Интернет-издание «Дзержинское время» продолжает публикацию интервью с депутатами Городской думы Дзержинска разных созывов к 30-летию местного парламента, которое состоится в декабре 2024 года. На этот раз побеседовать о деятельности названного органа власти и, конечно, о своей работе на избирательном округе, заседаниях фракции и комитетов мы предложили депутату-коммунисту Сергею Смирнову. Парламентарий был избран в Думу еще в 2011 году и, таким образом, работает уже в третьем подряд созыве. Сергей Анатольевич ответил на все вопросы подробно и без прикрас.
– Сергей Анатольевич, как было принято решение пойти на выборы и стать депутатом Городской думы?
– Первый раз я принимал участие в выборах в Гордуму в 2010 году. Незадолго до этого вступил в ряды КПРФ, и, как говорится, «партия сказала надо». У меня был очень сильный оппонент, и те выборы я проиграл, но получил важный политический и жизненный опыт. Кстати, у меня было всего на 30 голосов меньше, чем у победившего кандидата. Избирательную кампанию я строил на простом уважении и личном общении с жителями округа. Многие претенденты на депутатское кресло отправляют «в народ» помощников или присутствуют на собраниях во дворах. А я ходил по квартирам, представлялся, знакомился, рассказывал о своей программе, своих намерениях, спрашивал, чего именно горожане ждут от депутата, что бы им хотелось изменить в доме, во дворе, в городе в целом. Конечно, такое внимание всегда очень приятно, и оно не осталось незамеченным и неоцененным моими земляками. Многие отдали за меня свои голоса.
В 2011 году секретарь горкома КПРФ Сергей Александрович Лесков был переизбран в Заксобрание области, и в нашей Думе освободился его округ.
Посмотрели результаты последних выборов – у меня самые высокие показатели, и вновь по партийной линии я участвовал в довыборах по 24-му избирательному округу. Борьба за депутатское кресло вновь была очень жесткой. Со мной конкурировали небезызвестные в городе люди, не буду называть имен. Было и преследование, и шины мне резали… А на самих выборах я буквально за руку поймал вбросчиков подделанных бюллетеней. Посторонние люди с чужими паспортами хотели добавить в урну «голоса» за одного из моих соперников. Мне удалось большими усилиями – со скандалом и разбирательством в правоохранительных органах – остановить эту «карусель».
Забегая вперед, скажу, что и выборы в 2015 году тоже были очень напряженными. Со мной баллотировался довольно сильный в политическом плане конкурент. Я выиграл. Но, надо заметить, что самые главные мои соперники и в 2011, и в 2015 году потом все-таки стали депутатами – одержали победу на других выборах.
Сейчас выборы проходят совсем иначе: нет грязи, нечестной борьбы, запрещенных приемов.
– Но и выборов, как таковых, на мой взгляд, тоже нет. По многим округам у нас сейчас выдвигают «проходного» кандидата и лишь для видимости с ним «идут» еще какие-то случайные люди. Потом голосуют несколько человек, и вот новый депутат уже сидит в своем кресле.
– Да, может показаться, что многие новые депутаты «беззубые» и не имеют своего мнения, а Дума полностью лояльна к администрации. Это не так. Я подробно выскажу свою позицию на этот счет чуть позже. Когда в предыдущих созывах была «грязная» борьба на выборах, Дума от этого не работала конструктивнее. Активнее – да, наверное, по крайней мере, в публичном плане. Тогда ведь нашим законодательным органом правили, скажем так, небезызвестные политические кланы. Каждый из них преследовал личные интересы отдельных депутатов. Шла совершенно откровенная борьба, чтобы распределить в администрации руководящие должности по «своим» ставленникам. А когда при власти сидит свой человек, можно спокойно решать предпринимательские, финансовые вопросы. Это ни для кого не секрет – все так и было. В Думе седьмого созыва такого нет, и сейчас можно быстро, объективно и всесторонне рассмотреть и решить даже самые сложные вопросы.
– Сергей Анатольевич, если уж говорить начистоту, когда Вы впервые избирались в Думу, надеялись получить какие-то «плюшки» лично для себя?
