Дзержинское время

Громкая история о злоупотреблениях в системе МЧС, о которой «ДВ» в серии материалов «Пожарный надзор в огне» рассказывает второй год подряд, наконец-то добралась до суда. Двое инспекторов пожарного надзора Дзержинска оказались на скамье подсудимых по обвинению в служебном подлоге. Дзержинский горсуд приступил к рассмотрению дела 3 мая.

Штрафуй народ, делай карьеру!

Следователи 2-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Нижегородской области наконец-то завершили расследование уголовного дела по обвинению двух инспекторов управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России Нижегородской области по Дзержинску. МЧСники обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 292 УК РФ (служебный подлог – 2 эпизода).
По версии следствия, в 2014 году один из обвиняемых, а в 2015 году оба обвиняемых проводили проверки соблюдения правил пожарной безопасности на двух дзержинских предприятиях. Получив анкетные данные персонала коммерческих компаний, инспекторы составили на них фиктивные протоколы об административных правонарушениях. Главная цель сего действа – искусственное улучшение количественных и качественных показателей собственной работы, чтобы обеспечить тем самым благоприятные условия прохождения службы, а также дальнейший карьерный рост.
Всего, как установило следствие, дзержинские МЧСники составили 6 протоколов, в результате которых двух граждан незаконно привлекли к административной ответственности за правонарушения, ими не совершенные. Штрафы за сотрудников оплатили работодатели.
Весной уголовное дело поступило в Дзержинский горсуд для рассмотрения по существу. А 3 мая должно было состояться первое судебное заседание. Однако полноценных слушаний так и не было. По просьбе адвоката обвиняемых очередное заседание перенесли на 28 мая. Как нам пояснили в пресс-службе Дзержинского горсуда, представитель защиты настаивал на переносе заседания в связи с тем, что его клиентов не известили должным образом о начале судебных разбирательств. Судья Геннадий Кончаков согласился с доводами адвоката и отложил процесс на конец мая.
Стоит отметить, что наказание за служебный подлог по ч. 2 ст. 292 УК РФ более жесткое, чем то, что предусматривает первая часть. Ведь речь идет о «существенном нарушении прав граждан и организаций, а также интересов общества и государства в целом». За преступления по 2-й части «служебного подлога» можно получить штраф от 100 до 500 тыс. руб. или даже угодить за решетку на четыре года. Впрочем, как полагают наши эксперты, судебный процесс для представителей пожарного надзора завершится условными сроками. МЧС, защищая честь мундира, вступится за своих подопечных. К слову, у ведомства столь длинные руки, что ему каким-то чудом даже удалось снять с эфира «России-1» очередной выпуск программы Никиты Михалкова «Бесогон ТВ». По крайней мере, об этом сейчас много пишут интернет-издания. Реакцию министра МЧС Владимира Пучкова на недавний выпуск проекта о трагедии в Кемерове знаменитый режиссер назвал «синдромом Гарри Поттера», что означает абсолютное безразличие ко всему происходящему, где оплошали пожарные и спасатели: от наводнения в захолустной деревне до пожара в торговом центре, который обернулся национальной трагедией…

Непотопляемый

Стоит сказать, что после возбуждения уголовного дела по служебному подлогу дзержинские МЧСники пытались, что называется, замести следы. В служебных помещениях отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Дзержинску правоохранительные органы установили утрату 339 административных дел. Причем наибольшее количество отсутствующих материалов наблюдалось у фигурантов уголовного дела по служебному подлогу…
И вот что удивительно – начальнику отдела Николаю Оборину за грубые нарушения дисциплины и совершение уголовных преступлений его подчиненными до сих пор каким-то чудом удается избежать ответственности.
Как мы уже рассказывали в четвертом эпизоде саги о проявлениях коррупции в системе пожарного надзора («ДВ» № 14 от 05.04.2018 г.), господин Оборин после выявления многочисленных нарушений со стороны вышестоящего руководства постоянно ограничивается «бумажными наказаниями», причем не вписывающимися в рамки закона.
Так, за нарушение служебной дисциплины и отсутствие контроля за деятельностью подчиненных приказом регионального главка МЧС № 889 от 24 ноября 2015 го-да Оборин заработал «замечание». Следующим приказом № 130 от 29 февраля 2016 года Оборину объявили «выговор», затем (приказ № 135 от 1 марта 2016 го-да) еще один. Осенью того же года вышел очередной приказ главка № 770 от 17 ноября, который предписывал «ограничиться ранее наложенным взысканием». Весной следующего года ему объявлен уже «строгий выговор» (приказ ГУ МЧС по региону № 338 от 29 мая 2017 года). Казалось бы, еще один промах и – прощай, служба! Ан нет, осенью 2017-го за очередную провинность Оборин получает от руководства «строгое предупреждение», оформленное приказом главка № 771 от 10 ноября 2017 года.
Между тем, по федеральному закону № 141-ФЗ от 23 мая 2016 года «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 49) на сотрудника, нарушившего служебную дисциплину, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность и увольнение со службы. Таким образом, формы дисциплинарной ответственности и основания к их привлечению четко регламентированы законом и содержат исчерпывающий перечень видов дисциплинарного взыскания, который не подлежит расширенному толкованию. Просим заметить, что в перечне нет таких дисциплинарных мер, как «ограничиться ранее наложенным взысканием» и «строго предупредить», которые по отношению к Оборину почему-то применяло его вышестоящее руководство. Если бы в главке строго придерживались 141-го федерального закона, то Оборин после неоднократных дисциплинарных взысканий, наложенных в письменной форме, давно бы оказался за воротами государственной противопожарной службы после досрочного расторжения трудового контракта. По нашей информации, от дисциплинарной ответственности странным образом освобождались и другие сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Дзержинску.
«ДВ» обещает следить за ходом судебного процесса в отношении сотрудников государственной противопожарной службы.
Вадим Щуренков