Если на работе вам приходится работать с большим количеством людей, то рано или поздно вы ощутите признаки истощения и профессиональной усталости. Работа, коллеги, общение с людьми начинают раздражать, хочется бросить все и уехать. Быть может, вы стали жертвой синдрома профессионального выгорания?
Синдром профессионального выгорания, описанный американским психологом Фреденбергом, возникает в результате психологического утомления и разочарования. Чаще всего в группе риска находятся представители клиентоориентированных профессий – консультанты, менеджеры, продавцы, преподаватели, психологи, врачи и другие.
В силу своей работы такие специалисты вынуждены общаться с так называемыми проблемными людьми, тяжело больными или конфликтными, а это накладывает отпечаток на восприятие общения в целом. Таким людям приходится не только делать свое дело, вести беседу, задавать вопросы, но и бороться с внутренним раздражением, если оппонент настроен негативно. Каждый раз нагрузка на психику все возрастает, и человек эмоционально истощается.
Все дело – в личности
Как правило, синдрому профессионального выгорания подвержены люди мягкие, склонные к сочувствию и переживанию.
Они сами загоняют себя в ловушку собственной же работы. Им сложно абстрагироваться от выполняемых обязанностей, для них характерна постоянная высокая отдача на работе и стремление достичь абсолютного совершенства в выполняемом деле.
Интересно, что в самом начале карьеры такие люди с энтузиазмом отдаются работе. Все мысли и разговоры вертятся вокруг выполняемого дела. А когда запас энергии уменьшается, то появляется апатия и чувство усталости.
Последний этап
На пике этого эмоционального состояния негативные переживания нарастают до предела, а профессиональная самооценка падает. Уровень зарплаты уже не воспринимается объективно и кажется недостаточно высоким, человек становится пассивным. Если не предпринять меры, то у «перегоревшего» человека начинаются проблемы со здоровьем.
Что делать?
• Четко разграничивайте профессиональную и личную жизнь.
• Если у вас ненормированный график работы, то постарайтесь сделать его фиксированным и выделяйте время на отдых.
• Больше общайтесь с друзьями, получайте положительные эмоции в кино или на пикнике.
• Заведите хобби, не связанное с вашей работой, которое не предполагает большого количества контактов с людьми.
• Осваивайте новые знания и навыки в профессиональном плане.
Быстрое спасение от стресса
Совет 1. Сильно потрите уши ладонями: на ушах находятся все важнейшие точки организма, запускающие его активность.
Совет 2. Сделайте несколько приседаний, обязательно с прямой спиной. Кровь быстрее достигнет всех участков организма, а мозг насытится гемоглобином.
Совет 3. Смейтесь. Найдите минут пять для веселого общения с коллегами или чтения анекдотов на сайтах.
Совет 4. Пейте больше воды. Обезвоживание ведет к переутомлению, тогда как вода насыщает клеточки тела живительной влагой.
Совет 5. Плавно покрутите шеей. Это предотвратит застой в сосудах шеи, связанный с длительным сидением у монитора, неправильной осанкой и зажимами сосудов.
Совет 6. Поднимите руки вверх и потянитесь, чтобы освободить сдавленные нервные окончания позвоночника. Затем прикоснитесь ладонями к полу, при этом голова, опущенная к земле, обеспечит приток крови к мозгу.
Совет 7. Съешьте дольку лимона. Организм получит порцию витамина С.
Совет 8. Подышите свежим воздухом. Можно выйти на свежий воздух в обед или технический перерыв и немного прогуляться быстрым шагом вокруг офиса.