Этой осенью дзержинцы как минимум дважды замечали отчетливый запах газа на улицах. Жаловались на него и в «старом» городе, и в новых домах западного микрорайона. Источник и причины установить не удалось. Но людей до сих пор продолжает волновать этот вопрос, ведь если виновный не найден и не наказан, выбросы могут повторяться сколько угодно раз. Журналисты «ДВ» решили поинтересоваться версией того, откуда могло пахнуть газом на большой площади в Дзержинске у независимого эксперта, эколога, общественника Дмитрия Левашова. Помимо этого, обсудили и многие другие больные темы сегодняшнего состояния окружающей среды.
– Дмитрий, самый главный вопрос, который не так давно взбудоражил весь Дзержинск: откуда могло так сильно пахнуть газом?
– У меня есть несколько версий. Озвучу, прежде всего, ту, что мне кажется самой жизнеспособной. Сейчас Дзержинск по числу всевозможных моек в области и даже в России вышел на первое место. Если в Кстове, например, таких объектов пять, то у нас – уже ближе к двум десяткам. И эта сфера никак и никем не контролируется и вообще не лицензирована. Если заглянуть в мини-промзоны на ул. Красноармейской, Заревской объездной дороге, Речном и Игумновском шоссе, то можно увидеть огромный бизнес по разливанию всевозможных химических жидкостей. Делают это как в специально построенных боксах, так и самых обычных гаражах, и за этим, еще раз подчеркну, никто не следит. Никто даже не знает точно, сколько у нас таких пунктов и что именно содержится в составе этих жидкостей. Их привозят, увозят, переливают, а тару-то надо рано или поздно мыть, потому что она многоразового использования. Среди канистр, бутылей и даже целых цистерн вполне могут быть и емкости из под одоранта – отдушки, которая, всем это хорошо известно, добавляется в бытовой газ. Куда сливать жидкие отходы, образовавшиеся после промывки, допустим, больших цистерн, где был одорант? Два самых вероятных пути: слить здесь же, под забор, а сильные запахи промстоков в зависимости от ветра потом могут накрывать разные районы города, либо вывезти на спецтехнике к ближайшему канализационному колодцу и сбросить в коллектор. Химический коктейль по системе коллекторов быстро распределяется по определенным районам Дзержинска, и именно там мы ощущаем тот или иной сильный запах.
Теоретически возможны и другие версии, но, на мой взгляд, они менее вероятны. Могла произойти утечка газа из от газораспределительных станций в городе или пригородах или же утечка на железной дороге, но там вряд ли был возможет рецидив – железнодорожники тщательно следят за вверенным им имуществом и инфраструктурой.
Хочу напомнить, что распространение сильнейшего запаха газа – это уже не первый случай в Нижегородской области. В 2020 году подобное было в Нижнем Новгороде. Тогда жалобы жителей города исчислялись сотнями, но источник так и не установили. История повторилась через два года – в 2022 году вновь прокатилась волна обращений нижегородцев. На этот раз виновного якобы нашли, но так и не назвали. И дальше этого дело не пошло. То, что он понес хоть какую-то ответственность, озвучено не было. Сбросил, выбросил и все. Кстати, в Нижнем Новгороде на одном из терминалов осуществляют промывку контейнеров из под пропан-бутана…
– В версии со сбросом загрязняющих веществ в канализацию смущает только один момент: если мы откроем люк коллектора, то увидим герметичную трубу. Как без определенных знаний, опыта и инструментов найти доступ к потоку бытовых сливов?
