Семь месяцев Дзержинский городской суд рассматривал дело по иску собственников 11 квартир в доме №72 по пр. Циолковского. В 2023 и 2024 годах им по губернаторскому проекту, как и жильцам десятков других высоток в нашем городе, установили новенькие лифты взамен отслуживших не один срок эксплуатации кабин. Попользовавшись новым оборудованием, горожане были вынуждены обратиться в суд, так как добровольно на их просьбы модернизировать механизмы согласно законам и стандартам никто не согласился. А между тем речь шла не только о банальном удобстве для пассажиров, но и об их безопасности, а также энергоэффективности, которой, к слову, давно требуют от всех участников рынка ЖКХ многочисленные ФЗ.
Не довели до ума
Новенькие лифты в 12-этажной «свечке» на пр. Циолковского, 72 – что красивая обертка от конфет, – блестящие и нарядные, приятно пользоваться, но это только внешне. Их «содержимое» оказалось не таким идеальным, как «фантик».


Для тех, кто не живет и давно не был в таких домах, напомним, что в одноподъездных высотках, а таких в Дзержинске порядка 30, установлены два лифта: обычный (на 4 человека) и грузопассажирский (на 8 персон).
Первым в доме №72 по пр. Циолковского заменили большой лифт, это произошло в 2023 году. Второй – в 2024-м.
Когда кто-то вызывал обе кабины одновременно, они ехали на вызов обе. То есть на одном этаже открывались по очереди двери обоих лифтов, а другим жителям в это время приходилось ждать и того, который первым приехал на нужный этаж, и того, который прибыл туда вхолостую. Так получалось, потому что лифты управлялись каждый сам по себе, при монтаже их подключили не по групповой схеме, что логично и отвечает требованиям современных стандартов, а разрозненно. Это было неудобно для людей и не экономно с точки зрения расхода общедомового электричества.

Кроме того, табло с указанием местонахождения кабин установили только на первом этаже, на всех остальных жильцы не могут узнать, где в данный момент стоит или едет лифт, чтобы, например, вызвать ближайший.

Расстроились обладатели новых лифтов еще и из-за того, что спускаться и подниматься на свой этаж с помощью механического устройства невозможно людям с ограниченными возможностями, которые передвигаются в инвалидных колясках шириной более 60 см. Таковые в этом доме более-менее свободно могут выходить на улицу только с первого этажа – здесь и на входной группе установлены простейшие пандусы. Выше же придется каким-то образом подниматься и спускаться по лестнице. И уж коли власти озаботились комфортом граждан и поставили им в массе новые лифты, можно было учесть эти жизненно важные нюансы.

Новые лифты – как старые
Однако все это было проигнорировано. В последующем в письмах из регионального Фонда капремонта (ФКР) заявителям кивали, что, мол, и раньше у вас не было ни широких проемов в лифтах, ни электронной строки с номером этажа, ни парной схемы лифтов, которая позволяет им двигаться с учетом действий друг друга, а не независимо. Все это так. Но нам-то проект по замене лифтов преподносили прежде всего, как установку МОДЕРНИЗИРОВАННОГО оборудования, а не просто механизма с серебристой обшивкой и новыми кнопками.


Жители МКД по адресу пр. Циолковского, 72, заботясь о своем благополучии, коллективно обратились за помощью к губернатору – надо бы хорошее дело довести до ума. Письмо датировано декабрем 2023 года. Позже на это обращение пришли ответы из всевозможных инстанций.

Замена второго лифта в подъезде произошла, как уже было указано, в этом же году – через несколько месяцев, но своего обещания в ФКР не сдержали, и второй лифт, так же, как первый, подключили к питанию, будто в подъезде он один.

Должны работать вместе
Между тем у собственников названного дома есть копия договора, заключенного в октябре 2024 года между Щербинским лифтостроительным заводом (ЩЛЗ) – изготовителем лифтов в том числе для Дзержинска и ООО «СК-СВОД» – подрядчиком нижегородского ФКР на установку новых лифтов (в нашем городе на тот момент речь шла о 76 единицах). В приложении №1 «Технические требования» этого документа (п. 3 «Система управления») указано, что «при установке двух и более лифтов на одной этажной площадке должно быть ГРУППОВОЕ управление».
Почему тогда не выполнялось это требование, указанное в договоре? Из-за желания ускорить и удешевить процесс в ущерб будущей (на много лет) затратности жителей на услуги электроснабжения и сохранности самого оборудования? Ведь «катаясь» туда-сюда каждый день и час напрасно, лифты изнашиваются куда быстрее, чем могли бы при бережливой схеме подключения к энергосетям.

