Учитель географии, педагог дополнительного образования с большим стажем Ольга Евгеньевна Макарова выбрала свою профессию, едва окончив школу. Она решила учить детей не только конкретному предмету, но и воспитывать в них любовь к родной природе и необъятной Родине, дать навыки выживания и умения помогать другим, а главное – всегда оставаться порядочным, честным и справедливым человеком. Работа стала жизнью, признается сейчас Ольга Макарова. Ведь не только она учит уму-разуму подопечных, но и они постоянно привносят в быт и философские взгляды учителя что-то новое – позитивное и разнообразное. Ольга Евгеньевна поделилась с «ДВ» своей биографией, где она – учитель, вожак, педагог, многодетная мама и всегда целеустремлённый, активный и неунывающий человек.

Из вожатых – в скауты

Ольга Макарова родилась в Дзержинске, окончила школу №26. Уже в старших классах понимала: хочет быть учителем, чтобы дать полезные знания и достойное воспитание детям. Выбор предмета сначала был очевиден: физкультура. Сама Ольга – всегда подтянутая, спортивная, энергичная, уже в юные годы была кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам.

Сразу по окончании школы она пошла работать вожатой. Во-первых, не хотелось ни на минуту расставаться со школой, во-вторых, пример работы с пионерами ей подала тогдашняя школьная вожатая, а ныне тоже педагог допобразования Елена Борисовна Штыркова.

Поступать в вуз Ольга Евгеньевна решила заочно, но на специальность учителя физкультуры брали только очников. Тогда она поступила на факультет географии. В областном пединституте (ныне – Мининский университет) на нем можно было учиться и заочно.

Шли 90-е годы, и становилось понятно, что Союз доживает последние дни, а с ним и пионерская организация. Но было очевидно и то, что общественное школьное движение на этом не поставит точку в своем существовании, оно обязательно найдет другие пути и формы развития.

В 1991 году Ольга Макарова в качестве старшей вожатой побывала в «Артеке», где проходил слет пионерской организации со всей страны. Там обсуждали новые формы работы со школьниками во внеурочном формате. На этой встрече девушка познакомилась с новым детским движением – скаутингом, который, на первый взгляд, был похож на уходящее в прошлое пионерское движение.

Так, постепенно Ольга Евгеньевна привнесла основы нового для Дзержинска молодежного течения, объединив школьников в возрасте от 7 до 17 лет, а позже – и взрослых.

Скаутское движение в Дзержинске под началом Ольги Макаровой быстро получило известность и вышло за пределы одной школы.

Возглавить новое направление – объединение скаутов-разведчиков ее пригласила во Дворец детского творчества тогдашний директор Людмила Юдина.

Сегодня в ДДТ оно разрослось до 200 человек. Юные скауты делятся по возрастам на 7 групп. Всех их учит новому, полезному, интересному Ольга Евгеньевна Макарова.

Везде – плечом к плечу

Рассказывать о педагоге в отрыве от скаутского движения сейчас просто невозможно. Ольга Евгеньевна не только ассоциируется с большим отрядом своих подопечных, а слилась с ним в одно целое, растворилась в любимом деле, которое стало ее повседневной необходимостью – самой жизнью.

«Каждый день в вечернее время в теории и на практике учу своих юных разведчиков азам скаутинга. Если рассказывать очень просто, то начинаем с самыми маленькими с рисунков родной природы, а со старшими выходим на местность, чтобы в этой же самой природе научиться выживать. Как только выдается подходящая погода, каждый день, включая субботу, мы тренируемся ориентироваться на местности, применять подручные предметы для защиты и выживания, спасать из условной полыньи «провалившегося» человека, пересекать болото, оказывать первую медицинскую помощь, разводить костер в любых условиях, находить воду и еду, не имея их с собой. Летом ходим в походы в пригородные леса, учимся жить на природе. Это воспитывает самостоятельность, ответственность, умение организовать быт в не самых комфортных условиях и, конечно, очень сплачивает. Скауты – лесное братство во всех смыслах», говорит Ольга Макарова.