– Я стал коммунистом по идейным соображениям, и, идя на выборы, в первую очередь соблюдал партийную дисциплину. Но, не буду скрывать, что, наверное, многие кандидаты рассчитывают на личную пользу от статуса депутата. На самом деле, когда начинаешь работать в комитетах, на фракции, вести деятельность на территории округа, встречаться с избирателями уже как конкретный представитель власти, защищающий их интересы, понимаешь, что это очень тяжелая и физически, и эмоционально работа. И ты не только с нее ничего не имеешь для себя, скажу прямо, но еще и вкладываешь свои деньги, тратишь силы, нервы, здоровье. Может быть, так бывает не всегда и не у всех, но мой 13-летний депутатский опыт свидетельствует именно об этом.
– Вы сказали, что и сейчас депутаты тщательно контролируют предлагаемые администрацией действия, и за кулисами не все решения принимаются так просто и гладко, как мы видим на заседаниях Думы последнего созыва.
– Отвечу опять же как представитель партии коммунистов. Конечно, мы никогда не поддержим решение, идущее вразрез с интересами города. Вопросы тщательно прорабатываются на заседаниях комитетов. На фракции мы тоже часто разбираемся в спорных моментах, и пока не будут сняты все вопросы – не поддерживаем те или иные планы и намерения исполнительной власти. К примеру, депутаты от КПРФ всегда тщательно изучают все движения средств в городском бюджете, и, если мы считаем, что распределение денег должно быть иным, и средства необходимо направить в том числе на какие-то другие жизненно важные для города мероприятия, мы будем убеждать в этом и Носкова, и Федорова. И пока не будет найден компромисс в этом вопросе, коммунисты не отдадут за утверждение бюджетной политики свои голоса.
У нас вообще выработана большая партийная программа социального развития и города, и региона, и государства в целом. В ней, например, уже давно фигурирует пункт о необходимости индексации пенсии работающим пенсионерам, и вот недавно, как видим, власти прислушались к этому моменту и признали его важным для воплощения в жизнь. Власть на государственном уровне сменила к нам отношение и теперь скорее видит в коммунистах соратников, чем соперников.
На уровне Дзержинска – то же самое. На днях первый заместитель главы города Глеб Андреев вступил в ряды КПРФ. Партбилет ему вручил первый секретарь областного комитета партии и депутат Госдумы Владислав Егоров. А произошло это в очень торжественной обстановке – у памятника Дзержинскому на главной городской площади в присутствии внучатого племянника «железного Феликса», который как раз в тот момент был впервые в гостях у Дзержинска. Конечно, это очень показательный выбор. И в самой Думе наша партия представлена серьезным составом депутатов – коммунисты работают на восьми округах.
– На Вашем округе №34 сейчас происходят большие перемены: строится дорога к Шуховской башне, объездная дорога к складскому комплексу «Магнит», поселок Дачный участвует в программе «Вам решать». Какие вопросы Вам, как депутату, дались особенно непросто?
– Все глобальные вопросы – сложные. По той же самой дороге к башне до сих пор идут коллективные протесты. Встречаюсь с людьми, стараюсь их успокоить, объясняю преимущества и возможные последствия. Но, знаете, не все жители поселка против этой дороги. Там есть определенная группа активистов, вот они недовольны этим принятым решением. Но эти же самые люди ранее, наоборот, обращались ко мне как к депутату с просьбой благоустроить объект, ведь к Шуховке постоянно едет транспорт, и в поселок летит пыль из леса. Теперь пыли не будет, но люди опять недовольны. Там же было организовано ЖСК «Сосновый бор». К нему собирались проложить все коммуникации, которые потом распространились бы на льготных условиях на весь поселок. Но – снова нет, проект зарубили и остались без освещения. Опять идут к депутату: помоги.
Я тщательно изучал ситуацию с дорогой к башне. Вернусь снова к этому вопросу. Люди не столько против самой дороги, сколько опасаются, что в лесу будут что-то строить, вырубят половину сосен. Нет, этого не будет! Там за территорию отвечает лесхоз и бездумно вырубить что-то лишнее не получится, а берега реки охраняются законом от застройки как природоохранная зона. Конечно, в нашем городе были примеры нарушений, и все о них прекрасно знают. Но в этом случае верю, что проект ограничится лишь благоустройством туристической инфраструктуры, которое продиктовано запросом времени и объективной необходимостью.
