Вчера, 17 мая,нижегородские паблики облетела фотография с объявлением, в котором сообщается о намерении администрации Дзержинска перезахоронить останки умерших людей на старом кладбище поселка Пыра.
Пользователи соцсетей возмущаются и пишут, что этому кладбищу много лет, и когда-то там хоронили людей, умерших в том числе в годы Великой Отечественной войны.
Подписчики опасаются, что свободная земля могла понадобиться чиновникам для продажи под строительство домов.
В дзержинской администрации такие слухи опровергли, мол, никто на месте кладбища строиться и жить не будет. А свое объявление о перезахоронении в нашей мэрии прокомментировали так, попутно подчеркнув, что с родственниками умерших все действия по переносу останков согласованы: «Перезахоронение на старом кладбище в поселке Пыра проводится в связи с близким нахождением захоронений к зоне жилой застройки и нарушением тем самым санитарных норм. По нормативу расстояние от кладбища до населенного пункта должно быть не менее 50 метров. Сейчас часть могил находятся рядом с забором крайнего дома в поселке. Кладбище недействующее, там 35 захоронений. Все мероприятия будут проведены за счет муниципалитета с учетом пожеланий близких».
Местные жители утверждают, что последнее захоронение на этом кладбище было несколько десятков лет назад, поэтому ни о каких нарушениях санитарных норм, тем более так вдруг, и речи быть не может. Жители поселка также указали, что в Дзержинске землю для многодетных тоже выдавали и выдают в непосредственной близости к действующему кладбищу, где ежедневно хоронят людей, и это никого не смущает.
Нужно отметить, что по федеральному закону №8 «О погребении и похоронном деле» действительно запрещается организовывать захоронения в месте, не отведенном для этого, как указано в объявлении администрации. Однако же, захоронения на старом кладбище поселка Пыра делают не сегодня, оно возникло давным-давно, и самое лучшее даже с этической точки зрения – не беспокоить мертвых.
Кстати, о мертвых. Администрация, обещающая перезахоронить останки, не ответила дзержинцам на вопрос, где именно будут размещены новые могилы после эксгумации. Отсюда выводы пырян, что никакого перезахоронения не будет, а землю на старом кладбище просто перекопают, не лишены смысла.
При этом тот же самый закон указывает, что сносить или переносить уже существующие кладбища можно только в случае угрозы стихийных бедствий – землетрясений или наводнений (ст. 4 п. 2 ФЗ №8 от 12.01.1996 г. в редакции от 2024 года).
И еще один важный момент. Если на кладбище захоронен хоть один воин, например, вернувшийся с ВОВ и умерший уже дома, любое вмешательство в такой погост возможен только с разрешения органов государственной власти (ФЗ№ 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»). В муниципалитете решать такие вопросы единолично уже не правомочны.
Журналисты “ДВ” побывают на месте событий и поделятся подробностями.