Вообще лето – это пора, когда дзержинские скауты практически не расстаются друг с другом. До, после и между походами в лес они так же с палатками и рюкзаками выбирают более дальние маршруты – по всей стране. Выбор местности, конечно же, всегда неслучаен. На Байкале оценили ширь, мощь и красоту родной природы, близ Великого Новгорода помогали восстанавливать старинный православный храм (вера вообще играет важную роль в становлении всех настоящих скаутов как личностей), были на Черном море, в Карелии, на Урале и многих других самых величественных уголках России.

Скаутов не спутаешь с другими путешественниками. Они облачены в специальную форму, имеют особые «лесные» имена, воспитаны, подтянуты, организованы и всегда в бодром и хорошем настроении. А впереди – Ольга Евгеньевна Макарова, начальник всей нижегородской дружины скаутов-разведчиков и, как помним, ее основатель.

Свободное время – только сон

Каждый день Ольги Макаровой проходит примерно по одному и тому графику. С утра она в школе №27 ведет уроки географии у учеников 5-11 классов, потом едет во Дворец детского творчества и с 16.00 до 19.30 занимается в общей сложности с пятью группами скаутов.

Вернувшись домой довольно поздно, занимается хозяйственными делами и садится готовиться к урокам и занятиям на следующий день. У педагога трое детей: взрослая дочь и сыновья-подростки. Все, конечно же, тоже скауты. Поэтому все, что можно сделать по дому без помощи и присутствия мамы, в том числе домашние задания, выполнены до ее возвращения с работы.

Тем не менее, после всех своих многочисленных дел Ольга Евгеньевна успевает пообщаться со всеми домочадцами: расспросить о делах текущих, дать наставления на будущее, помочь, если в этом есть нужда.

Глубоким вечером, а скорее уже ночью наша героиня ложится спать. Подушка – звонок будильника – завтрак на бегу – школа – Дворец – дом.

Урок – разговор на равных

Быть учителем – сложная задача, признается Ольга Евгеньевна. Но даже не потому, что приходится постоянно много нового изучать самой, искать каждый раз что-то интересное и необычное, чтобы дети замерли от удивления и запомнили новый материал во всех деталях. А еще по причине бесконечного поиска порой очень хрупкого мостика к каждой детской душе.

«В советское время каждый учитель был обязательно еще и воспитателем. Между взрослым и ребенком устанавливался психологический контакт, построенный на внимании, доверии и искреннем участии. Учителя, особенно классные руководители, точно знали, где и как живет ребенок, кто его родители, какие отношения у них в семье, какие могут возникнуть риски и трудности у этого ребенка. Сегодня педагоги, в основном, обязаны только донести знания. Но без внеурочного общения не выстроить связи, основанной на авторитете и уважении к учителю. А если не сложится такого контакта, то ребенок не будет даже слушать, что ему говорят в школе взрослые. Спокойно и ненавязчиво подать себя умным, чутким, справедливым наставником – это особое мастерство, к которому рано или поздно приходит любой настоящий учитель»,снова рассуждает педагог.

Объехав разные уголки страны, она преподает географию не только по учебнику и картам, а доносит личный жизненный опыт, свои впечатления, цепляет реальными деталями, привлекает внимание к теме, чтобы она была интересна и новые знания невозможно было забыть.

Например, при изучении другого государства, материка, да хоть совсем небольшого города на краю света речь на уроке географии всегда заходит о быте, привычках, традициях проживающих там народов. Почему у них не так, как у нас? А как должно быть у нас, чтобы всем стало жить легче и проще?

«Порой такие бурные дискуссии происходят, что продолжаются и на перемене, и на следующих уроках. Ребята спорят, глаза горят, доказывают свою точку зрения. Я наблюдаю, но никогда не говорю, что чье-то мнение верное, а чье-то нет. Однажды одна девочка высказалась, что всех пожилых людей нужно подвергать эвтаназии, потому что они все равно живут очень трудно – болеют, страдают. И это гуманный путь. Вы бы видели, что началось в классе! С ней спорили, эмоционально доказывая, что о престарелых людях нужно заботиться, тем самым облегчая их жизнь. Я не вмешивалась, не говорила, что думаю на этот счет сама. Но это была полемика на равных, где в итоге, конечно же, победила жизнь», делится учитель.