– Не во всех колодцах проходят закрытые трубы, есть такие, где сточные воды перетекают с одного уровня на другой открытым способом. К тому же мы понимаем, что сильно пахнущую жидкость в большом количестве не будут сбрасывать в центре города, где колодцы могут открыть только специалисты. Раньше много раз жалобы шли, например, от жителей дома №2 по ул. Лермонтова, это рядом с ДК завода им. Свердлова. Там канализационный колодец находится менее чем в десятке метров от дома. Так вот туда приезжала ассенизаторская машина, спокойно открывался люк и какие то сточные воды сливались. На Решетихинском шоссе – множество таких колодцев. Хорошо, что сейчас ДВК или его подрядчики ограничили доступ к этим колодцам, закрыв люки надежнее, чтобы их нельзя было открыть просто так.
А были вообще случаи, когда мы обнаружили незаконные врезки прямо в коллектор. В 2021 году, например, такие подсоединения были сделаны на пр. Ленина за Горгазом. То есть там предприниматели, которые занялись мойкой кубовых контейнеров поставили бокс, вывели из него трубу и сделали врезку в коллектор, что-то мыли и сливали напрямую. Стоки эти, конечно, ушли на РОС, а не в землю, но что там было в их составе… О незаконных врезках мы тогда сразу известили руководство ДВК.
– В Дзержинске по массовым заявлениям жителей о запахе газа были выполнены замеры воздуха, но никаких превышений загрязняющих веществ традиционно не нашли. Почему?
– Это очень легко объяснить. А главная причина – в недостаточном и не совсем качественном госконтроле за экологической ситуацией в целом. У нас в Дзержинске состояние атмосферного воздуха исследуется с помощью четырех стационарных постов Росгидромета, которые настроены на определение 28 загрязнителей, еще одного поста, установленного 3 года назад в Гавриловке, и муниципальной передвижной экологической лаборатории.
Росгидромет – не надзорная инстанция, она только лишь информирует нас о состоянии воздуха. Данные об этом на сайте нижегородского филиала организации обновляются ежедневно – на следующий день после замеров. То есть сегодня мы узнаем, чем дышали вчера, завтра – чем дышим сегодня.
А передвижная лаборатория очень зависима от административных условностей. Она работает некруглосуточно, а чтобы по жалобам жителей специалисты выехали на место для забора проб, как правило, проходит несколько часов. За это время загрязняющее облако в зависимости от ветра уходит далеко за пределы города. Поэтому объективной информации получить и не удается.
В идеале передвижная лаборатория должна работать как скорая помощь: только позвонили – сразу поехала. Но город не особо вкладывается в эту службу: зарплаты там мизерные, оборудование устаревшее, отношение к замерам отсюда – формальное. Съездили и проанализировали, где попало и как попало.
У Минэкологии лет пятнадцать на территории всего региона вообще не было своего оборудования для проведения анализов и проб.
Замеры иногда делает Роспотребнадзор. Однако, санитарно-эпидемиологическое ведомство никогда никаких превышений установленных нормативов не фиксирует. Это, конечно, нонсенс. Выбросы есть, а у санэпиднадзора по бумагам все чисто.
Что касается замеров предприятий, то и здесь есть свои особенности. Производственный экоконтроль осуществляется согласно утвержденного госорганами плана. Например, в протоколе о проведении исследований качества атмосферного воздуха лабораторией «Сибур-Нефтехим» от 17 июля текущего года указано, что при северном ветре замеры осуществлялись в санзоне западнее и восточнее предприятия. Какие в этом случае там могут быть объективные показатели? Правильно – никакие. То есть и воздух в норме по документам, и замеры сделаны. Можно дальше спать спокойно.
Приведу еще один пример. Когда весной был крупный пожар на складе «Астата», туда приехали все службы быстрого реагирования и экологические исследования делались тоже, в том числе нашей передвижной лабораторией. Видел своими глазами: после локализации пожара, когда сменился ветер, после 17 часов, и сажа уже полетела в сторону Игумново и Петряевки, туда лаборатории производить замеры не поехали. Потому что уже было объявлено о том, что пожар потушен. Замеры были проведены на восточной окраине города. Превышений установленных нормативов, как всегда, нет. Заместитель губернатора и руководство МЧС с места пожара уехали. Чем дышали тогда жители поселков и многочисленные садоводы, которые живут там летом, увы, тоже никто никогда не узнает.
