В Дзержинском театре драмы во всех смыслах по-настоящему отгремел премьерный спектакль, посвященный 80-летию Великой Победы, «В списках не значился» (12+). Его представили публике не в субботу и воскресенье, как бывает обычно, а прямо ко Дню театра – 26 и 27 марта, в среду и четверг. Несмотря на это билеты на новую постановку раскупили полностью задолго до события. Случайных людей в зале не было – все прекрасно знают, что повесть Бориса Васильева, которая легла в основу спектакля, трагическая и героическая одновременно. Она рассказывает о подвиге, жизни, любви, смелости, чести и бессмертии.

Сложный материал

«В списках не значился» переносит нас в самый конец июня 1941 года, через несколько дней началась война. Книга изобилует динамикой событий и остротой чувств. Вот 19-летний новоявленный лейтенант Коля Плужников получает воинское звание, вот он прощается с мамой, сестрой и почти любимой девушкой в Москве, вот едет в поезде в Белоруссию и в ночь на 22 июня появляется в Брестской крепости, куда направлен на службу.

А через несколько часов началась война, и Николаю приходится брать командование небольшими подразделениям уцелевших солдат на себя. Бой, атака, оборона, кровь, смерть и постоянное желание пить, мучительно забирающее остатки сил… А ведь он не успел даже попасть в списки тех, кто служил и оборонял крепость.

При чтении книги в воображении живо рождалась героическая история защиты приграничной крепости в Бресте. Потом по ней были фильмы – и похожие, и непохожие на то, первое воображение, рожденное книжными страницами. Но ни одна экранизация не повторила картины книги точь-в-точь. И вот спектакль.

Как можно отразить всю военную динамику, силу чувств, мысли и долг до самого конца собирательного образа Русского солдата? Как все это может быть выстроено и донесено почти в реальности, чтобы зритель понял, поверил и почувствовал? И вдруг – они, те самые(!) – на сцене «потекли» страницы давно прочитанной книги. И все, что рисовалось живо и образно с закрытыми глазами, на 100% точно смогли воплотить режиссер (Андрей Лучин г. Москва) и актеры.

Москва – Брест – крепость

На помощь им пришли экранизация отдельных сцен, свет, а больше – темнота подземных катакомб, цвет, звуки и потрясающая музыка. Многое о себе герои рассказали сами, дополняя образы нужными штрихами.

Одна из главных героев спектакля – сама крепость. При необходимом минимуме декораций ее удалось воссоздать ощутимой физически – грозной и неприступной, огненной и страдающей. «Крепость не сдалась, она истекла кровью». Помните?

Актер Денис Борисов отлично «попал» в образ главного героя. Совсем еще юный военный, сердечно привязанный к маме и вообще всей своей семье, оказавшись в эпицентре кровавой битвы, думал только о долге, потому что был русским солдатом. Искренняя открытая улыбка и беспечность, свойственная всем молодым, в начале сменяется на терпеливое упорство, мужество и бесстрашие в конце. За каких-то два часа на сцене Николай Плужников из мальчишки превратился в мужчину, упорного, преданного, принципиального.

Живые и настоящие

Вообще все занятые в этой работе артисты были убедительны и очень точно воплотили своих героев в жизнь. Непосредственную, искреннюю и ранимую Мирру сыграла Мария Евстигнеева, везучего бойца Петра Сальникова – Артем Герасимов, умудренного жизненным опытом Степана Матвеевича – Вячеслав Рещиков, надрывную тетю Христю – Лариса Шляндина, заботливую маму Коли Плужникова – Татьяна Орлова.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на безупречно удачную роль скрипача Рувима Свицкого, он появляется в спектакле дважды: когда Николай только приехал в Брест, и когда посчитал свой человеческий и воинский долг до конца исполненным.

Пожалуй, только один актер не слишком подходил для своей роли – брутальные образы – точно не конек этого, на наш взгляд, слишком тонкого, интеллигентного и ранимого героя.

Все-все в спектакле «живое» и настоящее, в нем веришь даже в то, чего не видишь явно. Потому что сцены слишком натурально передают боль, страдания, переживания и потери. В конце концов погибли все участники этой картины, оказавшиеся на войне. Но сама история все-таки не о смерти, а о бессмертии. Поэтому интерес к защите Брестской крепости не угасает с годами, а сама она каждый день все эти 84 года является символом несгибаемости духа наших дедов и прадедов. Без воды, еды, оружия они держали оборону с первой секунды нападения врага и до самого победного конца. Одним из главных образов защитника стал Николай Плужников, навсегда оставшийся непокоренным.

Спектакль, который нужно посмотреть

«В списках не значился» (12+) – спектакль нашего театра драмы, который “выстрелил” в юбилейный год Победы в самую цель – потряс и поразил сердца и души людей – тех, что помнят, чтят и остро чувствуют жертвенный и бессмертный подвиг своего народа. Спектакль непременно нужно посмотреть школьникам и студентам, чтобы знали, помнили и тоже смогли уловить прочную связь настоящего с прошлым, которому никогда не будет завершения в истории.

Этот спектакль – единственный из последних новинок, не нуждающийся даже в антракте, потому что смотреть и думать над ним хочется непрерывно и бесконечно – еще долго и после того, как затихнут последние аплодисменты и закроются кулисы. Безусловно, это большой успех. Спасибо всем, кто ставил, играл, воплощал, предлагал и придумывал. Спасибо за то, что воображаемая книга через много лет предстала в своем точном воплощении, и теперь, чтобы увидеть первый день войны, больше не нужно закрывать глаза.

P.S. Еще одним важным штрихом к спектаклю «В списках не значился» (12+) стал «Бессмертный полк» от сотрудников театра. На слайдах в завершении постановки, когда все ее участники, держа свечи, вышли на сцену, появились фотографии и биографии участников Великой Отечественной войны – родственников служащих в театре людей. Сильно, трогательно, волнительно и верно, ведь война была и есть в жизни каждого из нас.