Недавно мы рассказали о посещении выставки, открывшейся в День военных госпиталей – 23 апреля – в ДК завода им. Свердлова, тематической фотовыставки «Госпитали Дзержинска», посвященной эвакуационным госпиталям, действовавшим в городе Дзержинск и Дзержинском районе в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.
Помимо подборки фотографий – свидетелей суровых и напряженных будней лечебных учреждений военной поры и информационных стендов, описывающих огненные страницы боевого пути двух дзержинских эвакогоспиталей, ушедших вслед за наступающей советской армией и встретивших Великую Победу на германской земле, организаторами выставки было уделено внимание и составу, доставившему с фронта в Дзержинск первую партию раненых – постоянному военно-санитарному поезду № 347.

В воспоминаниях ветеранов и рассказах о Великой Отечественной войне мы довольно часто слышим о полевых медицинских пунктах, медицинских санитарных батальонах, полевых и эвакуационных госпиталях. Вклад этих специальных воинских частей и их коллективов в спасение жизни и здоровья советских солдат велик. Гораздо реже упоминается о военно-санитарных поездах. Хотя, помимо своего прямого предназначения – оказания квалифицированной медицинской помощи и эвакуация в тыл для дальнейшего лечения и реабилитации раненых и больных красноармейцев, наряду с боевыми частями рабоче-крестьянской, а позже и советской армии, эти подразделения медицинского обеспечения сталкивались «нос к носу» с «озверевшим» противником и вступали с ним в бой.
Когда началась Великая Отечественная война, сомнений в необходимости формирования военно-санитарных поездов, положительно зарекомендовавших себя ещё в Первую мировую, у советского руководства не было. Уже 24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщения дал указание в кратчайшие сроки сформировать 288 военно-санитарных поездов. А через два дня в действие вступило «Положение о военно-санитарных поездах» за подписью заместителя наркома обороны СССР С.М. Будённого. Для таких составов было выделено 6 тысяч вагонов, определён штат железнодорожников в бригадах и места формирования поездов.
Военно-санитарные поезда были двух типов: постоянные и временные. Первые предназначались для перевозки раненых и больных из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронтовых и внутренних районов. Они состояли из 17–18 вагонов с плановой ёмкостью 374–507 мест, в том числе для тяжелораненых – до 147.
Временные военно-санитарные поезда, так называемые санитарные летучки, занимались эвакуацией от прифронтовых станций до госпитальных баз армий, перемещались на небольшие расстояния и вывозили в основном раненых лёгкой и средней тяжести в ближайший тыл. Поэтому они состояли из грузовых крытых вагонов, переделанных для перевозки людей. Их ёмкость от 598 до 857 мест, из которых порядка 350 предназначались для тяжелораненых.
К началу 1942 года было сформировано порядка 700 военно-санитарных поездов: 260 постоянных и 137 временных.

Военно-санитарный поезд состоял минимум из 12 вагонов. Как правило, состав включал в себя вагон-мастерскую, вагон-электростанцию, вагон-кухню, вагоны-лазареты для перевозки раненых, вагон-операционную, штабной вагон – он же вагон для персонала, цистерны для воды ёмкостью 50 м3, двухосный полувагон для топлива, платформу для автомашин и телег. Поезду нужно было максимально углубиться до линии фронта, чтобы забрать раненых солдат, такие поезда брали до 500 человек – тяжелораненых и бойцов с ранениями средней тяжести. Неотложные операции проводились военврачами прямо во время движения поезда.
Специальных медицинских вагонов в тот период не производилось, а потребность в таковых, тем более в период ожесточенных боёв, была очень велика, поэтому немалые усилия работников вагоностроительных и вагоноремонтных заводов страны были сосредоточены на переделке из 20,2 метровых пассажирских купейных и плацкартных вагонов, 50 тонных крытых грузовых вагонов в специальные медицинские железнодорожные вагоны различного предназначения.

11 июля 1941 года военно-санитарный поезд № 347, следовавший в Горький, доставил первых раненых в Дзержинский госпиталь № 2850. Затем эшелоны прибывали в город один за другим, причаливали пароходы с Оки: только за месяц город принял более полутора тысяч солдат и офицеров. На станции их ожидали грузовые и санитарные машины, подводы, собранные со всего города. Нередко санитарные поезда загоняли не на запасной путь завода Свердлова или железнодорожную ветку силикатного завода, а ставили на четвертый путь у канатной фабрики – позади товарных составов.

