В школе №14 нашего города вчера, 25 октября, началось подключение к отоплению. Вчера же, напомним, были первые заморозки — температура воздуха ночью опустилась до минусовых значений. Из-за холода в здании учащихся 5-11 классов еще неделю назад перевели на «домашнее» обучение. Малышам же приходится ходить в школу — у них оплачено из бюджета бесплатное питание. Хотя многие все равно сидят дома: кто на больничном, кто — только-только после больничного. Для уцелевших в «замороженной» школе ребятишек уроки сократили до 30 минут. Как получилось, что в образовательном учреждении для детей и подростков помещения без тепла оставили почти до самого ноября, когда другие соцобъекты и жилые дома в этом году начали отапливать еще 12 сентября? То ли дали, то ли не дали
Вчера весь день в соцсетях обсуждали вопрос, начали ли отапливать многострадальную 14-ю школу или нет.
Предостережение руководству учреждения о недопустимости отключения отопления вынесла прокуратура и вчера разместила пресс-релиз, что обогрев здания восстановлен.
При этом родителям учителя все равно сообщили, что уроки для малышей будут по 30 минут, а старшие классы по-прежнему должны учиться дистанционно, за исключением случаев, когда 5-11-классникам необходимо исправить оценки до конца четверти (29 октября). Таким школярам пришлось идти в классы для индивидуального общения с педагогами и сдачи дополнительных заданий. Они же сообщили о том, что на четвертом этаже здания в дальнем корпусе продолжаются работы по замене системы отопления, и тепла в трубах нет.
В 15.00 25 октября при входе в здание школы случайный сотрудник заведения подтвердил: школа полностью не обогревается. У входа школы также стояла машина МУП «Прометей» – предприятия, обслуживающего в том числе коммуникации муниципальных образовательных учреждений.
Одновременно учителя начальной школы сообщили, что вчера еще в первой половине дня отопление начали давать на первом этаже — специалисты-коммунальщики проверили и отладили систему, с ней все в полном порядке. Но учиться сегодня, 26 октября, дети продолжат сокращенно — в классах из-за длительного отсутствия отопления и холодной погоды все еще очень некомфортный климат.
Как же получилось, что отопление в школе начали менять так поздно и затянули до самых морозов? У разных сторон, причастных к этой ситуации, разные версии. Отразим каждую из них, чтобы читатель смог сделать свой объективный вывод.
Справка: В системе госзакупок выложен контракт, заключенный между руководством школы №14 и подрядчиком, о капитальной замене системы отопления 1, 2, 3, 4 этажей на сумму около 1,3 млн рублей. Заключен контракт 30 августа этого года. Срок исполнения работ — 45 календарных дней, то есть до середины октября. Ранее на торгах фигурировал подобный контракт на те же самые виды работ, но уже на сумму чуть больше 3 млн. Он появился в системе 9 августа 2022 года.
Представители департамента образования:
Вечером 20 октября родителей школьников пригласили на большое собрание с участием специалистов от администрации города. Те пояснили, почему, с их точки зрения, «замерзла» 14-я школа. Цитата будет не дословная, но отражающая суть позиции этой стороны: «Деньги на капитальный ремонт системы отопления в школе №14 были выделены из областного бюджета, сумму на эти работы рассчитали эксперты.
Был заключен контракт с подрядчиком, завезены материалы. Планировалось, что работы завершатся в сентябре, этот месяц был очень теплым. Но возникла экономия. На выделенные по контракту деньги смогли заменить только трубы, стояки и несколько радиаторов. Но это неправильно — если уж менять систему, то полностью. Поэтому пришлось подготовить документы для заключения второго контракта. Подрядчики обещают, что сделают все в кратчайшие сроки: за 5-6 дней. Работы начались с 20 октября. Потерпите или рассмотрим такие варианты, как перевод маленьких детей во вторую смену в соседнюю, 9-ю школу, а старших — на дистанционное обучение».
Родители на собрании начали задавать вопросы, почему контракт на смену труб и батарей был заключен так поздно – 30 августа, ведь для этого было целое лето. Мамам и папам пояснили, что летом в школе проходила сдача ЕГЭ, а потом был организован летний лагерь, все это исключало совмещение с ремонтными работами по замене радиаторов. Хотя наверняка и экзамены, и лагерь размещались не на всех четырех этажах школы, и потихоньку в пустых помещениях менять систему отопления можно было уже тогда.
На следующий вопрос, почему контракт 30 августа был заключен на 1,3 млн рублей, когда еще в январе было известно, что по плану-графику закупка должна составить не менее 3 млн, потому что 1,3 млн явно не хватит на полный ремонт отопительной системы, родителям не ответили. «Давайте не будем дискутировать о том, что было, а начнем искать выходы, что делать сейчас», – ответили собравшимся в актовом зале взрослым.
Администрация школы:
«Если уж вы так переживаете за своих детей, давайте старшеклассников отправим учиться по домам, а маленьких попытаемся разместить в малом корпусе школы, который отапливается, и сократим уроки. Не учиться очно мы не можем — нам нужно кормить детей. Мы делаем замеры температурного режима в классах. 17 октября, например, был хороший день, и на солнечной стороне в классе было 18-20 градусов. 18 октября похолодало, шел дождь, и в классах стало прохладно — 15-16 градусов. Там, где окна пластиковые, потеплее, а где деревянные рамы, которые родители еще не успели заклеить, естественно попрохладнее. Но детям замерзнуть учителя не дают — постоянно проводятся динамические паузы; кто хочет из детей, учится в верхней одежде. Я сама вела уроки в неотапливаемом корпусе и, честно, не замерзла. Те родители, с которыми проговаривался вариант перевода детей в 9-ю школу, высказались против этого. Поэтому давайте попробуем еще немного потерпеть. Но если кто-то из вас уж очень сильно переживает за младшую школу, можно учиться дома».
