Детские годы чудесные…


Она появилась на свет в далеком 1926 году, когда на месте города Дзержинска было еще село Растяпино. Родители Зинаиды Васильевны приехали в наши края ровно сто лет назад с двумя старшими детьми. Позже на свет появились еще шестеро. Василий Васильевич Карасев – отец нашей героини – работал всю жизнь на железной дороге, мать – Софья Платоновна – была домохозяйкой, прекрасно шила, сама наряжая своих ребятишек.
«Шли годы становления советской власти, и жили мы довольно скромно, но дружно. Ели овсяную кашу да щи – негусто, зато все натуральное, одежду носили друг после друга. И при этом с детства здоровые, крепкие были. Выбежишь, бывало, в одних тапочках зимой половик потрясти – и ничего, не заболевали, – рассказывает Зинаида Васильевна. – Помню, как ходили в церковь в Черном селе, очень красивую, как часто приезжали к нам гости, и тогда мама пекла пироги. Помню, как сестра Тамара, которая работала в старом универмаге в отделе игрушек, приносила списанные игрушки домой и как бережно мы с ними обращались, боялись сломать. В общем, пусть и бедно, а весело жили, пока не началась война.»

Война нагрянула внезапно


Известие о начале Великой Отечественной застало нашу героиню в лагере. Именно 22 июня 1941 года там было торжественное открытие смены, тогда же прилетела и страшная весть. Отдых детям не отменили, просто с питанием стало плохо, да и интерес у ребятишек пропал. К слову, как раз в то время познакомилась Зинаида Васильевна с нашим земляком, знаменитым кинооператором Вячеславом Коротковым, который был в пионерском лагере баянистом. Позже они поддерживали приятельские отношения, о чем и сейчас наша героиня вспоминает с теплотой и улыбкой.
 
Зинаиде Карасевой 19 лет, 1945 г.

Одного из братьев Зины, умного, интеллигентного молодого художника Женю, забрали на фронт. Он погиб через год… Другой брат вместе с отцом трудился на железной дороге.

О продолжении учебы в школе Зинаиде пришлось забыть, и не только из-за войны. Просто в те годы как раз ввели положение о платном обучении, а денег у семьи не было. Сначала 14-летняя Зина пошла на работу в детскую молочную кухню, мыла там бутылочки и кастрюльки. Позже решила, что нужно продолжать обучение, и подала документы в Дзержинский химический техникум имени Красной Армии.

«Брали туда всех, а учеба была бесплатной. Первого сентября, как пришли, нас сразу отправили работать на торф.

И потом так было каждый год. После окончания первого курса три месяца ежедневно мы трудились на заводе Свердлова. Зато, когда работы закончились, администрация предприятия накормила нас вкусным обедом, да и десять дней каникул дала. И вообще, паек у нас для военного времени считался замечательным – 800 граммов хлеба выделяли, когда такая норма была у рабочего, потом, правда, до шестисот сократили. Каждую субботу нам устраивали танцы, а на первом курсе мы даже вместе поехали в Горький в оперный театр. В общем, молодость она и есть молодость. Да, тяжело было, шла война, но мы воспринимали это через призму юности и справлялись с любыми проблемами», – вспоминает Зинаида Васильевна.

Любовь на всю жизнь


Тогда же и случилась, по признанию нашей героини, главная любовь в ее жизни. Это похоже на историю из кино. По радио шла передача «Письма с фронта», помогавшая разыскивать потерянных родственников и друзей, война же всех раскидала по миру. И вот однажды совсем юная 15-летняя Зина услышала сообщение, что Нина Петровна Калиновская ищет своего брата-летчика, от которого долго нет вестей. Девушке очень понравилась фамилия женщины, да и просто ее слова задели студентку за душу. И она написала ей, а та в ответ прислала письмо с адресом брата.
 
Семья Карасевых, маленькая Зиночка на руках у матери, 1927 г.

«Полевая почта, 65318. Я на всю жизнь его запомнила… Написала, и этот, пока еще не знакомый мне молодой человек по имени Володя, ответил. Мы стали переписываться. А потом в конце марта 1946-го к нам в город вдруг приехал один его сослуживец. Стал узнавать обо мне, кто я, да правда ли являюсь такой, какой в письмах себя описываю. Приходил и к моей маме, и в техникум, где ему дали очень положительные сведения, мол, Зина Карасева – прилежная ученица, из хорошей семьи девочка, не курит, не гуляет. На другой день этот военный пришел к нам домой, все смотрел на меня, а я в те годы, по словам друзей и знакомых, и личиком приятная была, и с фигуркой хорошей. Себя красавицей никогда не считала, но, видимо, он счел, что симпатичная. И когда вернулся в часть, то сказал Володе (а это именно он его посылал): «Лучшей жены тебе не сыскать. Все, что говорит, – правда», а тот стал писать чуть не каждый день. Так, заочно, мы полюбили друг друга и действительно стали строить планы на будущее», – Зинаида Васильевна смотрит на единственную фотографию, оставшуюся у нее от Владимира, и улыбается.

