Дзержинск вовсю готовится к своему столетию. Ради этого написана целая программа нового строительства, и в ней чего только нет. По этому же поводу восстанавливают украшения фасадов административных зданий, как например мозаику бассейна «Заря». А в это же самое время город теряет монументальную советскую живопись – мозаики, фрески, лепнину на жилых домах, появившуюся во время строительства Дзержинска. Кто должен, будет и вообще – надо ли беречь и хранить изображения на фасадах домов?

От Менделеева – только нос

Дзержинцы, наверное, уже привыкли и не замечают простой, но яркой и самобытной красоты советских фресок на серых однотипных «хрущевках» в центре Дзержинска. А ведь когда-то эти добрые картины выполняли важную роль – придавали особое настроение и отличительный стиль молодому соцгороду большой химии.

Неслучайно была выбрана и тематика настенной живописи и лепнины на МКД: Менделеев с элементами его знаменитой таблицы (ул. Терешковой, 28), человек, покоривший атом (ул. Новомосковская, 12), космонавт в скафандре – советский герой, первым полетевший в открытый космос (ул. Терешковой, 14), серп и молот (ул. Терешковой, 12), русские мозаичные узоры (пр. Циолковского, 51), советская семья «Пусть всегда будет мама…» (ул. Гайдара, 65) и многие другие.

Очень жаль, что за всеми этими картинами еще совсем недавнего прошлого, как и за домами, никто не следит. В лучшем случае изображения стали невидны из-за разросшихся зарослей американского клена, с которым в Дзержинске на словах кто только ни готов бороться. А в худшем – мозаика и глиняные рисунки утрачиваются уже навсегда – они осыпаются, облезают, ветшают, их закрывают при утеплении фасадов – иногда фрагментами, а иногда и полностью.

Кто же должен следить за этим исчезающим видом искусства в нашем городе и будет ли когда-нибудь это сделано?

Проект нельзя менять просто так

Вопрос: если подобная живопись находится на фасадах МКД, то кто должен отвечать за ее сохранность и следить, чтобы она по-прежнему оставалась украшением не только отдельно взятого дома или улицы, но и придавала характерный колорит всему городскому облику, мы задали юристу, эксперту в сфере ЖКХ Алексею Аверину.

«Прежде чем построить любое здание, создается его проект. В проекте указаны мельчайшие детали будущего объекта – вплоть до внешнего вида стен и колора, который будет нанесен на фасад. Все эти данные также фиксируются в технические документы. Менять что-либо в МКД без письменного согласования большинством собственников помещений, а это жители и юридические лица, с экспертами и внесения изменений в техдокументацию на дом, по закону нельзя. Если, к примеру, мозаика на одной из стен жилого дома была в проекте при строительстве изначально, значит, она должна там оставаться, пока не будут по всем правилам утверждены возможные вмешательства во внешний вид здания. Что касается ситуации, когда изображения стали невидны из-за зарослей, то тут вопросы нужно адресовать УК или ТСЖ – организации, отвечающей за благоустройство придомовой территории в целом. Конечно, в приведении в порядок настенных фресок и элементов живописи, которые утрачиваются со временем, должны быть заинтересованы и городские власти. Ведь на административных зданиях обновляют мозаичные панно и их же внесли в реестр культурных ценностей. Изображения на жилых домах тоже можно взять под охрану. Пока же их защита – целиком и полностью в полномочиях жителей. Они должны добиваться от УК элементарных мер нормального содержания общедомового имущества»,подробно прокомментировал Алексей Аверин.

Алексей Александрович привел один показательный пример.

В доме №48 по пр. Циолковского изначально по проекту есть пристроенный магазин – во всю длину первого этажа. Так же по техническим документам изначально при строительстве магазин был отделан природным камнем. Со временем часть отделки стала выпадать из стены. Хозяева торговых точек обратились в ДУК, чтобы фасад был приведен в порядок. В УК сначала стали подбирать альтернативные варианты для ремонта, но собственники указали, что наружные стены должны быть приведены в первоначальный вид, как указано в технических документах и чего требует при содержании общедомового имущества жилищное законодательство. Других вариантов здесь нет и быть не может, подчеркнул юрист.

Связь поколений, нить из прошлого

О важности сохранения настенных мозаик советского прошлого высказался по просьбе «ДВ» и краевед, член Общественной палаты Дзержинска Станислав Шальнов.

«Наш город – советский, социалистический, и когда он строился, архитекторы задумывали внести патриотическую нотку – чтобы все дзержинцы гордились достижениями своей страны. Отсюда и коммунистические призывы под крышами некоторых жилых построек, и акцент на советских героев, тогдашний быт. Мне сложно говорить по поводу художественной ценности панно на жилых домах, в этом я не являюсь экспертом, но то, что эти рисунки важны и ценны с точки зрения городской истории, краеведения – сомнений нет. Это ниточка между прошлым и настоящим, своеобразный «привет» наших предков, который они передали через десятки лет нам и более молодым поколениям дзержинцев и, конечно, это знак уважения и памяти героям труда. Безусловно, очень хотелось бы сохранить все эти интересные рисунки на будущее»,отметил Станислав Михайлович.

Эксперт также подчеркнул, что помимо исторической и патриотической миссии мозаичные изображения на жилых домах по мудрой задумке создателей Дзержинска выполняли эстетическую функцию. Жилые бетонные «коробки» в то время строили быстро, чтобы как можно большему числу горожан выделить отдельное жилье, поэтому все одни  по большому счету однообразны. И вот чтобы добавить в здания тематические орнаменты, а городу в целом – яркие краски, и украшали фасады: иногда патриотическими  и сюжетными картинами, иногда и простыми деталями и рисунками, но именно это придавало облику Дзержинска индивидуальность, делало упор на советскую тематику и заставляло действительно любоваться (от слова любить) родной молодой город, рожденный в начале прошлого столетия в СССР.

Мы не будем стократно тыкать в бездействие управляющих компаний и безразличие к «коммуналке» местных властей, которые выражаются в том числе и в запущенности общедомового имущества, принадлежащего всему городу, а только лишь обратимся к самим горожанам.

Если ваше жилье находится в доме, который отличает оттиск прошлого, и вам не все равно, как живет и как будет жить наш город дальше, возьмите ответственность за сохранность этой настенной живописи и вообще уникальной архитектуры в свои руки. Совместными усилиями можно добиться и вырубки разросшихся сорных, зачастую уже аварийных растений, и восстановления компонентов картин, разрушенных временем и осадками. Если обновить мозаику подобно картине «Подводный мир» на здании бассейна, дом и город заиграют более яркими красками, а вы сможете, как уникальный объект, показывать новенькое панно, доставшееся от самой истории, своим детям и внукам.