В минувшие выходные, 19 и 20 октября, в Дзержинском театре драмы прошла премьера спектакля «Маленький принц» по всем известной повести французского летчика, писателя и журналиста Антуана де Сент-Экзюпери. Этой постановкой в нашем театре был открыт 78-й творческий сезон. Как всегда бывает с новыми работами, билеты публика раскупила задолго до их показа, поэтому и в субботу, и в воскресенье зал был полон, а зрители с замиранием дыхания и сердца смотрели на происходящие на сцене действия. И это неспроста: спектакль имел космический успех – и по натяжению чувств, и по искренности игры актеров, и по преподнесению вечных философских понятий жизни и смерти, добра и зла, мира и войны.
И все звезды ему отдавали свою нежность…
Когда идешь на спектакль по давно прочитанному и хорошо известному произведению, думаешь и гадаешь: ну как можно показать на сцене падение самолета в пустыне, перелет с планеты на планету, да и в конце концов того же самого Маленького принца – истинно сказочного звездного мальчика? Это же сон, фантазия, воображение автора. А потом не удивляешься ничему – оказывается, есть приемы, способные преподнести все зрителю ровно настолько, насколько давно родившиеся картины лежат в голове благодаря прочтению одноименной книги.
И все-таки теперь все стало больше настоящим.
Летчик, вполне себе реальный (взрослый Сент-Экзюпери), которого сыграл Иван Никулин, как и было когда-то в жизни создателя произведения, потерпел аварию в пустыне. И когда он лежал там без сознания, к нему явился Маленький принц (Экзюпери-ребенок) в исполнении Марии Евстигнеевой.
Слон в удаве или шляпа?
Наверное, помните, что взрослый Экзюпери тестировал людей своим детским рисунком – он показывал удава, проглотившего слона, в котором почти все взрослые видели всего лишь шляпу. Маленький принц – идеальный детский наивный и чистый образ. Конечно же, в отличие от большинства взрослых, всегда занятых своими делами, одетых в черное и живущих рационально, мальчик, ни секунды не задумываясь, прошел тест на детство. «Это слон в удаве», – ответил Принц на вопрос летчика.
Почему все-таки Принц? Потому что ребенок самолично владеет целой планетой, пусть и маленькой. На которой, кстати, есть целых три вулкана и всегда идеальная чистота. А еще потому, что это все-таки сказка.
«Нарисуй, пожалуйста, барашка»
Вы также наверное, помните, что однажды на планету Маленького Принца занесло семя идеального цветка – капризной розы, которую мальчик взрастил и ухаживал как за живым существом, настолько она – одна и единственная – была прекрасна. Еще у него был барашек, подаренный новым, упавшим с неба знакомым. Барашек был воображаемым, но для детской фантазии ничего не стоило представить его самым настоящим. И все это сказочный принц безусловно любил.
Повесть французского автора уже после его гибели была переведена на сотни языков мира, признана гениальной, а сейчас прочно заняла место в мировой золотой классике. В России помимо нескольких переводов текста про Маленького принца слагают сказки и легенды, поют песни.
На себя – со стороны
Все они отражают суть основного сюжета. Через звезды, по небесной дали Маленький принц и летчик, покинув родную землю первого, путешествуют с планеты на планету. Все планеты маленькие, на них живет всего по одному человеку, и это даже не люди, а собирательные образы извечных человеческих пороков: тщеславие, любовь к власти, жадность, самолюбование и даже пьянство.
Лишь фонарщик на одной из самых маленьких планет «занят хоть кому-то нужным делом» – он включает и выключает фонари (актер Денис Мартынов).
Слушать нужно только сердце
Неслучаен в сказке образ Лиса. Он учит Маленького принца слушать себя и свое сердце, сохранять в себе «детскость» всегда и во всех ситуациях.
В конце концов мальчику приходится вернуться домой, ведь там остались Роза и барашек, нуждающиеся в заботе и любви. Кстати, образ Розы в спектакле тоже самый что ни на есть живой. Грациозный цветок – беспомощный, но в то же время с шипами помогла «оживить» на сцене Екатерина Малышева.
Спектакль, во время которого летаешь
Представить себя на небе – в далеком космосе со множеством планет зрителям помогли художественные приемы и спецэффекты с использованием света, цвета, блестящих сфер разного размера.
А почти реальную «заторможенность» движений в космосе актеры передавали медленным бегом или плавными движениями – один в один в невесомости.
Как динамичные сцены, во время просмотра спектакля сменялись эмоции зрителя: грусть, жалость, сочувствие, радость и умиротворение.
Болью отдались моменты, связанные с военной тематикой, ведь они как никогда, сегодня перекликаются с современностью. Свою книгу Антуан де Сент-Экзюпери писал в годы Второй Мировой и, наверное, просто не мог не отразить разрушающей добрый мир взрослых и детей картины войны.
Мир стал светлее
Завершение спектакля как будто пробуждает от сна. Актерам за чудесное перевоплощение и погружение в мир детства зрители аплодируют долго и дружно. Спасибо за талантливую игру всем названным актерам и всем тем, кто играл в спектакле еще – Надежде Бычковой, Екатерине Максименко, Артему Баранову, Павлу Кузубову и другим.
И, конечно, огромная благодарность за очередной большущий театральный подарок режиссеру спектакля Марии Шиманской и всей команде. В нее вошли художник Екатерина Малинина, хореограф – Михаил Захаров, помощник режиссёра Наталия Стрелина и многие другие сотрудники нашего театра.
Поздравляем всех дзержинских театралов с прекрасным началом сезона – с постановкой доброго, искреннего и такого современного спектакля. Пусть Маленький принц всегда оберегает каждого из нас от рутины, чёрствости и черно-белого бытия.