Молодым влюбленным казалось тогда, что до счастья рукой подать. Они собирались встретиться после окончания Зининой учебы в Одессе. Мама девушки переживала, боялась отпускать дочь одну, но решилась отправить со старшей сестрой к родственникам, жившим на Украине.

«Перед самым дипломом письма вдруг прекратились, я почувствовала что-то неладное, не знала ехать ли теперь. Но тогда мама сама сказала, что раз договорились, то надо, и мы отправились в дорогу. В начале июля мы с трудом добрались до Одессы, на Киевском вокзале в Москве нас сначала не хотели пропускать, но старшая сестра увидела солдатика, охранявшего вагоны, вкратце рассказала ему нашу с Володей историю, и тот нас пожалел и пустил. И вот мы приезжаем, а на следующий день мне вдруг приходит письмо и открытка от мамы. Я удивилась, открыла конверт, а там чужим почерком: «Уважаемая Зинаида Васильевна, Вам пишет друг Володи Вася Васенин. Ваш друг Владимир Петрович Калиновский погиб 12 июня». Оказалось, во время учений внутри самолета разорвался снаряд и машина упала в Сиваш. Нашли только Володин головной убор… Боже мой, что со мной было, я так плакала!» – Зинаиде Васильевне и сейчас трудно об этом говорить, она держит в руках письма Володи (все они сохранились и бережно перевязаны ленточкой), а в ее глазах слезы.

В течение долгого времени потом она общалась с родными возлюбленного. За ней ухаживали молодые люди, в поклонниках она не нуждалась, спустя годы встретила мужчину, с которым прожила много лет, но та первая любовь оставила неизгладимый след в ее душе.

Быстро пролетели трудовые годы


Повзрослевшая Зинаида пошла работать на «Заводстрой», позже получивший название «Капролактам», и трудилась старшим инженером отдела техники безопасности, курирующим многие цеха и производства, в разных цехах не только до выхода на пенсию в 1984-м, но и еще
21 год после в «Совете ветеранов» завода. Вредное производство повлияло на здоровье. Много лет назад Зинаиде Васильевне поставили диагноз: «Профзаболевание». Но жаловаться на что-либо не в характере этой женщины.
 
На весеннем разливе

Во время трудовой деятельности Зинаида Карасева закончила Нижегородский политехнический институт, поэтому ее опыт и знания всегда ценило начальство, коллеги уважали и прислушивались к советам.
 
Зинаида Васильевна, 2016 г.

Теперь Зинаида Васильевна на заслуженном отдыхе, но и сейчас ей не сидится на месте – каждую осень она ездит со знакомыми в лес за грибами, по возможности старается посещать культурные мероприятия, вышивает. К слову, вышивкой она увлекается с детства, но в квартире не так много ее картин – почти все она с удовольствием раздаривает родственникам и друзьям. Иногда учит наизусть понравившиеся стихотворения (у нее до сих пор прекрасная память!) и пишет стихи сама. Зинаида Васильевна всегда готова прочесть свои любимые произведения, нужно ли говорить о том, что она помнит имена и фамилии всех людей, что встречались на ее пути, пусть даже десятилетия назад. И гостям наша героиня неизменно рада, угощает их вкусным чаем с фирменным вареньем.

Смысл жизни – в выборе верного пути


Сейчас, когда за плечами такая интересная, пусть временами тяжелая, но насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, Зинаида Васильевна с уверенностью говорит: «Самое главное – выбрать правильный путь и идти по нему. Оставаться порядочным человеком. Если дал слово, стараться его сдержать, людей не обижать. За свою жизнь я, как могла, следовала этому принципу, когда говорила что-то не так, потом обязательно извинялась. Всегда была такая, вот и сейчас такая. Вспоминаю, как Володя в одном из последних писем сказал: «Если будет возможность, продолжай учебу». И я дала ему слово. Видите, закончила институт. Верьте людям и старайтесь оправдывать их доверие».

Поздравляем Зинаиду Васильевну с юбилеем и желаем здоровья, долгих лет жизни и неиссякаемого оптимизма!

Ксения Жульнова