Сегодня, 6 апреля, Дзержинский городской суд огласил приговор по делу о злоупотреблении должностными обязанностями и служебном подлоге бывшим директором Централизованной библиотечной системы города Татьяной Ивановой. На прошлой неделе состоялись прения сторон, где прокурор – сторона обвинения – запросила наказание для библиотекаря в виде трех лет лишения свободы условно. Суд вынес другой приговор: героиня этой статьи должна внести в доход бюджета 100 тыс. рублей и не сможет занимать руководящие должности в течение двух лет. Последнее слово
Перед вынесением приговора, как положено, подсудимой предоставили последнее слово. В нем Татьяна Иванова отчасти прокомментировала речь обвинения в свой адрес на прошедших прениях. Она отметила, что за 35 лет работы в библиотечной системе никогда не шла по головам и не строила карьеру нечестными способами. А премии получала не больше и не чаще других руководителей муниципальных учреждений, а потому не могла фиктивными актами “заработать” больше денег. В конце концов никакая премия не стоит последствий уголовной ответственности.
“Я хотела, чтобы библиотеки Дзержинска выглядели достойно и современно, чтобы читателям и сотрудникам было комфортно в них находиться. Назначения и благодарственные письма никогда не были для меня самоцелью. Я просто люблю свою работу и всегда добросовестно ее выполняла, в том числе – указания своего руководителя из администрации города. Именно этот человек был руководителем проекта по ремонту библиотеки имени Гагарина. Каждый мой шаг был согласован. В серьёзной экспертизе ремонтных работ мне было отказано, а сама эту экспертизу я провести не могла”, – отметила подсудимая.
Татьяна Иванова признала, что совершила ошибку, доверяя людям на слово и искренне полагая, что за работами в библиотеке идет тщательный контроль.
“Я ошиблась, но преступного умысла у меня никогда не было”, – заключила подсудимая и попросила суд рассмотреть возможность оправдательного приговора.
А теперь о том, как началось и шло это уголовное дело.
Модульная библиотека
Татьяна Иванова руководила библиотечной сетью Дзержинска больше 11 лет. В свое дело в суде она попросила приложить несколько десятков благодарностей за добросовестный труд, в том числе от пяти мэров города, при которых работала.
Непростую работу Татьяна Семеновна всегда, как казалось, выполняла легко и споро – с удовольствием, во всяком случае ее позитивный настрой и открытость импонировали и коллегам, и читателям. К слову, библиотекарь является многодетной мамой, а по работе за все эти годы за ней никогда не числилось ни одного громкого скандала.
Татьяна Иванова слева
В конце 2019 года в Дзержинске по нацпроекту «Культура» на федеральные деньги реконструировали библиотеку имени Гагарина на б. Химиков. Объект должен был стать первым в городе так называемым «модульным» местом и для чтения книг, и для занятий творчеством, и для встреч единомышленников – в общем, центром культурной жизни города с современным интерьером.
Деньги выделили, библиотеку отремонтировали, заказчиком работ выступила ЦБС в лице директора. Сроки обновлений были сжатые, но их удалось соблюсти. И почти сразу после открытия новенькой «читальни» здесь провели пресс-конференцию первые лица города, не забыв похвалить преобразования помещений. Дифирамбы качественной отделке и в целом новому «космическому» образу библиотеки спели и в муниципальной газете.
А в начале 2020 года Контрольно-счетная палата города провела проверку финансово-хозяйственной деятельности ЦБС за предыдущий год, в том числе и сделок при ремонте библиотеки им. Гагарина, и выявила нарушения.
«Раздробила» закупки
Проверка показала, что для создания модульной библиотеки было заключено несколько договоров с разными ООО и ИП, однако все они связаны между собой – имеют одного и того же руководителя или совладельца.
«В ходе проверки установлено, что допускалось искусственное дробление закупки, стоимость крупной закупки умышленно разбивалась на несколько договоров. Контракты заключены с одним и тем же поставщиком работ на идентичные работы в течение непродолжительного времени… …Заказчик нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ограничения конкуренции. Можно предположить, что заказчик намеренно нарушил ФЗ №44 от 05.04.2013 г., неправильно определив способ закупки», – говорится в отчете КСП.
После этой проверки началось следствие, где единственной виновной в выборе «взаимосвязанных» подрядчиков стала Татьяна Иванова. Параллельно возникли и «злоупотребления» с «подлогом». В итоге дело оказалось в суде, а Иванова – на скамье подсудимых по двум статьям УК РФ.
Вина доказана?
Судебное разбирательство по делу библиотекаря длилось несколько месяцев. Были опрошены свидетели, представлены акты выполненных работ, договоры, заключения экспертов. К чему же пришли стороны на прениях?
Представитель прокуратуры заявила, что Татьяна Иванова единолично подписывала все документы по ремонту библиотеки и намеренно «списала» бюджетные деньги в пользу подрядчиков за неполностью выполненный объем их обязательств.