Нам было очень интересно узнать у Ольги Евгеньевны, как она относится к современному статусу школы, которая с советских времен претерпела немало изменений. Когда в школе училась сама Ольга, авторитет учителя не нужно было завоевывать, он устанавливался априори, уже на том основании, что в школе работает человек, который отдает свои знания, силы, опыт, здоровье и, наконец, годы жизни детям. Сейчас главные в школе – дети, и если они, допустим, пожаловались дома на учителя, оправдываться придется ему. Причем многие родители здесь упрямы, безжалостны и бескомпромиссны.

Ольга Макарова соглашается: да, порой с родителями нынче общаться сложнее, чем с детьми. Особенно с теми, которые сами когда-то в детстве остались на распутье, без должного воспитания и идеалов – в 90-е годы. А вот дети, по ее мнению, одинаковы во все времена. Увлеки их интересной темой, покажи собственную ненаигранную привязанность, сблизься до доверия, но при этом всегда оставайся выше – и даже самые сложные ученики будут стараться учить предмет и безоговорочно слушать и уважать такого педагога.

С детьми – без выходных

Каждый день между школьными уроками и занятиями в ДДТ у Ольги Евгеньевны есть всего какой-то свободный час – на дорогу и совсем крошечный отдых. В этот момент нам и удалось с ней пообщаться, поэтому долгого разговора, увы, не получилось. Но он, наверное, был и не нужен. Достаточно взглянуть в «живые» глаза педагога, ее как будто вовсе не знающий усталости открытый взгляд, почувствовать почти бешеную энергетику, чтобы понять: она на своем месте – занимается любимым делом, им и живет. И общение со всеми скаутами это не рутина, а удовольствие.  

Чем же занимаются самые маленькие разведчики ДДТ со своей Быстрой Куницей (это скаутское имя Ольга Евгеньевна тоже получила за сверхстарания, сверхумения и сверхпреданность делу)? В день нашего знакомства с педагогом они изучали глубокую историю – эру динозавров. Сначала на эту тему был фильм с помощью проектора, потом создание собственных «динозавров» в специальных книжках-папках, которые приготовила к уроку наставник и, конечно, дальше начались разговоры, рассказы, вопросы и ответы о когда-то живших на Земле, но давным-давно вымерших существах.

Родители, которые привели малышей на занятия к Ольге Евгеньевне, по секрету тоже делятся примерами ее безудержной преданности детям. В свой единственный выходной – воскресенье – учитель никогда не сидит дома, может моментально организовать мини-поход и «пропасть» в каком-нибудь лесу с группой своих подопечных. Причем их оттуда, как порой и с уроков географии, с занятий во Дворце, не может выманить никакая сила. А почему? Потому что рядом с Ольгой Евгеньевной Макаровой интересно, захватывающе и «такого же еще не было никогда в жизни».

Зная любовь учителя к походам, родители скаутов однажды подарили ей на день рождения надувную лодку, мол, пусть педагог, так привязанный к природе, покатается в одиночестве да отдохнет от занятий, расслабится на водной глади реки. Как бы не так! Предводитель скаутов пошла кататься на новой лодке опять же с детьми, да еще каждому из «пассажиров» сама купила спасательный жилет. И опять в воскресенье!

Отдельной главой

Текст этой статьи, возможно, было бы необязательно писать, если перечислить все награды, регалии и заслуги учителя Ольги Макаровой в самом начале.

Она награждена Почетной Грамотой Министерства образования Нижегородской области, многочисленными медалями и высшей наградой Организации российских юных разведчиков «Белый медведь», Почетным знаком «За верность детству!», утвержденным Министерством образования Нижегородской области.

Ольга Евгеньевна стала победителем городского конкурса профессионального мастерства «Профи-2005». Она также является финалистом Всероссийского конкурса «Серафимовский учитель-2014».

В 2020 году учитель из Дзержинска победила в номинации «Эффективные педагогические практики при реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ социально-педагогической направленности» конкурса дополнительных программ и методических материалов по вопросам дополнительного образования и воспитания детей Нижегородской области.

Можно не сомневаться, что этот список будет пополняться и дальше, как и число тех, кого увлекла, привязала, научила и повела за собой Ольга Евгеньевна Макарова.

P.S. 5 октября отмечался Международный день учителя, а сегодня, 7 октября, 88 лет исполняется Дворцу детского творчества. Мы поздравляем и благодарим за труд всех дзержинских педагогов и сотрудников Дворца, в числе которых учитель Ольга Макарова.