– А что касается объездной дороги на Дачном?
– Этому вопросу много лет. Еще в 2013 году в Дзержинске появился документ о намерениях построить отдельную дорогу для фур ЗАО «Тандер», чтобы они не разрушали дорогу в поселок и не затрудняли движение в город, особенно зимой по мосту на ул. Попова. Договоренности были совершенно конкретные: в строительство дороги вкладываются само ЗАО «Тандер» и администрация города. Пропорции затрат – 70 и 30% соответственно. Но тогда дальше этого документа дело не пошло. Как говорится, поговорили и забыли. И только сейчас вопрос возродился и начались реальные действия по строительству дороги. Здесь нужно отдать должное главе Дзержинска Ивану Носкову. Администрации удалось не только сдвинуть дело с мертвой точки, но и добиться софинансирования из областного бюджета. Была составлена реальная смета, выполнены изыскательные работы, и в данный момент асфальт уже проложен на большой части территории. Единственное – подготовка к строительству прошла не на самом высоком уровне, почему-то геодезисты не выяснили заранее, что в одном месте участок трассы сильно заболочен, и это сейчас затрудняет дальнейшее ведение работ. Нужна дополнительная смета и дополнительные финансовые вложения. Соответственно реализация проекта в целом затянется по времени свыше намеченных ранее планов. Тем не менее, это огромный прорыв, так как, во-первых, мы избавляемся от фур, во-вторых, получаем новую дорожную инфраструктуру, соединяющую два оживленных пригородных шоссе.
– Сергей Анатольевич, недавно Вы создали прецедент, связанный с капремонтом арочных конструкций в Дзержинске. Как на сегодняшний день обстоят дела в этой ситуации?
– Да, в доме №28 по ул. Суворова на моем округе несколько лет назад капитально ремонтировали дом. Он входит в состав архитектурного ансамбля с арочными конструкциями во дворе. Раньше часть этой арки, пристроенная к дому, в программу капремонта почему-то не входила. И получилось так, что после ремонта дом выглядит как новенький, а арка – в аварийном состоянии. У УК денег на ее реставрацию не хватает, в бюджете города они тоже не предусмотрены. Но выглядит арка некрасиво и вообще ее состояние опасно для горожан, которые живут рядом и ходят мимо нее. Сейчас, после обсуждения этой темы, внесены изменения, что арки являются неотъемлемой частью работ при капремонте МКД.
Что касается конструкции около дома №28 по Суворова, то получено согласие администрации на приведение ее в порядок за счет бюджетных средств.
– Сейчас у многих дзержинцев самый больной вопрос связан с «коммуналкой», в частности с проблемами отопления. К Вам жители округа часто обращаются с подобными жалобами?
– Да, отопление всегда волнует горожан в холодный период года, и люди обращаются ко мне, как к депутату, с просьбой помочь. Иногда бывает так, что мерзнет целый дом. Начинаем разбираться вместе с жителями и УК. Выясняется, что диаметр сужающего устройства в системе отопления МКД такой, что теплоноситель практически не попадает в дом и тем более не может нормально обогреть все квартиры. Начинаем решать вопрос с «Т Плюс» и наконец-то добиваемся расширения пропускного устройства, в доме становится теплее. Сейчас как раз на последнем заседании комитета по городскому хозяйству представители администрации сообщили, что структура ЖКХ в целом в городе готова к пуску тепла на 90% и чуть ли не с первых дней сентября начнут запускать теплоноситель в учреждения соцсферы и жилые дома. Я двумя руками «за» раннее начало отопительного сезона в Дзержинске. Это своего рода подушка безопасности – за сентябрь, пока еще нет сильных холодов на улице, можно спокойно выявить и устранить все недостатки, «выходить» дома, и к нормативной температуре подойти во всеоружии.