– Дмитрий, а как Вы расцениваете экологию в Дзержинске сейчас в целом? Лучше или хуже она стала по сравнению, не будем говорить с советским временем, но, например, с годами перестройки?
– Если говорить про советское время, тогда 80% загрязнения воздуха приходилось на заводы и 15% – на транспорт, а сейчас ситуация – ровным счетом наоборот. Заводов работает куда меньше, все крупные предприятия заботятся о репутации и следят за безопасностью выбросов. А вот машин стало в несколько десятков раз больше и далеко не все из них новые и современные.
Что касается периода перестройки, то еще в 1993 году выбросы от заводов были очень существенные. В воздухе насчитывалось более 200 загрязняющих веществ, из них более 40 – канцерогенных для человека. Сейчас, конечно, этих выбросов в таких объемах уже нет, или они минимальны.
Почти десять лет назад депутаты Городской думы на комитете по экологии предлагали заказать разработку городского сводного тома предельно допустимых выбросов (ПДВ) всех дзержинских предприятий. В 1988 году проводилась последняя корректировка такого документа. С тех пор многие старые производства были закрыты, появились новые предприятия. И если бы такой документ был разработан, контролировать предприятия-загрязнители было бы гораздо проще и самое главное – эффективнее. Для того чтобы контролировать, надо как минимум знать, кого именно контролировать. А если нет общей картины для понимания, кто и где какие загрязняющие вещества выбрасывает, то и контроль сводится к чисто формальному механизму. Как, например, проводящиеся сейчас профилактические визиты.
Но вообще в 90-е и даже 2000-е годы система экомониторинга и госконтроля в Дзержинске работала куда лучше, чем сейчас. У нас было муниципальное предприятие «Центр экомониторинга», у которого функционировали свои посты замера воздуха. Когда Госкомприроды, а потом и отдел по экологическому контролю возглавлял Владимир Михайлович Прозоров, то у него постоянно проходили совещания с участием чиновников из других ведомств, экологов, в том числе заводских, общественников. И тогда некоторые вопросы сообща действительно эффективно решались.
Тогда же предлагалось увеличить количество постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в Дзержинске. Например, они очень нужны, и сейчас тоже, в Западном микрорайоне города, на границе Восточной промзоны в районе «Авиабора» или «Оргстекла» и в поселках Восточного куста. Но инициативу посчитали нецелесообразной прежде всего в финансовом плане. То есть, грубо говоря, на дополнительные посты просто не нашлось денег.
Если сделать вывод, то сейчас суммарных промышленных выбросов, конечно, в разы меньше, чем двадцать или тридцать лет назад, но сейчас, как я уже говорил, Дзержинск находится буквально в блокаде всевозможных бесконтрольных мини-производств «гаражного бизнеса», которые наносят урон экологии точечно, но повсеместно. И никто объем этого урона никогда не узнает, потому что нет эффективного, а не формально-отписочного контроля за деятельностью всех этих предпринимателей и их объектов.
– Почему все-таки за этими разливайками никто не следит, и что могло бы исправить ситуацию?
– Во-первых, сейчас уже третий год у нас запрещено проверять бизнес за исключением каких-то совсем уж из ряда вон выходящих ситуаций. То есть если даже вышли с проверкой те же чиновники или прокуратура, они могут только погрозить пальчиком и сказать, чтобы больше так не делали. Что в ответ делают предприниматели? Либо делают вид, что устраняют нарушения, либо их действительно устраняют, либо просто плюют на такие предупреждения и продолжают делать свое дело. Нет у нас в целом по стране и нормальной системы штрафов за загрязнение окружающей среды. Последний раз их утверждали больше двадцати лет назад. Это копейки. Проще и дешевле заплатить штраф, чем нормально утилизировать свои отходы.