Недоделки были выявлены на каждом углу: от подвесных потолков до системы видеонаблюдения. Кроме того, пандус для маломобильных граждан на входе в итоге установили не тот, что планировали. Недочеты усматривались и при установке пластиковых окон, устройстве перегородок и тамбура. Несмотря на все эти огрехи, директор ЦБС подписала акты о якобы качественно и в полной мере выполненных работах, чем причинила ущерб бюджету в сумме почти 807 тыс. рублей.
Позже обвиняемая еще и скрыла все свои промахи, подписав подложные служебные документы. Для чего она все это сделала? Разумеется, чтобы получить премию и двигаться по карьерной лестнице дальше, то есть в своих личных интересах. Отсюда и возможный приговор – три года условно.
Сторона защиты не согласилась с этими доводами. Татьяна Иванова не могла быть ответственной за распоряжение федеральными деньгами единолично. Соглашения заключались между администрацией города и государством. Ей даже не довелось оценивать качество и объемы работ, потому что для этого были «выделены» специалисты из самой администрации, да и, имея музыкальное образование, а не строительное или инженерное, директор ЦБС вряд ли могла стать экспертом в приемке подобного рода работ.
Тем не менее, Татьяна Иванова переживала за качество и сроки преобразований библиотеки им. Гагарина. Именно она инициировала создание комиссии с участием знающих людей при окончательной приемке объекта после ремонта. В комиссию вошли несколько человек, в том числе чиновники, занимающие важные посты, и все они не усмотрели нарушений со стороны подрядчиков. К слову, претензий к бывшему директору ЦБС, как стало понятно из материалов дела, администрация не имеет и сегодня.
Представитель защиты Татьяны Семеновны также указала на то, что капремонт библиотеки действительно выполнялся второпях, ее подгоняли подписывать акты приемки работ, потому что от этого зависело и выделение следующей партии бюджетных денег, и очередная цепочка строительства на б. Химиков. И если даже на тот момент какие-то детали обновления, фигурирующие в актах, отсутствовали в реальности, они появились здесь потом. То есть деньги, которые перечисляются в условной статье «растрата», все же были вложены по своему назначению позже. Но этот факт почему-то остался неучтенным следствием.
В общем, адвокат обвиняемой с уверенностью заявила, что ее подзащитная невиновна, и ее следует полностью оправдать.
Подвели под монастырь
С поста директора ЦБС Татьяна Иванова ушла в конце 2020 года. Ушла без скандалов, как и работала. Когда ее привлекли к ответственности за «недоделанную» библиотеку, у многих горожан закралось подозрение в намеренности и инсценированности действий против Ивановой.
Было понятно, что одна библиотекарь не могла ни выбирать подрядчиков, ни контролировать ход строительных работ, ни подписывать акты – в конце концов она, как глава муниципального предприятия, подчиняется администрации города. А там, кроме хвалебных од, если вспомнить, ничего другого о «космической» модульной библиотеке и не “пели”.
В январе 2020 года, почти сразу после приемки, в библиотеке им. Гагарина прошла пресс-конференция первых лиц города, в том числе с целью продемонстрировать новую модульную библиотеку
О предвзятости этого дела говорят и другие факты.
Зачем вообще стали проверять библиотеки? Недавно в городе разбирались факты пропажи денег от сданных трамвайных рельс. КСП начала проверку по заявлениям в надзорные органы неравнодушного горожанина. Лично мы не сомневаемся, что на самом деле никто из дзержинцев не «копал» таким же образом под ремонт библиотеки. Но проверка все-таки состоялась.
После того, как невозможность определения, куда делись деньги за рельсы из МУП «Экспресс», была заявлена во всеуслышание, и такие же ответы получили в прокуратуре и полиции, никто не затеял следствие против транспортников. А против библиотекаря – сразу.
Отметим и то, что отремонтированная всего три года назад библиотека им. Гагарина, уже имеет множество новых доказательств некачественного ремонта, чего не вменяют в вину Татьяне Ивановой и кому-либо другому. А ведь если так уж принципиально подходить к расходам бюджетных средств, надо бы спросить с подрядчиков и за это. Но, видимо, довольно того факта, что бывшая директор ЦБС и так привлечена к ответственности и понесет наказание. Вот и получается, что первична здесь все-таки намеренно затеянная история «возмездия», а не федеральные деньги или истинное состояние здания для книг.
Свершилось ли «возмездие»?
Хотя Татьяна Иванова и оказалась на скамье подсудимых, сильно переживала, заработала новые болячки, ее репутация, на взгляд со стороны, нисколько из-за всего этого не пострадала. Надеемся, как и общий позитивный настрой на жизнь.
У женщины счастливая дружная семья, она нашла не менее интересную работу, сохранила старых и приобрела новых друзей, которые на протяжении всего следствия помогали ей легче пережить непростой период. А уголовное дело все равно неспособно заклеймить порядочного человека. Оно только лишь еще раз подтверждает неоспоримую истину, что от сумы и тюрьмы нельзя зарекаться никому и никогда.
Кто знает, не придется ли проверить это на себе и тем причастным к процессу над библиотекарем лицам, которые открыто в нем не участвовали.
Елена Родионова