Весной прошлого года мы рассказывали о семье пенсионеров Завьяловых (фамилия изменена), которые, по мнению коммунальщиков, задолжали им без малого 100 тыс. рублей. УК «Управдом», ПАО «Т Плюс» и АО «НКС» подали в суд на должников почти одновременно. Тогда ответчикам удалось отменить судебные приказы. Однако накануне Нового года управляющая компания, а следом и тепловики обратились в суд снова с теми же требованиями. На этой неделе по одному из дел было вынесено решение.
Без вины виноватый
Напомним, что в статье «Долги – для самого слабого?» («ДВ» № 37 от 14.09. 2017 г.) говорилось о пожилой чете, несколько лет назад менявшей свою двухкомнатную квартиру на меньшую. В итоге горожане стали жертвами мошенников. Риелтор, воспользовавшись доверенностью, оформила однокомнатную квартиру, принадлежащую Завьяловым, на себя, а потом продала ее. С той поры у жилья сменилось несколько хозяев, прописанный же там Завьялов переходил каждому из них «по наследству».
С 2013 года в квартире стали копиться долги за «коммуналку». Судя по выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости, как раз в это время ее купили Жаровы – семья из четырех человек.
Однако «Управдом» и после отмены судебного приказа по той причине, что Завьялов по адресу прописки не проживал и не живет, подал иск с требованием взыскать долг за жилищные услуги именно с Завьялова. Правда, солидарно с одним из собственников – Жаровым. При этом по предыдущему судебному приказу из пенсии ответчика успели удержать почти 11 тыс. руб. А вот доходы Жарова, видимо, не были обнаружены. Вместо солидарной ответственность и дальше предстояло нести Завьялову одному. Хотя, повторимся, он ни дня не жил в квартире, где оказался «должен» за содержание жилья.
Кстати, в новом иске «Управдом» не учел уже полученных от «должника» денег. Сумма долга в нем фигурировала та же, что и полгода назад, только выросли пени – с 8,5 до 10,2 тысячи, да увеличилась вдвое госпошлина – с 720 до 1575 рублей.
Общая сумма долга – почти 50 тыс. рублей. Всю ее списали бы с Завьялова, который потом, по закону, мог выйти в отдельный суд против Жарова. Пенсия Виктора Завьялова – около 10 тыс. рублей, сам он – чуть живой после перенесенного не так давно инсульта.
Суд да дело
Накануне судебного заседания «главный» ответчик выписался из квартиры, где оказался должником, доказав еще раз, что он, в отличие от собственников Жаровых, не имеет к ней отношения. Судью пенсионер просил вынести решение с учетом его социального статуса (пожилой малоимущий человек, инвалид), уже выплаченных денег по предыдущему иску, сроков исковой давности, ну и требований закона: оплачивать счета за ЖКУ по Жилищному кодексу должны, прежде всего, собственники (в приватизированной квартире) либо наниматели (если жилье муниципальное). Завьялов ни тем ни другим не является.
Кроме того, мужчину интересовало, почему требования УК направлены только ему и одному из Жаровых. В семье собственников есть ведь еще совершеннолетние граждане. Почему жилищники взяли данные из справки о составе семьи, где могут быть указаны не все собственники, потому что не все они прописаны в квартире, а не из документа о правах собственности на недвижимость, указывающего как раз на владельцев квадратных метров? Ответ на это озадачил: потому что в выписке ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости нет… дат рождений собственников.
Тем не менее к ответу в суде по этому делу призвали и другого собственника – Анастасию Жарову. В суд она, правда, не явилась, но часть долга теперь распространяется и на нее.
«Управдом» в связи с этим пытался уточнить требования: половину суммы взыскать солидарно с Завьялова и Жарова, вторую половину – с Завьялова и Жаровой. То есть, если у Жаровой, как у ее мужа, не окажется денег, доступных для списания по решению суда, все долги опять бы стали взыскивать с одного пенсионера.
К счастью, этого не произошло. Суд принял справедливое решение: освободить Завьялова от ответственности перед «Управдомом» и отказать последнему в исковых требованиях в отношении этого ответчика.
Должники обречены?
Как и обещали читателям, мы присутствовали на заседаниях против Виктора Завьялова и можем уверенно сказать: людей, которые избавились от долгов УК вот так, достаточно легко, должно быть, очень и очень немного. Для этого, во-первых, без вины виноватому нужно то и дело ходить в суд, во-вторых, иметь железные доказательства своей невиновности…В глаза бросается, что представители «Управдома» – свои люди в суде, может быть, уже потому, что иски на должников сюда носят регулярно. И судебные приказы по ним штампуются пачками. А большинство должников, особенно беспомощных, вынуждены потом платить. Сами Завьяловы, к слову, себя бы ни за что не защитили. На помощь им пришли посторонние люди.
И вот что важно. Честно говоря, после отмены первого приказа против Виктора Завьялова была маленькая надежда, что притязания «Управдома» к нему на этом прекратятся. Ведь получили же в УК и имена истинных должников, и факты невиновности ответчика, и информацию о том, что больной человек с мизерной пенсией, оставшись без средств к существованию, которые уйдут в счет погашения долгов, может просто погибнуть без еды и лекарств. К тому же Завьялову и так уже досталось в жизни из-за спорной квартиры – он лишился имущества из-за слишком жадных людей. Бумаги, свидетельствующие обо всем этом, в УК лично отнесла руководитель Дзержинского правозащитного центра Эмма Фельдштейн, просила обратить внимание на надлежащих ответчиков.
Конечно, долги взыскивать нужно. Если услуги оказаны, а те, кто их получил, не заплатил за это (вопрос цены поднимать здесь не будем), должны отвечать, в том числе, в судебном порядке. Но ведь «Управдомом» руководят живые люди, и есть исключения из правил, в том числе индивидуальный подход и человеческое отношение к клиентам. Но, видимо, не тот случай. Увидев, что на счет пошли деньги по адресу тех или иных должников, воздержаться от финансовых вливаний, даже если они взыскиваются с невиновных, уже невозможно. Неслучайно первое, что узнают истцы про будущих ответчиков, – дата рождения. Если в должниках пенсионеры – точно никуда не денутся, вычитать долги из пенсии – милое дело: Пенсионный фонд по решениям суда исполнит все в точности.
Повлияла ли бы на финансовое благополучие «Управдома» пенсия Виктора Завьялова, как и вообще все это дело, – спорный вопрос. Теперь уже вряд ли. Во-первых, решение по Завьялову вынесено не в пользу истца, во-вторых, с молодых Жаровых, может статься, в бюджет УК не вернется даже потраченная на разбирательство пошлина. В-третьих, Виктора Завьялова подтолкнули к тому, чтобы в квартире, некогда ему принадлежавшей, у него не было даже прописки. В будущем с него здесь точно ничего не возьмешь. Зато жить так на старости лет будет спокойнее.
Елена Родионова