Буквально на днях произошло два эпизода в Москве. На повороте с МКАДа на Каширское шоссе 12 грузовиков сбросили мусор. И такая же история – в районе Измайлово. А почему все это происходит? Нет желаний найти и жестко наказать виновных, нет адекватных штрафов за такие нарушения. Вот если бы каждого водителя оштрафовали тысяч на 50, а их работодателя – на 500, да еще бы и транспорт изъяли в пользу государства, которому нанесен ущерб, в следующий раз и физические, и юрлица, наверное, задумались бы, а стоит ли сваливать любые отходы прямо у дороги. И за выброс загрязняющих веществ в атмосферу предприятия нужно штрафовать сразу на миллионы рублей, включая должностное лицо, которое за это отвечает.
Скоро закончится пятый год, как в России идет «мусорная» реформа. Под это дело, обещая нам улучшения в сфере обращения с отходами, в разы подняли тарифы на вывоз и утилизацию отходов. А что реально изменилось? Доля вторичной переработки отходов, как была, так и осталась на уровне 7-10%. А где деньги? А на них создали сеть нахлебников – региональных операторов. При этом нарушения по-прежнему фиксируются и нередко – со стороны самих мусороперевозчиков. За примерами даже в нашей Нижегородской области далеко ходить не надо.
Я был достаточно хорошо знаком с Алексеем Владимировичем Яблоковым, советником президента России по экологии. Так вот он часто говорил, что в стране идет обширная деэкологизация. В этот термин он вкладывал и новые реформы, и отсутствие грамотного надзора, и несовершенство системы наказания.
– Дмитрий, хочу еще спросить, почему, по Вашему мнению, люди так мало интересуются экологией? Вот пахло в городе газом, потом вроде прошло и все успокоились. А какой вред это нанесло горожанам, сколько раз подобное еще может повториться – никого особо и не интересует.
– Во-первых, причина этого – банальная инертность общества. Пока меня напрямую не касается, будь что будет, так думают многие. Во-вторых, этому сопутствует закрытость и недостоверность информации. Как я уже говорил, на 100% мы даже не узнаем, чем дышим. Минимальные данные более-менее постоянно обновляет только Росгидромет. Другие службы дают их в лучшем случае ежемесячно, и то это информация по запросу представителей власти, а не для всего общества. А отчет, в том числе и по экологии, со стороны Роспотребнадзора в открытом доступе публикуется вообще только по итогам года. Кому интересно то, чем он дышал месяц и тем более год назад? При этом есть Федеральный закон об экологической информации. То есть граждане могут и должны знать от своей исполнительной власти о текущем объективном состоянии воздуха, воды, почвы. Но этот закон тоже, как видим, никто не исполняет.
– Позволю себе биографический вопрос. Как Вы стали экологом, общественником, активистом? Это гражданская позиция или профессия, а может быть хобби?
– Я работал на химических предприятиях Дзержинска и, как говорится, видел изнутри большущие экологические проблемы и нарушения. Потом мы объединились с единомышленниками, чтобы открыто говорить об этих проблемах и пытаться их остановить, исправить ситуацию. В начале 90-х в регионе активно развивалось движение «зеленых». Тогда люди действительно исследовали эту сферу и публично рассказывали правду об экологии в области и в нашем городе. Выходила в Нижнем Новгороде более 20 лет газета «Берегиня», там тоже говорилось обо всем открыто, публиковались исследования, мнение экспертов, по некоторым дзержинским проблемам на ее страницах были очень активные споры.
