21 августа в центре развития предпринимательства прошло отраслевое совещание «Антикризисные меры и пути развития в туристическом бизнесе». Представители многих дзержинских турфирм, председатель комитета по туризму при Торгово-промышленной палате Нижегородской области, заместитель директора Центра развития предпринимательства и заместитель начальника управления развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей обсуждали проблемы туризма. «На наших совещаниях и праздниках вас всегда бывает очень мало, наверное, потому что у вас всегда было мало проблем и много работы. А сегодня вас очень много, но, к сожалению, это свидетельствует о том, что в туристическом бизнесе существуют проблемы», – этими словами открыла совещание заместитель начальника управления развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Валерия Воронина. А проблем у турфирм действительно много. Сегодня все они связаны в основном с неожиданными закрытиями сразу нескольких туроператоров (о банкротстве «Лабиринта», самого крупного из закрывшихся, мы уже писали). По неофициальной информации, страховая компания «ВСК», у которой был застрахован «Лабиринт», выплатит пострадавшим не более 10% от общей суммы убытка. Председатель комитета по туризму при Торгово-промышленной палате Нижегородской области Татьяна Смайл рассказала представителям турагентств, как вести себя в подобной ситуации, на что стоит обратить внимание и как правильно вести туристический бизнес. Начала она разговор с оглашения самой большой ошибки многих предпринимателей, работающих в сфере туристического бизнеса: «Большинство турфирм оформляет договоры, платежные документы по каким-то своим правилам, но не по законодательству». По ее мнению, надежная защита любого бизнеса – правильно составленные документы. Она призвала не жалеть времени на прочтение законодательства и денег на юриста, который проверит все документы и поможет исправить ошибки. Туристам же рекомендуют читать договор «от» и «до», обращать внимание на каждое слово в нем, не стесняться задавать вопросы и не экономить на страховке. Еще одно несовершенство турбизнеса – скидки. Именно из-за них, по словам Татьяны, погорели многие тур-операторы. Русские туроператоры живут оборотом, следовательно, сидят в кредитах. Чтобы привлечь клиентов, они делают скидки, а полученные деньги несут в банк на оплату всех займов, затем берут новые кредиты, чтобы оплатить проживание, питание и перелет туриста. Только, к примеру, «Лабиринт» не смог выполнить последнее действие, поэтому почти у всех его клиентов не были забронированы места в самолете и номера в отелях. Чтобы не висеть на волоске от банкротства, и туроператорам, и турагентствам надо брать не количеством, а качеством, а для этого нужно забыть о скидках, чтобы не работать в ущерб себе. В скором времени в закон о туризме будут внесены серьезные изменения. Надеемся, что они пойдут всем на пользу и желающим отдохнуть не придется ни о чем беспокоиться.
Валерия Пучко