Сегодня, 25 февраля, в Дзержинске завершается очередной кинофестиваль «Черноречье Фест». Целых пять дней столичные звезды выступали для жителей нашего города: пели, играли, читали стихи, оценивали фильмы, давали мастер-классы, вместе катались на коньках и так далее. Большой популярностью у местных театралов пользовались спектакли Московского государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. На один из них – «Дядя Ваня» (16+) – билеты в зале театра драмы, несмотря на то, что постановку давали два дня подряд, закончились задолго до блистательной игры приезжих знаменитостей.

Цепляет с первых сцен и нот

«Дядя Ваня» – спектакль, который в театре им. Вахтангова играют уже более 15 лет, он был поставлен в 2009 году. Но до сих пор интерес к нему у публики просто огромный. Во-первых, в основу взят бессмертный материал классика Антона Павловича Чехова. Во-вторых, с первых же мгновений подкупает игра актеров, которым потом – буквально каждую минуту хочется кричать «Браво!». В-третьих, здесь есть удивительные режиссерские находки, эдакие «пунктики», которые делают всю работу непревзойденной, а потому неповторимой, и, конечно, потрясающая музыка – глубокие симфонические разливы аккордов, острой занозой вонзающиеся в голову и душу и, не тАя, остающиеся в ней до конца.

Сюжет одноименной пьесы Чехова режиссером Римасом Туминасом не переделан и не сокращен – все почти дословно звучит как в оригинале. Но актеры придали свои нотки и изюминки чеховским героям.

А звезды кто?

«Дядю Ваню» (16+) преподнесли нам Народный артист России Сергей Маковецкий – у него главная роль в спектакле, он играет Ивана Войницкого, дядю Ваню; Народная артистка РФ, советская кинодива Людмила Максакова, «оживившая» на сцене мать Войницкого Марию Васильевну; Народный артист Владимир Симонов, у него тоже одна из главных ролей – профессора Александра Серебрякова.

Доктора Астрова сыграл Заслуженный артист России, герой множества известных фильмов и сериалов Владимир Вдовиченков. Жена Серебрякова Елена Андреевна – Заслуженная артистка, также известная по многим фильмам актриса Анна Дубровская. Дочь Серебрякова Соню на сцене воплотила актриса Мария Бердинских. Роль няни исполнила Любовь Корнева, а Телегина – Заслуженный артист РФ Юрий Красков.

На чьей ты стороне

«Дядя Ваня» многими воспринимается как комедия или мелодрама, ведь артисты часто подшучивают друг над другом и в принципе бывают смешны. Но на самом деле это драма и даже трагедия, глубокая и проникновенная. И это очень современный материал, бессмертный на все времена. В его основе – вопросы жизни и смерти, которые не перестанут будоражить умы и сердца человечества. Нужно ли трудиться с самоотдачей и благодарить за искренние порывы и бескорыстные дела ближнего? Посвятить себя доброму служению или растлить дни в довольстве, но смертельной скуке? Думать только о себе или заботиться об окружающих? Беречь ли природу ради блага будущих поколений человечества или покорить ее себе одному, живя одним днем ради собственных нужд и только?

«Дядя Ваня» (16+) – наглядный рассказ о том, что ленивые люди, праздно проводящие время, не только прожигают собственную жизнь, но и разлагают тех, кто еще вчера был занят полезным делом. И человек, попавший под их влияние, становится никчемным, таким же как они сами, а может быть и хуже, ведь он предает свои идеалы и самого себя.

Все, наверное, помнят, что сюжет разворачивается в небольшой скромной усадьбе, где тихо живут молоденькая Соня, ее дядя – Иван Петрович и бабушка – мать Войницкого и покойной матери Софии – Веры Петровны. С ними проводит дни старая нянька Марина да обедневший сосед – помещик Илья Ильич Телегин.

Чувства, которые будут всегда

Иногда в усадьбу заглядывает Астров – врач, который лечит от травм и эпидемий как хозяев усадебных хозяйств на много километров вокруг, так и простой люд. А еще Михаил Львович страстно печется о природе, он присматривает за лугами, озерами, лесами, препятствуя бездумной их вырубке, и не дает мужикам пасти в охраняемой зоне скот.

В Астрова влюблена Соня, она старается помогать доктору и ухаживает за ним. Только доктор ее чувств совсем не замечает, ведь Соня кротка и увы – некрасива. Соня и ее дядя Ваня тщательно ведут хозяйство давно не приносящей доходов усадьбы, но очень любят родное гнездо. Это их дом, отдушина, милый уголок природы, в котором умещается вся жизнь.

