С завтрашнего дня, 3 апреля, дзержинцы, в чьих домах установлены ОПУ электроэнергии, холодной и горячей воды, и которые не решили на общем собрании платить за коммунальные ресурсы на СОИ ежемесячно, начнут получать квитанции с перерасчетом за потреблённые, но не оплаченные по общедомовым счетчикам КУ в 2022 году. У многих сумма доплаты будет ощутимой. В качестве примера руководители местных управляющих компаний называли ее объем – 4 000 рублей. Накануне первой в России корректировки платы электричества и воды на ОДН (на основании ФЗ №92), в «Российской газете» на вопросы по этой теме читателей ответили заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева и исполнительный директор “ЖКХ-Контроль” Сергей Сохранов.
К слову, по данным “ЖКХ-Контроль”, суммы перерасчетов в целом по стране варьируются от 30 до 200 рублей за квадратный метр жилплощади. Это примерно от 1 500 до 10 000 рублей за среднюю квартиру.
Экспертов спросили, почему корректировка за сверхнормативное потребление ресурсов на СОИ рассчитывается по квадратным метрам?
«Расчеты идут по квадратным метрам, потому что мы, как собственники своей квартиры, в равной доле владеем и общим имуществом многоквартирного дома (подъезды, коридоры, холлы). Если дом потребил какое-то количество коммунального ресурса на обслуживание общих помещений, то я должен за это заплатить пропорционально размеру своей квартиры. Когда квартира больше, на собственника приходится большая доля общего имущества. А суммы разные, потому что дома разные, одни потребляют больше ресурсов, другие меньше. У нас жители обычно считают, что отвечают только за квартиру. А то, что снаружи квартиры – уже не их, якобы за это отвечает муниципалитет, управляющая компания. Тем не менее мы собственники не только своей квартиры, и несем солидарную ответственность за содержание всего дома. Может быть, людей вводит в заблуждение то, что в платежке написано – “Начисления за жилищные услуги”. Фактически это как раз плата за общедомовое имущество», – отметил Сергей Сохранов.
Его слова дополнила Светлана Разворотнева: «Я бы посоветовала жителям встретиться с управляющей компанией. Во втором квартале все управляющие компании обязательно должны инициировать проведение общего собрания. Надо встретиться с управляющей компанией и обсудить, что можно сделать, чтобы уменьшить потребление вот этих самых коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Если в подвале труба течет, то задать вопрос: когда они устранят неполадки. Я помню, как люди обнаруживали, что от их дома питаются электричеством ближайшие ларьки, освещаются стадионы, был случай, что на кладбище был свет проведен. Надо просто посмотреть, где завышенный платеж, и посмотреть, что сделать для того, чтобы его уменьшить».
В связи с нововведением россиян волнуют и другие вопросы: если начислили большую сумму перерасчета, может ли житель потребовать рассрочку, или получить субсидию на оплату коммунальных услуг, которая выплачивается, если на квартплату уходит более 22% дохода семьи?
Светлана Разворотнева прокомментировала эти вопросы так: «К сожалению, потребовать житель рассрочку не может. Несколько лет назад обязанность коммунальных организаций по просьбе жителя реструктурировать задолженность исчезла из Жилищного кодекса. Мы пытались вернуть эту норму в законодательство, но пока получили отрицательный отзыв от правительства. Попытаемся еще раз в другой формулировке.
Субсидию получить, если пришел большой счет, тоже, скорее всего, не получится. Расчет субсидий производится за шесть месяцев – берут совокупный доход семьи и совокупные расходы на ЖКУ за этот период. Обсуждались изменения о сокращении этого периода до двух месяцев. Многих это спасло бы сильно.
В этом же проекте постановления правительства содержалась инициатива по переходу на дифференцированные подходы к начислению субсидий: чем ниже доходы человека, тем ниже порог (тем меньшую долю дохода он должен тратить на ЖКУ)».