Простые учителя:
«Почему затянули с ремонтом отопления — неизвестно. Сентябрь был теплый, мы учились нормально. В октябре стали больше двигаться на уроках и переменах, организовывать подвижные игры, пить горячий чай. В некоторых классах установили камины. Многие дети сразу стали болеть, а те, что продолжали ходить на занятия, плотнее садились друг с другом, многие учились в куртках. Все было терпимо, такое у нас, да и в других школах, бывает осенью. Замерзать по-настоящему стали только последние дня два, когда на улице стало совсем холодно. Конечно, это не дело — менять трубы и батареи в конце октября, из-за этого страдает и здоровье детей, и качество образовательного процесса, отменены группы продленного дня…».
Простые родители:
«Всем понятно, что сани готовят летом, то есть отопление необходимо было приводить в порядок летом, на это было целых три месяца, а сейчас наших детей заморозили. Мы с сыном уже несколько раз с сентября были на больничном, и сейчас, после выписки, я, например, своего ребенка в школу не отпускаю, иначе не вылечиться никогда»;
«Мы были вынуждены обратиться в прокуратуру, потому что информация от учителей, руководства школы и департамента образования нас не устраивает. Непонятно, когда все-таки в школе появится тепло. Из-за этого дети не получают полноценных знаний и постоянно болеют. А кто в этом виноват? Уж точно не дети и родители. И если бы перед нами просто хоть кто-то извинился, все можно было бы понять, у всех случаются ошибки — человеческий фактор и т.д. Но нам пытаются внушить, какие все молодцы, так старались, так работали, вот только немножко не успели вовремя. А мы считаем, что это банальная ложь, желание уйти от ответственности, а изначально — халатность и неправильно рассчитанные сметы».
«Холод в школе — не единственная проблема в этом учебном заведении. В нашем классе, 2А, например, нет даже учителя. Уроки ведет психолог. Да, она может считаться преподавателем, но если даже по школьным документам другие специалисты — учителя, то наша — педагог-психолог с курсами повышения квалификации. Месяц назад мы написали руководству школы письмо, где спросили, когда у нас будет настоящий учитель, прошло 30 дней, но нам никто не ответил. В центре занятости видим различные вакансии педагогических кадров в Дзержинске: учителей ищут 70, 39, 32, 12 и другие школы, нашей среди них нет. В августе как-то мелькнула один раз вакансия и все. То есть психолог в качестве учителя всех устраивает, кроме родителей, но нас никто не слушает и не собирается считаться с нашим мнением. Что говорить, если в школе нет и директора. Руководитель куда-то исчезла, и ее обязанности исполняет одна из учителей».
«Продвинутые» родители, сами работающие в сфере госзакупок:
«9 августа 2022 года на сайте появился контракт № 0132300001722000461. На основании Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года любая закупка должна быть подтверждена планом-графиком, утвержденным на текущий год. Данная закупка размещена в соответствии с планом-графиком №202203323001397001000027. Как видим, данный план-график, с включенной в него закупкой, выложен на сайт еще 19.01.2022 года. То есть о том, что денежные средства выделены, и школа, и администрация города, и департамент образования знали заранее. Почему в таком случае закупка была размещена так поздно? Почему в администрации не беспокоились, что закупка не проводится в сроки, позволяющие своевременно провести капитальный ремонт и пустить отопление во время?
По каким-то непонятным причинам при формировании цены заказчику не поступило ни одного коммерческого предложения для определения цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который является самым точным и объективным при формировании цены контракта. На это указывает пояснительная записка, прикрепленная к документам по данной закупке. А именно: «Начальная (максимальная) цена контракта определена Заказчиком. В соответствии с п. 12 ст. 22 Федерального закона РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ Заказчиком применен иной (сметный) метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не дало результатов, так как ответы на запросы на предоставление ценовой информации по данному объекту закупки, направленные потенциальным подрядчикам, в установленные сроки не поступили.
Сметная стоимость определена в соответствии с «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004 на основе нормативных расценок ТЕР-2001 для Нижегородской области в базисном уровне цен 2001 года с последующим переходом в уровень цен 2 квартала 2022 года в соответствии с индексом изменения сметной стоимости. НМЦК = 3 035 110,80 руб.»
Но при полном отсутствии коммерческих предложений на данный аукцион, участие приняли аж 6(!) участников.
Подрядчик по данному контракту №395/22 от 30.08.2022 года ООО «РП-Групп» должен был закончить работы в течении 45 дней с момента заключения контракта, то есть 14.10.2022 года капремонт системы отопления 1, 2, 3, 4 этажей должен был быть закончен. Но так как у них образовалась экономия при проведении конкурсной процедуры, 11.10.2022 года администрация размещает еще одну конкурсную процедуру (запрос котировок) также на капитальный ремонт отопление 1, 2, 3, 4 этажей школы №14, естественно понимая, что тепло в школе запущено быть не может, пока не будет исполнен и этот контракт».
Делайте выводы, уважаемые читатели. Как говорится, такое может произойти в любой школе города.
Повторимся, что тепло в школе начали давать вчера, 25 октября. Через несколько дней начнутся осенние каникулы, и если все будет нормально, за это время здание наконец-то может прогреться, а дети, выйдя с отдыха, учиться в нормальных условиях.
Сегодня, 26 октября, в 18.00 родителей собирают на очередную встречу с учителями и администрацией школы. Какие объявления будут сделаны на этот раз, все вместе узнаем чуть позже.
Елена Родионова