Как снег на голову им падают отец Сони – профессор Серебряков, пожилой уже совсем и больной мужчина, и его цветущая 27-летняя супруга Елена. Они приезжают «пожить» в усадьбу, так как ограничены в средствах на светскую городскую жизнь. Александр Владимирович только и делает что жалуется на здоровье, он постоянно вызывает Астрова и спорит с ним по поводу собственных недугов. А Елене Андреевне в сельской местности откровенно скучно и она изнемогает от тоски, заражая ею всех окружающих. Соня и Войницкий забросили с праздными гостями все свои дела – перестали вести учет сену и крупам. Правда, девушка на своих плечах несет одна всю физическую работу – кормит животных, помогает няне по хозяйству, а также ухаживает за бабушкой и светской гостьей.

Дядя Ваня, как и Астров, увлекается эффектной молодой «профессоршей», проводя время в беседах с ней и о ней и выпивке.

Герои все-таки очнулись

В конце концов Серебряков объявляет, что желает продать усадьбу, ведь она не приносит доходов, а они с супругой привыкли жить на широкую ногу. Эта новость болью отдается в сердцах Сони и дяди Вани. Но если молодая хозяйка усадьбы готова смириться с решением отца, то Войницкий высказывает категорический протест и готов дать отпор бывшему родственнику с оружием в руках. Происходит объяснение и развязка: Серебряковы спешно покидают родовое гнездо, Иван Петрович едва приходит в себя, Соня утешает его, как может. Астров, будто стряхивает с себя тяжелые путы: «Ведь люди болели весь этот  месяц, а я сижу здесь, совсем забросил все дела». Он тоже уезжает из усадьбы Войницких.

Пророческие слова в конце произносит Софья Серебрякова. Она обращается к дяде со словами, что сейчас они вновь начнут самозабвенно трудиться и проведут так долгие-долгие дни. А потом однажды услышат ангелов, и «наша жизнь тогда станет тихою, нежною, сладкою, как ласка».

«Мы отдохнем!»много раз произносит героиня под занавес.

«Дядя Ваня» изобилует философскими изречениями, которые являются пророческими. «Зачем я не крал?» – спрашивает Войницкий Серебрякова, когда тот намекает, что управляющий усадьбой сам мог назначить себе доход больше положенного. При этом Дядя Ваня говорит, что за много лет профессор не прибавил ему ни рубля жалованья, которое, по сути, было очень мизерным за такой огромный труд. Но Серебряков и тут не понимает брата своей покойной жены. «Я человек в этом плане непрактический», – произносит он.

А еще очень точно звучит монолог Астрова, который говорит, что прежде всех чудиков он считал ненормальными людьми, а сейчас понял, что это как раз нормальное состояние человека – быть чудиком.

Нет равных

Зрители реагировали на яркие сцены по-разному, то заплескивали аплодисментами, то «молчали» там, где игра очень заслуживала бурной реакции зала. Иногда это были совсем незаметные, тихие, но очень значимые сцены. Например, в конце действия Сергей Маковецкий мелкими шагами, не отрывая от пола ног, постепенно удаляется от зрителей в самую глубину сцены. Создается почти реальное ощущение его исчезновения как образа, героя и человека.

Сцены полутемного быта в усадьбе оказывают порой давящее ощущение, и игра актеров, пытающихся вырвать своих героев из тьмы повседневности отдается душераздирающими эмоциями.

Когда спектакль закончился, дзержинцы долго не отпускали актеров со сцены – такова традиция, но и не только. Спектакль «Дядя Ваня», поняли ли  это все зрители или нет, не похожий ни на какие другие сценические картины жизненный и актуальный сюжет. Вот же они – чудики Войницкие и напыщенные Серебряковы, жертвенная Сонечка, уставшая Марина, подавленный Телегин, правдоруб и смятенная душа Астров – совсем рядом с нами, вчера, сегодня и завтра.

Организаторы фестиваля «Черноречье Фест» после спектакля в холле театра драмы приглашали всех желающих сфотографироваться с известными актерами. Неожиданно и очень приятно было видеть большие группы наших театралов, на память которым останется не только мощное впечатление от «Дяди Вани» (16+), но и совместный снимок с самим Маковецким.