В условиях, когда немецкая авиация господствовала в воздухе, а танковые клинья противника пробивали нашу оборону в разных местах, санитарные поезда стали объектом постоянной охоты немецких летчиков и танкистов. Их не смущало наличие красных крестов – знака международной организации «Красного креста» и отсутствие защиты поездов.
Из воспоминаний военных медиков – персонала военно-санитарных поездов:
«…Тогда нам казалось, что так и должно быть на войне: красный крест в белом круге – островок милосердия, он вне жестоких законов войны. Бомбить нас стали, как только поезд отошел от станции погрузки. Не красные кресты, оказывается, нас охраняли, а сам вокзал, который фашисты рассчитывали использовать, когда возьмут город, и потому берегли. А красный крест был едва ли не самой любимой целью для немецких летчиков – он не мог ответить огнем».

Санитары и сёстры принимали раненых бойцов, прибывших с поля боя – снимали с них окровавленные гимнастёрки и брюки, резали на перебитых ногах сапоги, полные крови, обрабатывали раны. Трое приглашенных из городских больниц хирургов в вагоне – аптеке делали неотложные операции – всего за три дня их было сделано около 150. Под обстрелом и бомбёжкой в поезд было погружено свыше девятисот раненых и больных, в том числе 67 пациентов детской больницы. Погрузку поезда закончили 5 июля, а выехали только 7 июля – после того, как железнодорожники восстановили разрушенные коммуникации. Уже 8 июля в город вошли немцы.
Поезда возвращались с фронта не менее “раненые”, чем те, кого они привозили в госпитали. На многих станциях были организованы пункты ремонта таких “раненых поездов”.
По воспоминаниям москвички Анны Авилочевой, которая всю войну была медсестрой военно-санитарного поезда (ВСП) № 347, медперсонал и военврачи ВСП совершали чудеса профессионализма и стойкости. Сама она не раз отыскивала раненых бойцов и выносила их с поля боя.
В тот день ей удалось спасти около 30 солдат.
Особенно запомнился девушке тяжелораненый девятнадцатилетний Алексей Фирсов. Его сразу прооперировали.
Та операция прошла удачно, прооперированного позже перевели в тыл в эвакогоспиталь.

Анна Авилочева, будучи к лету 1941 года уже дипломированным медработником, в первый день войны получила повестку на фронт. На сборном пункте на Савёловском вокзале города Москвы её и распределили в военно-санитарный поезд № 347, приписанный позже ко 2-му Украинскому фронту.
«В поезде нашем было 12 вагонов. На вагон – до 60 раненых и одна медсестра, – вспоминает Анна Абрамовна. – Иногда дежурства длились сутками, спали по два-три часа. Я перевязывала, делала уколы, поправляла одеяло, поила водой, кормила с ложечки. И постоянно говорила: «Война скоро кончится, мы победим! Вы вернётесь домой, вас ждут. Вы поправитесь!» Солдаты улыбались в ответ и благодарили: «Ты – наш ангел-спаситель».
Несмотря на напряженную бессонную работу, медицинский персонал военно-санитарных поездов часто оказывал необходимую медицинскую помощь и местным жителям железнодорожных станций, где производились плановые и вынужденные остановки. На маленьких полустанках и разъездах ходили бригадами по домам, врачи и фельдшеры брали с собой медицинские чемоданчики, оказывали так необходимую врачебную помощь жителям, женщинам, старикам и детям.

Также нередко в поездах организовывались агитбригады из числа медицинского персонала – девушки пели, плясали, читали стихи раненым. Во время стоянок, когда позволяло время и возможности, самодеятельные артисты давали концерты на вокзалах и станциях, в колхозах и совхозах.

Уже отгремели бои, уже взят Кёнигсберг и над Рейхстагом в Берлине водружено знамя Победы, уже не стало линии фронта, уже и враг капитулировал, а военно-санитарные поезда всё не прекращали своих рейсов. И в Чехии, и в Польше, и в Германии ещё долгие послевоенные месяцы не обходилось без раненых советских солдат.

В современной России вагоны военно-санитарных поездов Великой Отечественной стали музеями или их экспонатами – как памятники свидетелям исторической правды и мемориалы подвигу спасителей – медиков и железнодорожников времён Великой Отечественной войны. Хочется верить, что эту память никто и никогда не сможет ни стереть, ни изменить, никто и никогда не спишет в архив.
Материал подготовлен АНО «Центр патриотической работы «Отечество»