– Сергей Анатольевич, а как Вы выстраиваете общение с избирателями сразу в трех разных населенных пунктах? У Вас три приемные и в три раза больше других депутатов вы ведете прием граждан?
– У меня действительно три приемные. Когда у людей есть необходимость со мной встретиться, чтобы обсудить или решить какие-то важные вопросы, я еду к ним на встречу.
Сложнее всего, пожалуй, приходится в праздники. Например, 9 Мая я должен успеть на митинги в три точки, везде сказать поздравительную речь, накормить солдатской кашей, пообщаться с людьми в великий день.
– А городская часть округа, где в основном, старый жилфонд, тоже обязывает заниматься им усерднее?
– Не знаю, как у других депутатов, но я, наверное, единственный в городе народный избранник, на округе которого благоустройство проведено в каждом дворе.
Еще до того, как вступили в силу требования проводить общие собрания перед любыми глобальными работам во дворе, я на средства депутатского фонда успел оснастить дворы, там где есть такая возможность и необходимость, детскими площадками. Кроме того, регулярно помогаю соцобъектам, расположенным на моем округе.
А сейчас у меня ежегодно ведутся работы в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» – по минимальному перечню: ремонт асфальта внутридворовых проездов, установка лавочек, урн, освещения.
Здесь опять же тесно сотрудничаем с УК «Чистый город». Они помогают подготовить документы для обсуждения коллективных вопросов и откликаются на любые мои обращения. Если жители просят отремонтировать подъезд или заменить участок трубы в доме или в квартире, а управляющая компания говорит, что у нее сейчас нет денег на такие работы, я выделяю средства, а они присылают мастеров. Вопрос так или иначе закрываем.
– А насколько благоустроены поселковые территории в Дачном и Горбатовке?
– В поселках самая большая проблема – асфальтировка проездов и дорог. Это дорогостоящий вид работ, который не под силу ни депутатскому фонду, ни городскому бюджету. Здесь нужны федеральные проекты и федеральные вложения. Поэтому мы активно участвуем в проекте «Вам решать».
Но, если кто-то не знает, как выстроена организация участия в этом конкурсе изнутри, не нужно думать, что для победы достаточно проголосовать большинством голосов. Вернее, чисто формально все действительно решают голоса. Но как, например, проголосовать жителям Дачного, если для включения поселка в список на благоустройство нужно собрать не менее 1 000 голосов, а в нем проживает всего 600-800 человек?!
В Горбатовке – 3 000 человек, и там мы успели собрать голоса в самом начале действия программы. А на Дачном два года подряд пытались принять участие в проекте, но банально не хватало голосов. И люди уже перестали верить, что их мнение, выраженное в голосовании, способно на что-то повлиять, у людей буквально стали опускаться руки. Тогда я организовал сбор подписей дзержинцев, не живущих в поселке – выходил в трудовые коллективы, организовал специальный колл-центр для консультирования по этому вопросу.
Только неимоверными усилиями мы голоса набрали и все-таки вошли в программу благоустройства, чтобы в поселке появились приличные дороги.
– Сергей Анатольевич, как Вы считаете, 30 лет работы местной Думы это серьезный срок?
– Смотря с чем сравнивать. В разрезе общей истории, конечно, это крупица времени. Но, с другой стороны, история самой Думы, на мой взгляд, громадна. Если вспомнить депутатов первых созывов и их работу, то нужно сказать, что это были очень известные заслуженные люди и они приняли много важных решений для города и его жителей, которые приносят пользу и сегодня.
А что касается работы последнего на сегодняшний день – седьмого – созыва, то она тоже ведется достаточно плодотворно. Как я уже сказал в самом начале нашего интервью, это может только показаться, что все депутаты молча голосуют за любые решения повестки. На самом деле почти всегда всякому решению предшествуют обсуждения, а порой и горячие споры на предварительном рассмотрении. Я про себя могу сказать точно – не иду против совести и стараюсь всегда честно доносить свою позицию, выяснять все непонятные моменты и принимать решения взвешенно и объективно.
– Именно поэтому мы и предоставили Вам слово в «ДВ». Спасибо за Ваши ответы!