Думается, каждый из нас оказывался в такой ситуации, когда цена на товар в торговом зале разительно отличалась от его стоимости на кассе. Явление это, увы, весьма и весьма распространенное!
С рассказом о подобном случае в редакцию «Эконом-Инфо» обратилась наша постоянная читательница Ольга. В одном из крупных торговых центров она выбрала себе несколько видов платьев. Наряды пришлись по вкусу и по размеру молодой моднице. Привлекла девушку и цена товара. На гандоле, где были развешаны платья, красовались завораживающие цифры. «Почему бы не померить», – подумала Ольга, – и отправилась к зеркалу. Из множества платьев ей больше всего понравился стильный бежевый наряд, так элегантно обтягивающий ее фигуру. Модница уже представила, как будет ловить на себе восторженные взгляды поклонников. И побежала быстрее расплачиваться за покупку. Какого же было ее удивление, когда кассир озвучил стоимость товара, цена на покупку отличалась ровно на 2000 рублей. Негодованию Ольги не было предела! «Зачем же вы обманываете народ, – возмущалась девушка, – на вывеске обозначе-на другая цена. На что кассир смог только пожать плечами. Девушке не хотелось уходить без покупки, но радость от приобретенной вещи была омрачена горечью обиды на сотрудников отдела женской одежды.
Еще чаще несоответствие означенной на витрине цены и реальной стоимости товара встречается в крупных продуктовых магазинах. Туда, как правило, за одной покупкой не заходят. Набирает человек в корзину продукты по обширному списку и видит, что цена, скажем, на оливки выгодно отличается от предложения соседних торговых точек. «Что ж, возьму пару баночек, пусть будет…» – размышляет покупатель. А если при расчете и заметит разницу, то, скорее всего, не будет отказываться от товара: при общей сумме покупки в семьсот-восемьсот рублей разница в десять-двадцать целковых для многих уже не принципиальна, и портить из-за нее настроение не захочется.
В случае, если внимательный и дотошный покупатель задаст кассиру вопрос, почему стоимость товара в чеке не соответствует цене на витрине, то, вероятно, он услышит один из примерно следующих вариантов ответа: «Это цена на прошлую партию, а сегодня уже новый товар выставили, не успели ценник переделать».
Насколько законна «забывчивость» продавцов, ведущая к «наценке» при расчете? С этим вопросом мы обратились к руководителю сектора по защите прав потребителей Вере Соловьевой. Ссылаясь на статьи 10 и 12 Закона «О защите прав потребителей», Вера Александровна квалифицировала подобное поведение продавцов как предоставление неполной или недостоверной информации о товаре и введение покупателя в заблуждение. Естественно, что без последствий подобного рода деяния оставаться не должны.
В частности, согласно статьи 12, по причине ненадлежайшей информации о товаре покупатель вправе не заключать сделку, если же она была заключена, то у него есть право требовать ее расторжения. При этом часть 4 статьи 12 подчеркивает, что при разрешении спорной ситуации следует исходить из того, что покупатель не обладал специальными знаниями и навыками. То есть банальная отговорка продавца: «Вы что, не видите, какая это вещь? Да разве может она столько стоить?!» – попросту не имеет смысла: покупатель не является экспертом в области изготовления «спорного» товара и не знает механизм его ценообразования, поэтому он не должен «удивляться» «странной» цене. И уж тем более нельзя вменить ему в вину то, что не захотел он вникнуть, кто и по какой такой причине не сменил вовремя ценник с «устаревшими» данными.
Однако, как показывает практика, зачастую не хочет введенный в заблуждение покупатель устраивать разбирательство с привлечением руководства магазина – оставляет товар с неправильной ценой на кассе, а то и вовсе, попеняв на «местные порядки», оплачивает его и отправляется восвояси. Ну что тут скажешь – не привык русский человек за свои права в таких «мелочах» бороться, совестно ему. За что совестно? За то, что не захотел быть обманутым…
Павел Вениаминов