Общественная палата Дзержинска требует отмены губернаторского указа о внедрении видеонаблюдения в парикмахерских и салонах красоты. Только при таких условиях предприятия так называемой бьюти-индустрии могут сейчас работать.
Без камер – не подстричься
В общественную палату обратились представители сразу двух бизнес-сообществ «Ассоциация предпринимателей индустрии красоты» и «Ассоциация профессионалов и руководителей индустрии красоты Нижнего Новгорода». Парикмахеры, стилисты, косметологи негодовали по поводу указа губернатора Нижегородской области № 80 от 11 мая 2020 года. Этот нормативный акт внес существенные изменения в более ранний губернаторский указ –
№ 27 от 13 марта 2020 года. Именно последний документ определяет порядок работы организаций и предприятий в условиях пандемии на территории всего региона.
Изменения, внесенные в ранее изданный указ, касаются, в том числе, и деятельности парикмахерских, салонов красоты, организаций розничной торговли непродовольственными товарами, не относящимися к товарам первой необходимости (при условии осуществления торговли без примерки), организаций общественного питания (за исключением столовых, буфетов, кафе и иных предприятий, осуществляющих организацию питания для работников организаций).
В новой редакции губернаторского указа и появилось такое обязательное требование для начала работы салонов красоты и парикмахерских, как установка систем видеонаблюдения. Только с ними предприятия сферы услуг смогут возобновить работу на так называемом первом этапе снятия антивирусных ограничений, который стартовал с конца мая.
Штрафов не будет! Ой ли?
Чтобы приступить к работе, предприятиям бьюти-индустрии необходимо оснастить камерами зоны приема посетителей и входные группы. И не просто камерами, а системами видеонаблюдения, которые отвечали бы техническим требованиям, установленным министерством информационных технологий и связи Нижегородской области. И это еще не все. Дальше всю аппаратуру на местах требуется подключить к системе видеоаналитики министерства и обеспечить бесперебойную работу передачи данных.
Для чего все это? Для того, чтобы придуманная властями система в режиме онлайн смогла отслеживать работу парикмахерских и салонов красоты на предмет соблюдения санитарных норм, в частности, безопасной дистанции между посетителями.
Абсурд требований чиновников состоит в том, что на практике выполнить их маловозможно. Ну скажите, кто и как в небольших помещениях сможет денно и нощно контролировать полутораметровую дистанцию между клиентами? Буквально один неловкий взмах руки посетителей, и нарушение безопасной дистанции обеспечено. И что тогда, штрафы? Чиновники, правда, успокаивают представителей сферы услуг, декламируя отсутствие денежных взысканий. Но если не будет санкций, тогда и пресечения нарушений потеряют смысл и стимулы. Именно поэтому в бьюти-индустрии особо не верят в «бархатные» речи авторов идеи видеонаблюдения об отсутствии штрафных санкций за нарушения, зафиксированные системой искусственного интеллекта.
Не рубль-два, а сотни тысяч
Абсурдность ситуации еще и в том, что микробизнесу нужно самостоятельно вложиться в приобретение и обслуживание систем видеонаблюдения, которые, по сути, будут не нужны после снятия мер ограничения. Когда, наконец, они свершатся в нижегородском регионе – неизвестно, но можно предположить, что до общероссийского голосования за поправки в Конституцию все отрасли экономики возобновят работу в полном объеме. Так зачем же отрасль, которая и так оказалась в тяжелой ситуации из-за пандемии, обременять дополнительными расходами, что может вообще привести к банкротству субъектов микробизнеса?
Областное правительство хоть и обещало компенсировать часть затрат на оборудование объектов системами видеонаблюдения, но они оказались настолько незначительными, что погоды не сделают. Сначала власти обещали компенсировать предпринимателям 3 тысячи рублей за одну камеру, затем увеличили сумму до 8 тысяч. Но система видеонаблюдения – это не только камеры, но и серверы, обвязка, программное обеспечение, коммутаторы, фильтры и, конечно, понадобится подключение к интернету с ежемесячной абонентской платой.
В обращении бизнес-сообществ к дзержинским общественникам содержится минимальный расчет затрат на оборудование салона красоты площадью 40 – 60 кв. м с учетом трех камер. Так вот, полная стоимость всего комплекта оборудования для небольшой парикмахерской, включая приобретение лицензии на видеокамеру, при подключении канала видео, нейросетевого фильтра, а также курса обучения аналитике (распознавание униформы мастеров, уборщиков, расчет количества посетителей, социальная дистанция и так далее) составляет более 120 тысяч рублей. Для низкомаржинального бизнеса, который и так уже два месяца находится в простое, такой объем безвозвратных вложений – полная погибель.
Кроме этого, представители бьюти-индустрии беспокоятся и за нарушение неприкосновенности частной жизни. Мало того, что не каждый клиент согласится посещать салон красоты, включенный в глобальную слежку, так еще отсутствует абсолютная гарантия защиты от утечки данных с правительственных серверов. В век глобализации любая информация о человеке, его контактах и передвижениях может быть использована недоброжелателями против самого человека и его семьи.
Господа, где логика?
Члены общественной палаты Дзержинска разделяют тревоги и опасения представителей малого бизнеса, описанные в поступивших письмах, и просят губернатора пересмотреть зло-счастный указ в части требований о видеонаблюдении. Одновременно с этим дзержинцы обратили внимание и на наличие коррупционной составляющей губернаторского указа.
Подозрения в коррупции возникают из-за рекомендации о необходимости закупки оборудования всеми салонами красоты и парикмахерскими у одного производителя и поставщика при отсутствии открытых конкурсных процедур на поставку и монтаж. «Считаем, что данные требования для открытия салонов индустрии красоты выглядят чрезмерными и создают впечатление двойных стандартов», – говорится в обращении общественной палаты на имя главы региона.
Если уж и рассуждать о соблюдении норм эпидемиологической безопасности, то такие меры, как считают общественники, необходимо прежде всего применять в местах реального массового скопления людей – общественном транспорте, крупных сетевых магазинах, где расстояние между покупателями и пассажирами не укладывается в рамки предъявляемых требований указа для осуществления предпринимательской деятельности.
В этом же ряду и объекты отправления культа – церкви, синагоги, мечети, в которых, следуя логике губернаторского указа, также нужно бы поставить камеры. Общественники также соглашаются с бизнес-сообществами в странности усиления контроля там, где люди и раньше соблюдали санитарные нормы.
Требования по санитарии в салонах красоты и парикмахерских обязаны выполняться по роду деятельности постоянно, а не только в период эпидемии.
«Обращаемся к Вам с просьбой еще раз проанализировать вышеназванный Указ в части требований по оборудованию предприятий индустрии красоты видеонаблюдением, и не применять чрезмерных мер, которые приведут к закрытию большинства предприятий этой сферы деятельности. Небольшие салоны красоты, парикмахерские без того являются пострадавшей отраслью от вынужденного простоя в течение двух месяцев. Нагружая малый бизнес неадекватными требованиями, Вы лишь усугубляете их финансовое положение», – резюмируется в обращении общественной палаты.
Вадим Щуренков