Эксперты ответили и на другие вопросы россиян, не связанные с перерасчетом платы за СОИ. К примеру, читатели «РГ» спросили, что делать, если за ЖКУ копится задолженность при 100%-й оплате всех квитанций.
«С прошлого года задолженностью считается только подтвержденная судом. Случаев, которые были в 2021 году и ранее, когда управляющая компания или ресурсоснабжающая что то нарисовала и потом вам предъявляет – сейчас быть не должно. Но если вам действительно приходит задолженность, тем более такая большая, в течение многих лет – с этим, конечно, надо разбираться. Если она возникла не на пустом месте, то нужно ее оплачивать. Я понимаю, что такие огромные суммы оплатить сложно. Но для этого существует процедура, в соответствии с которой задолженность может быть списана по истечении срока исковой давности (три года). Однако долги старше трех лет не списываются автоматически. Необходимо обратиться в суд, который примет такое решение. Можно обратиться в управляющую или ресурсоснабжающую организацию, которая выставляет вам платежи. Сходить, поговорить, сказать, что, скорее всего, вы уже не в состоянии оплатить задолженность – и, возможно, они пойдут навстречу, чтобы эти долги не висели», – пояснила Светлана Разворотнева.
Задали читатели «РГ» и ставший уже, пожалуй, классическим вопрос: почему в России очень сильно завышены тарифы на ЖКУ.
Светлана Разворотнева считает, что сами по себе тарифы в нашей стране не завышены, наоборот, в некоторых регионах за них платят даже меньше, чем по себестоимости. Во всяком случае в других странах – с похожим климатом – жители МКД отдают за услуги ЖКХ куда больше россиян. Хотя действительно нередко жители нашей страны в целом переплачивают за «коммуналку». Но дело здесь не только в тарифах.
«Граждане зачастую переплачивают за то, что потребляют слишком много тепла, которое им даже не нужно. За текущие краны, за электричество, которое горит день и ночь. Дома у нас очень низкой энергоэффективности, есть протечки, потери, воровство… Сокращение потребления ресурсов – реальный путь к экономии. Нужно этим заниматься системно. Информировать граждан, что и как можно сделать, чтобы экономить, законодательство настраивать таким образом, чтобы капитальные ремонты повышали энергоэффективность многоквартирных домов, упрощать проведение энергосервисных контрактов», – считает заместитель председателя комитета по ЖКХ в Госдуме.
Также один из вопросов по «горячим» темам ЖКХ был связан с ненадлежащим обслуживанием мусорных контейнеров. Например, бытовые отходы не вывозят с контейнерных площадок до тех пор, пока те не переполнятся.
«Я направила предложение и в минприроды, и в минстрой, и вице премьеру Виктории Абрамченко о том, чтобы региональные операторы обязаны были по требованию собственника предоставлять выгрузку из маршрутного журнала о движении мусоровозов и данные ГЛОНАСС, которые обязан в силу федерального законодательства вести регоператор для подтверждения надлежащей организации и качества выполнения услуг по обращению с отходами. Для этого необходимо внести изменения в постановление правительства о предоставлении коммунальных услуг», – ответила Светлана Разворотнева.
Жителям МКД напомнили и о нормах расположения контейнерных площадок.
«Есть санитарные нормы, где сказано, что расстояние от жилого дома (неважно, многоквартирного или частного) до контейнерной площадки должно быть от 20 до 100 метров. Возможность обустройства контейнерной площадки рассматривает муниципалитет», – пояснил Сергей Сохранов.
«Другое дело – насколько обоснованы нормативы и тарифы на вывоз мусора, особенно в сельской местности. Потому что там большое количество мусора жители утилизируют. Часть идет в компостную яму, часть сжигается… Было бы очень правильно, если бы люди могли по своему желанию переходить на оплату по факту», – дополнила Светлана Разворотнева.
Фото из архива “ДВ”