Изменения в сфере надзора за миграцией


Соответствующий законопроект подготовлен МВД РФ во исполнение протокола заседания Совбеза РФ от 19.10.2022. В настоящее время МВД России в рамках установленных полномочий осуществляет предупреждение, выявление и пресечение правонарушений и преступлений в сфере миграции, а также федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции. В пояснительной записке к данному законопроекту указываются основные предпосылки, вызвавшие необходимость внесения изменений: «Масштабные изменения на внешнеполитической арене, нестабильная военно-политическая ситуация в странах Ближнего Востока, Центральной Азии, целенаправленная антироссийская пропаганда обостряют существующие проблемы, а также формируют новые угрозы безопасности в сфере миграции. В целях оперативного выявления нелегальных мигрантов, в том числе членов международных экстремистских и террористических организаций, предупреждения формирования этнических анклавов на регулярной основе реализуются мероприятия по контролю за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и привлечением их к трудовой деятельности. Необходимо отметить, что предупреждение и пресечение нарушений мигрантами может быть обеспечено в основном при проверке мест их концентрации, которые в подавляющем большинстве случаев принадлежат юридическим лицам (объекты строительства и торговли, промышленные предприятия, рынки, гостиницы)». Согласно законопроекту, полиция сохранит за собой полномочия по выявлению иностранных граждан, не имеющих или утративших законные основания для пребывания или проживания на территории РФ, а также применения к ним и иным лицам, допустившим нарушение правил в сфере миграции, юридических мер воздействия в рамках нового института “административный надзор за пребыванием (проживанием) в РФ иностранных граждан”. Процедура административного надзора не предусматривает подчинение контролирующих органов правилам Закона о госконтроле, Закона N 294-ФЗ о защите юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Административный надзор в сфере миграции предлагается осуществлять по следующим направлениям: – обеспечение размещения органами внутренних дел (полицией) в открытом доступе актуальных сведений о нормативно установленных правилах (требованиях) в сфере миграции, ответственности за их несоблюдение; – проведение мониторинга соблюдения правил (требований) в сфере миграции; – профилактика административных правонарушений и преступлений в сфере миграции; предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере миграции; – установление местонахождения иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации; – проведение дактилоскопической регистрации и идентификации иностранных граждан в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ “О государственной дактилоскопической регистрации”. Объектами административного надзора в сфере миграции будут деятельность, действие (бездействие) иностранного гражданина; деятельность, действие (бездействие) юридического лица, а также физических лиц; здания, жилые и иные помещения, строения, сооружения, территории, транспорт и иные объекты, которые являются местом нахождения (осуществления трудовой деятельности) иностранного гражданина либо юридических /физических лиц. Сотрудники органов внутренних дел получат право запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор в сфере миграции, информацию и документы, относящиеся к предмету административного надзора в сфере миграции. А лица, в отношении которых осуществляется административный надзор в сфере миграции, обязаны будут не препятствовать законному посещению и обследованию объектов и представлять по требованию сотрудника органа надзора документы, удостоверяющие их личность, документы, подтверждающие законность их пребывания (проживания), осуществления трудовой деятельности, иные документы, относящиеся к предмету административного надзора в сфере миграции. Также планируется внесение ряда поправок в ст. 28.1 КоАП РФ: о праве полиции возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.9, 18.15 – 18.17, 18.19, ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в орган внутренних дел содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В Госдуму проект пока не внесен .В настоящее время проводятся общественные обсуждения проекта. Проект размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/05/05-23/00138054).    

Инна Ганина