На этой неделе сотрудники Дзержинского водоканала по просьбе руководства лицея №21 организовали экскурсию учеников 8Б класса на Районные очистные сооружения (РОС). Здесь школьники своими глазами увидели весь путь очистки воды. Экскурсия оказалась очень познавательной, и по ее завершению дети задали немало неожиданных вопросов своему экскурсоводу – представителю ДВК Илье Исакову. Например, можно ли отыскать уроненную в слив золотую цепочку, и что будет с человеком, если он упадет в резервуар очищенных стоков. Специалист дал не менее неожиданные ответы.
Экскурсия на производство
Утром 7 сентября на РОС прибыл целый автобус восьмиклассников во главе с их классным руководителем, учителем ОБЖ Еленой Васильевной Кисляковой. Как заметила педагог, в школе проводится большая профориентационная работа среди старшеклассников, к тому же большой блок предмета Основы безопасности жизнедеятельности содержит темы по экологии. Экскурсия на РОС объединила оба эти направления. Причем, как подчеркнула Елена Васильевна, ДВК оказался единственным предприятием в Дзержинске, где детей приняли не просто с готовностью, а даже с радостью. Остальные, к кому обращалась школа с просьбой организовать знакомство с производством и кадрами, пока оказались не готовы пригласить в гости ее 8Б.
Встретили ребят начальник РОС Алексей Бугров и представитель ДВК Илья Исаков.
Почему она серая?
Илья Исаков, будучи «экскурсоводом», повел своих подопечных по территории РОС. Началось знакомство с очисткой стоков с их механической обработки. Все, что вылилось в раковину, ванну или унитаз, первым делом, пройдя длинный путь по трубам, «процеживается» через специальную решетку.
Детей такой огромный объем стоков удивил. Как призналась Виктория В*, она раньше и подумать не могла, что канализация может превратиться в целые реки воды, и что они приходят на РОС такими грязными.
«Теперь сначала подумаю, прежде чем бросить в унитаз ненужную вещь», – сказала юная экскурсантка. Других участников похода заинтересовало, «выловит» ли решетка, например, золотую цепочку, упавшую в канализацию в квартире. Илья Исаков ответил, что золотое изделие довольно тяжелое и, скорее всего, останется на дне в «колене» унитаза или зацепится во внутридомовых трубах. На РОС потоки доносят то, что плавает на поверхности.
Дальше уже очищенная от различных предметов вода устремляется на дальнейшие этапы и механизмы очистки – от взвеси и песка. «Почему она серая?» – вновь задают вопросы своему сопровождающему ученики школы.
И снова получают подробный ответ, который в том числе и объясняет не самые приятные запахи, витающие там, где проводится первая стадия «работы» со стоками на РОС. «Все эти «прелести» мы ощущаем вполне закономерно», – подчеркнул Илья Исаков.
«Бассейны» и резервуары
Следуя по территории Районных очистных сооружений, ребята увидели, как перемешивается чистая вода, чтобы все осадочные слои окончательно остались на дне, а также как происходит биологическая очистка, когда в дело вступают полезные бактерии, живущие в активном иле.
Любимое место почти всех гостей РОС – «бассейн» с уже полностью очищенной водой, где она проходит окончательные обработку и исследование, прежде чем попасть в воды Волги.
Все стараются рассмотреть здесь рыбок, ведь вода по виду уже совсем не отличается от речной. Неслучайно Илья Исаков получает очередной вопрос от пытливых новых знакомых. Какая глубина резервуара, и может ли достать до дна здесь человек? Следом сразу несется следующий: «Что будет с человеком, если он случайно упадет в эту воду?»
Экскурсовод немедленно отвечает, что таких случаев за всю длинную историю РОС еще никогда не было. И вряд ли когда-то случится. Резервуар тщательно огражден, а техника безопасности на производстве очень и очень серьезная.
Из здания с «рыбками» ребят повели в соседний корпус, где располагается насосная станция. Новые импортные насосы позволяют бесперебойно качать стоки. Работают они автоматически, что исключает любые погрешности или ЧП. Но люди на станции все же есть. За насосами тщательно присматривают специалисты, и работа эта очень интересная. «Жизнь» насосов нужно не только отследить, но и зафиксировать все параметры.
В этом же здании – пример энергоэффективных технологий на ДВК. «Дом» для насосов должен быть «теплым» зимой, но батареи при этом здесь совсем не нужны – лишняя трата ресурса. Насосам вполне хватает температуры около +5 градусов. А для этого оказалось достаточным заменить оконные блоки – поставить специальное оргстекло, которое и тепло сохраняет, и пропускает свет.
Побывали школьники и в автоматизированной диспетчерской РОС. Всего один человек способен контролировать все процессы этого огромного, сложного, в прямом смысле слова живого механизма очистки воды. Дело в том, что именно сюда в режиме онлайн стекается полный объем информации о работе всех этапов и «цехов». Если возникнет нештатная ситуация, хотя такое бывает крайне редко, диспетчер сию минуту предпримет меры для устранения или недопущения любых погрешностей. Поэтому РОС 24 часа в сутки работают как часы.
«Пить ее не нужно»
Учитель Елена Кислякова призналась, что узнала много нового об очистке стоков. Когда находишься в квартире, даже не задумываешься, куда уходит грязная вода, и что с ней происходит дальше. Теперь, когда все увидела своими глазами, приходит совсем другое понимание и желание бережно относиться к бытовым ресурсам. Чем они чище, тем легче людям, работающим на РОС, и тем свободнее «дышит» вокруг природа, и люди вместе с ней.
Ее ученики Вика, Лиза и Арсений тоже впечатлены увиденным. И хотя они пока свой профессиональный выбор не сделали, все, что показали им на РОС, запомнится навсегда и обязательно изменит отношение к экологии, а также заставит пересмотреть привычки в отношениях с коммуникациями и дома, и в школе, и на будущем месте работы.
Проводив своих гостей, Илья Исаков назвал самый неожиданный вопрос от дзержинских школьников.
Сам Илья Исаков, кстати, с выбором профессии определился рано. В детстве ему подарили книгу о Нижегородском водоканале. Прочитав ее, будущий специалист не сомневался: он получит образование и будет заниматься подачей и очисткой воды для населения. Все так и случилось. А еще у Ильи прекрасные задатки в общении со школьниками любых возрастов, он не только ведет для них интересные экскурсии, но и проводит в школах «уроки воды». Здесь, кстати, ему неоднократно (в шутку) предлагали сменить работу, ведь из него получился бы отличный педагог – чуткий, интеллигентный и знающий все на свете. Но Илья вежливо отказывается, говоря, что ему нравится совмещать «педагогику» с основным местом работы – на Дзержинском водоканале.
Фото “ДВ”