В первом и втором созывах думы Дзержинска неплохо работал комитет по экологии. На нем обсуждали много вопросов и многие решения удавалось продвигать для улучшения жизни дзержинцев. Была, если можно сказать на молодежном сленге, движуха. В думе 6-го созыва активно обсуждали изменения Генплана города, вырубки зеленых насаждений, историю с «Астатом», несанкционированные свалки и многие другие проблемы. Сейчас всего этого нет. Наверное в том числе из-за того, что депутаты более активно заняты другими вопросам. По-настоящему заинтересованы в чистоте воздуха или хотя бы достоверной информации о его составе единицы горожан, остальные пытаются лишь формально соблюсти свои должностные обязанности. Гражданского порыва у людей, к сожалению, нет.
P.S. После нашего общения с Дмитрием Левашовым стали известны важные новости, связанные с экологией. Ими поделился наш респондент.
Правительство вводит оборотные штрафы для предприятий, загрязняющих воздух до 5% от годовой выручки
Штрафы для промышленных предприятий за загрязнение воздуха вырастут в десятки раз. Если сейчас они ограничены суммой 250 тыс. рублей, то вскоре минимальный штраф составит 1 млн рублей, а максимальный — 5% от годовой выручки. Проект соответствующих изменений в КоАП одобрили в правительстве РФ. Поправки потребовались, поскольку некоторые предприятия игнорируют норму выбросов из-за низких штрафов.
По новому законопроекту, несоблюдение до 10% квот выбросов повлечет штраф от 0,1 до 0,2% совокупного размера выручки за календарный год, но не менее 1 млн рублей. Несоблюдение от 10 до 25% квот будет грозить штрафом в размере от 0,2 до 0,5% выручки, но не менее 2 млн рублей. Несоблюдение от 25 до 50% — от 2 до 3% выручки, но не менее 4 млн рублей, а свыше 75% — от 4 до 5%, но не менее 5 млн рублей.
Законопроект устанавливает дифференцируемые оборотные штрафы как меру административной ответственности в зависимости от степени превышения квот выбросов, сказали в Минпромторге. Там добавили, что штрафы предлагается применять не сразу, а только если выбросы не будут снижены к концу 2026 года.
Кстати, изначально Минприроды предлагало ввести более жесткие штрафы: в размере от 5 до 10% от общей выручки за год, предшествующий нарушению. Однако против выступили Минэкономразвития и Российский союз промышленников и предпринимателей. Минэк в отзыве на законопроект подчеркнул, что при таком размере санкций потенциальный объем штрафов составит 19–50 млрд рублей, что сопоставимо или превосходит размеры чистой прибыли промышленных предприятий, работающих в 12-ти самых грязных городах России. В итоге размеры штрафов в законопроекте снизили.
В сентябре этого года FinExpertiza, опираясь на отчетность предприятий перед Росприроднадзором, сообщала о том, что в прошлом году российские компании выбросили в воздух 17,2 млн тонн загрязняющих веществ. Увеличение числа зарегистрированных предприятий-загрязнителей произошло во всех российских регионах, за исключением республики Марий Эл.
Одновременно с этим стало известно, что на федеральный проект «Чистый воздух», включенный в нацпроект «Экология», сократили финансирование более чем на 6 млрд рублей по сравнению с объемами, утвержденными законом о бюджете на 2023-2025 годы.
«Общероссийский народный фронт» основательно взялся за федеральное Минприроды
Активисты встревожились загрязнением атмосферы. По итогам опроса 93% его участников, обращавшихся в уполномоченные органы с жалобами на запах, сообщили о том, что проблема не решена и запах ощущается так же.
Поэтому за решение проблемы взялся лично помощник президента РФ Максим Орешкин, который поручил собрать максимум информации о жалобах граждан на неприятные запахи в Казани, Новокуйбышевске, Рязани, Кирове, Тольятти, Томске, Новомосковске, Уфе, Стерлитамаке и Салавате.
В этих городах Роспотребнадзор при участии Минприроды проведет анализ наиболее вероятных источников выбросов загрязняющих веществ, обладающих рефлекторным действием (диоксид азота, оксид азота, уксусная кислота и альдегид, сажа, диоксид серы, оксид углерода, марганец и его соединения).