По статистике почти 90% городов в России затапливает после сильных ливней – в них отсутствует или не работает нормально ливневая канализация. При этом оставшиеся 10% населенных пунктов тоже не могут похвастаться качественными ливневками, они просто расположены на возвышенности и не знают проблем с подтоплением из-за своего географического местонахождения. Обо всем этом эксперты в сфере ЖКХ рассказали «РГ». Они также попытались предложить варианты исправления ситуации.
Статистика, как дождь, плачевна
В обсуждении третьей беды в России – повсеместном отсутствии сливных систем с дорог приняли участие депутат Госдумы, зампредседателя комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, эксперт Общественного совета при Минстрое Наталья Побединская, гендиректор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко.
В первую очередь эксперты привели статистику «затопленных» городов в России. В среднем по стране в 2022 году лишь 13% дорог имели «рабочие» водостоки. Показательно, что за 10 лет этот параметр вырос лишь на 1% – в 2012 году таких дорог в РФ было 12%. В Нижегородкой области все еще печальнее. В прошлом году число ливневок в нашем регионе составляло 10%, а в 2012-м их было всего 7%.
В ответе – муниципалитеты
Специалисты отметили, что отчасти виной затопления городов стали аномальные явления погоды и почти тропические ливни, которые в последнее время в нашей стране – совсем не редкость.
Однако это никаким образом не оправдывает повсеместно отсутствующие или хронически забитые системы ливневых канализаций. И строить, и чистить их дорого. В местных бюджетах просто не хватит средств на это, а в ответе за хорошие ливневки – именно города и районы.
При этом надо понимать, что приведение в порядок стоков и ливневых колодцев – исключительно затратные статьи, здесь никто никаких денег не заплатит.
В субъектах в разное время пытались ввести тарифы на откачку и очистку дождевых стоков и возложить их на население. Но каждый раз такие случаи терпели фиаско. Даже в суде было определено, что жители не отвечают за природные катаклизмы и несовершенства городской инфраструктуры.
Модернизация отвода стоков с дорог и тротуаров в России нужна системная, предполагающая в том числе финансовое субсидирование. Одним из механизмов может стать нематериальный стимул для самих местных властей. Наличие качественно работающей ливневки – один из показателей Индекса качества городской среды. И если градоначальники заинтересованы в повышении рейтинга своего населенного пункта, они будут активнее добиваться помощи государства. Но для этого ее еще нужно официально ввести.
Стоки нужно чистить
Обсуждая больной вопрос «утонувших» городов, знатоки системы ЖКХ отметили, что иногда при ремонте дорог достаточно сделать правильный уклон и установить отводы, чтобы воды после ливней скапливалось меньше. Тротуары при этом лучше выкладывать плиткой, она безболезненно впитывает воду в отличие от газонов и асфальта, который вообще не пропускает дождевые и талые стоки. Нужно сказать и о том, что отсутствие потоков на асфальте примерно в три раза повышает срок его службы. Больше ливневок – меньше разрушений самого асфальта, а значит и меньше денег на восстановление дорог.
Раньше – лет двадцать назад – сточные воды разрешалось не очищать, они считались условно чистыми. При откачке их можно было сбрасывать в любые водоемы или на свободную местность. После исследований установили, что дождем с поверхностей смываются многие вещества, в том числе химические – нефтепродукты, которые наносят вред окружающей среде. Сейчас вода с дорог должна очищаться не менее, чем до уровня рыбохозяйственных нормативов.
Но опять же бросать только муниципалитеты на решение этой проблемы нельзя. Надо выстраивать прозрачную систему оплаты за отведение и очистку ливневых стоков. Сейчас в одних муниципалитетах есть официально утвержденный тариф, в других его нет. Где-то за это платят промышленные предприятия, где-то и бюджетные учреждения.
При этом во многих городах даже не могут посчитать протяженность ливневой канализации: если она есть, то сколько километров, если нет – то какая трасса нужна.
В Москве исправились
Есть еще одна проблема: при жестких требованиях к выполнению работ по благоустройству и строгом экологическом надзоре все ведомства требуют экономии и удешевления использования материалов и выполнения услуг.
В Москве, к примеру, так торопились заасфальтировать все улицы и дворы, что закатывали в асфальт ливневые колодцы. Потом поняли свою ошибку, начали освобождать и расчищать ливневки.
Сейчас в Москве 80% уличных пространств оснащены работоспособными стоками, и скопления воды в столице почти не встретишь. Другой вопрос, что коммунальным предприятиям в главном городе России выделили на это колоссальные деньги из федеральной казны.
На все регионы в таком количестве средств не хватит. Но опыт во избежание потопа, безусловно, неплохо было бы перенимать.
Звенят ручьи
В Дзержинске улицы и дворы после продолжительных дождей затапливает постоянно и повсеместно. В глубоких лужах «тонут» и машины, и пешеходы. Самые проблемные точки – отдельные участки пр. Ленина и пр. Циолковского, а также местами – главная городская площадь.
Часть городских пространств от воды удалось освободить с помощью капремонта ливневых систем или строительства новых, но это единичные адреса. Часть же территорий пытаются откачивать машинами на месте. Но после больших ливней это мало меняет ситуацию. Пока вода сама не испарится и не впитается в землю, город и горожане «плывут» в дождевых потоках и целых больших водоемах.
Увы, эксперты так и не нашли конкретного решения этой большой проблемы в нашей стране.
Между тем, метеорологи заявили, что в ближайшие дни Россию вновь накроют мощнейшие ливни, из-за этого в 14 регионах даже возможно введение режима ЧР.
Нижегородской области в их числе нет, так что паниковать не стоит. А вот сходить в магазин за резиновыми сапогами – пожалуй, самое время.
Фото из архива “ДВ”