Где деньги, ДУК?
Что касается обращения жильцов в свою УК – ДУК, то они в числе прочих вопросов спросили, куда делись деньги, вырученные при демонтаже двух старых кабин лифтов, одна из которых вдвое больше стандартных.
В ДУК ответили, что законом не предусмотрен ответ жилищных организаций на подобные вопросы. Но указали, что в отчете о выполнении работ и услуг по договору управления за 2023 год в строке «Прочие поступления» есть сумма от сдачи в лом снятого грузового лифта.
В отчете за 2023 год действительно указано, что дом «заработал» некие 22 тыс. руб. Возможно, это и есть те самые деньги от сдачи в лом грузопассажирского лифта. А вот в отчете за 2024 год – период, когда меняли второй лифт и распоряжались старым имуществом жителей, такой строки уже нет. То есть деньги от второго лифта просто куда-то испарились. При этом, по оценке ДУК, за прошлый год жильцы 80 квартир задолжали ей более 3 млн руб., то есть около 40 тысяч – каждая семья.

Позже в суде, где истцы вернулись вопросу сдачи б/у кабин, представители управляющей компании сообщили, что выручили от реализации старых лифтов те самые 20 тыс. рублей. Эти деньги якобы пошли на нужды МКД. Напомним, что когда в тот же период инициативная группа жильцов дома №29 по ул. Октябрьской практически силой отняла пять старых кабин у подрядчиков, они выручили около 300 тыс. руб. – по 60 000 за каждую. Жители 72-го дома по пр. Циолковского подсчитали, что они могли бы получить за свои лифты вовсе не 20, а 160 тыс. рублей. Но этими деньгами распорядились без их ведома.
Суд идет
Итак, что же выяснилось в ходе судебных заседаний. В ФКР в отзыве на иск 11 жителей дома (кв. № 15, 22, 26, 37, 63, 64, 66, 70, 71, 72, 78) подробно прокомментирован каждый пункт. Во-первых, если подрядчик при установке лифтов сделал что-то не так, то по условиям договора в течение гарантийного срока – 5 лет – он должен устранить неполадки. Во-вторых, опять же табло с указанием этажей, где движется лифт, не обязательно нигде, кроме первого этажа. Это условие прописано в техзадании, которое выдал ФКР заказчику. Что касается расширения проема при входе в лифт, чтобы им могли пользоваться маломобильные граждане, в том числе на коляске, то это невозможно.

В этом же отзыве сказано, что замена лифтов является самым дорогостоящим видом работ при выполнении капремонта МКД, поэтому взносов жителей на замену кабин, конечно, бы не хватило. Поэтому ФКР была выделена субсидия из регионального бюджета на реализацию масштабного проекта по замене лифтов во всей Нижегородской области. О том, куда все же делись деньги за старые лифты, в письме нет ни слова. А ведь эти суммы, все равно не доставшиеся жителям, могли бы хотя бы частично компенсировать затраты при замене оборудования и снизить объем бюджетной матпомощи ФКР.
Любопытно, что авторы отзыва из Фонда капремонта указывают на то, что вопросами капремонта в доме прежде всего ведают сами собственники, подобные вопросы по ЖК РФ они должны решать на общем собрании. При замене лифтов на пр. Циолковского, 72 общего собрания не проводилось и истцов никто в доме не делегировал выдвигать какие-то требования и заниматься вопросами усовершенствования лифтовых механизмов.

В общем в исковых требованиях дзержинцев к ФКР представители этой организации попросили суд отказать им в полном объеме.
И тут нужно сказать о самом важном, пожалуй, моменте в этом деле. Пока шли судебные разбирательства, ответчики, видимо, решили все-таки пойти на уступки жителям хотя бы по одному из пунктов, тем более он так и так был предусмотрен и в договоре, и в самом ФКР его обещали выполнить в 2024 году. Речь идет об установлении парной (взаимосвязанной) схемы управления работой двух лифтов в подъезде. По этому поводу есть ответ ЩЛЗ от 08.04.2025 г. Он адресован Фонду капремонта Нижегородской области по его же запросу.

Парную схему работы двух лифтов в подъезде 72-го дома по пр. Циолковского благодаря судебному разбирательству подрядчик все-таки выполнил. Об этом свидетельствует Акт осмотра лифтового оборудования от 23 июля 2025 г. В нем говорится, что оба лифта по указанному адресу находятся в технически исправном состоянии и обеспечивают безопасную эксплуатацию.

Сберегли лифты и деньги
В общем, жители в суде смогли добиться от исполнителей проекта по замене лифтов хотя бы того, что лифты у них в доме начали работать оптимально, то есть взаимосвязанно, и приезжать на вызов не вместе, а по одному – в зависимости от того, где они находятся, и где находится человек, которому нужно спуститься или подняться. Тем и кончилось дело в суде.

Благодаря созданному им и его соседями судебному прецеденту, жильцы всех 12-этажных и выше домов не только в нашем городе, но и всей области, а также других регионов, могут улучшить свои условия, дольше пользоваться лифтами и экономить на оплате ЖКУ.
Модернизация и энергосбережение должны быть не только на словах и бумаге, а еще и воплощаться в жизнь. Желательно сразу, а не когда по этому поводу приходится разбираться в суде.