болезнь прогрессировала, я совсем перестала разговаривать. Врачи поставили редкий диагноз: «Тяжелая форма генерализованной миастении». Мы с мамой подумали, что дальше продолжать учебу не получится. Я же ничего не смогу сказать при встрече. Дома я писала маме записки, когда хотела что-то сказать или попросить. Но Николай Владимирович сказал: «Хорошо. Пусть мне тоже записки пишет». И наше общение продолжалось.
В течение всего последнего года обучения, взяв надо мной шефство, Ксандров был рядом. Помогал сам, при необходимости, просил преподавателей устный зачет или экзамен принять у меня письменно. За пару месяцев до защиты мне сделали операцию, это еще больше ослабило меня, но Николай Владимирович продолжал помогать в учебе.
Как странно: у меня никогда не было сильного рвения в учебе. Но лишь заболев и переоценив некоторые вещи в жизни, мне сильно захотелось учиться. И я рада, что смогла написать и защитить диплом. Пусть не так, как бы я это сделала, будучи здоровой, а с большой помощью профессора и мамы, но все же сама.
Что сделал для меня Николай Владимирович? Помог закончить вуз? Нет, он сделал для меня намного больше. Он помог не потерять веру в людей! Когда у меня опустились руки и я ни во что не верила, рядом оказался неравнодушный человек, который, не задумываясь, откликнулся на чужую беду и помог справиться с ней.
Вспоминаю, как он рассказывал мне, растерянной девочке, про больного туберкулезом мальчика. Врачи сказали ребенку, что самое большое, на что он может рассчитывать, – это сидеть на лавочке около своего дома в деревне, что это теперь его жизнь. Мальчик же не сдавался – лечился, боролся. Поступил в медицинский институт, выучился на врача и прожил долгую интересную жизнь. Как это было важно услышать в тот момент, когда у меня ушла земля из-под ног. Как это важно, когда в тебя верят и помогают бороться, когда замечают твою боль, боль чужого человека.
Сейчас, спустя семь лет, я часто, особенно в тяжелые моменты, вспоминаю тех людей, которые поддержали меня в очень непростой период жизни. Я хочу, чтобы их усилия и вера в меня не пропали. До сих пор это дает мне стимул жить и двигаться дальше.
Я знаю, что Николая Владимировича любят студенты. О нем отзываются как о строгом, но справедливом преподавателе. А когда возникают какие-то сложные ситуации, идут к нему за советом. Мне повезло больше остальных, я узнала его не только как преподавателя, но и как человека.
Большое спасибо Вам, Николай Владимирович, за все.
Мы с мамой, обе ваши бывшие студентки, от всей души поздравляем Вас с недавно прошедшим юбилеем. Желаем Вам здоровья, долгих лет жизни и оставаться всегда таким же жизнерадостным, оптимистичным человеком.
Майя Фадеева