Областные чиновники не увидели никакого криминала в раскопках на территории яхт-клуба «Капитан» между Глубинкой и Окой. Озеро – часть регионального памятника природы, река – федеральный водный объект, а «Капитан» – сравнительно мелкая загородная база, которая наращивает экспансию на заповедные желнинские места вдоль окских берегов. Под дома и дороги уничтожается лес, кромсается высокий берег Оки, роются котлованы, не хватает еще только шлагбаума на самой судоходной реке. А сейчас коммерсанты, кажется, пытаются воплотить свой давнишний замысел по соединению Оки с Глубинкой, чтобы сделать из последней стоянку для зимовки лодок.
Картина маслом
Шокирующую картину дзержинские общественники засвидетельствовали в январе текущего года, когда в очередной раз проинспектировали берега Оки в поселке Желнино. Первое, что бросилось в глаза экологам, – нещадно вырубленный лес. Было очевидно, что рубки велись под новую дорогу и расширение существующей. Оба пути вели к яхт-клубу. А за забором загородного комплекса, его так называемой второй очереди, общественники увидели гигантский котлован.
Руководитель Нижегородского регионального отделения союза «За химическую безопасность» Дмитрий Левашов прикинул тогда, что глубина рукотворной канавы составляет шесть-семь метров.
И тогда же экологи предположили, что канал, в котором уже зимой стояла вода, появился для соединения Оки с Глубинкой. Скорее всего, коммерсанты уверенно двигались к своей первоначальной задумке по превращению Глубинки в стоянку для судов клиентов яхт-клуба.
Председатель совета общественного движения «Голос Дзержинска» Сергей Вилков также не нашел других причин, чтобы разделить эти два участка, которые прежде соединяла дорожка. Общественник заявил, что соединение Глубинки с Окой может уничтожить озеро, входящее в состав памятника природы.
Тихо, молча, без следов
Общественники, разумеется, обратились в региональное министерство экологии и природопользования, а также в Росприроднадзор, написали лично на официальной странице в соцсети «ВКонтакте» главе ведомства Светлане Радионовой. А еще активисты обратились через соцсети к дзержинцам в надежде отыскать свидетелей противозаконных вырубок леса. Ну а в части рытья котлована у общественников не было никакого сомнения в том, что это дело рук хозяев участков на окских берегах. Экологи убеждены, что и рытье котлована, равно как и несанкционированные рубки растительности противозаконны и уголовно наказуемы. В частности, раскопки, по мнению общественников, были ничем иным, как незаконным недропользованием, за что предусмотрены и довольно высокие административные штрафы, и даже реальный уголовный срок.
Но, увы и ах, все усилия оказались тщетными. Минэкологии заявило, что не в силах разыскать неизвестных дровосеков, это-де не функции чиновников, а дело полиции, куда министерство и перенаправило поступившие материалы. Полиция виновников, по нашим сведениям, до сих пор не нашла. Не откликнулся никто и из возможных свидетелей лесоповала в районе «Капитана». При этом министерство, отвечая общественникам, странным образом проигнорировало вопрос добычи песка, не сказав ни слова о вырытом канале в пределах второй очереди яхт-клуба. Мы также обратили на это внимание, потому решили отдельно спросить министерство о результатах проверки относительно незаконного недропользования, если такая вообще проводилась.
Метры имеют значение
Оказалось, что областные чиновники не увидели ничего криминального в рукотворном водоеме рядом с Окой. В марте минэкологии, получив обращение Дмитрия Левашова, возбудило административное дело по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ («Пользование недрами без лицензии…») в отношении коммерческого предприятия. Чиновники не указали название юрлица, против которого велось расследование.
Однако несложно догадаться, что фигурантом дела стало ООО «Яхт-клуб «Капитан» во главе с Андреем Овсянниковым. Дело в итоге закрыли. Со ссылкой на ч. 2 ст. 6.5 ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» минэкологии сообщило, что разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон допускаются, но на основании лицензии на пользование недрами. Однако тут же чиновники сослались на другие нормы законодательства (стст. 40, 41 Земельного кодекса РФ), согласно которым землевладельцы вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на участке ископаемые. В таком случае лицензии на недропользование не требуется.
Министерство обращает внимание, что на фотографиях Дмитрия Левашова отсутствуют факты проведения земляных работ и добычи грунта. Работу тяжелой спецтехники общественникам по прибытии на место не удалось засвидетельствовать, виду предстал только обводненный карьер. Поэтому по фото, действительно, было трудно установить точную глубину земляного бассейна. Между тем в вопросах недропользования это весьма существенно, так как по законам именно глубина раскопок на собственном участке имеет существенное значение. Если раскопки глубже пяти метров, то для этого уже необходима соответствующая лицензия. Все, что до этого уровня, выходит, можно копать для собственных нужд?
Как выйти сухим из воды?
Глубину «капитанских» раскопок показала топографо-геодезическая съемка, выполненная в январе и феврале текущего года. Исследования показали, что максимальная глубина котлована составила 3,44 метра. Правда, там, где речь идет о съемке, говорится не о рытье котлована, а о планировке рельефа. Интересно, что же коммерсанты распланировали таким образом? Быть может, эта канава все же не часть грандиозного сооружения для соединения реки с озером, как полагают общественники, а, например, будущий искусственный водоем с карасиками и уточками?
Хорошо, пусть котлован во владениях яхтсменов не попадает под недропользование, но ведь и на земляные работы необходимы какие-то разрешения. Но и тут министерство встало на сторону «Капитана». В рамках административного расследования чиновники установили, что «земляные работы на территории предприятия проводились на землях населенных пунктов в 2018 году».
Основанием для раскопок стало разрешение административно-технической инспекции администрации Дзержинска от 12 декабря 2017 года. Однако, по утверждению общественников, которые мониторят расширение «Капитана», пытаясь ему противодействовать, котлован образовался там в промежуток с осени 2019 года по начало зимы 2020-го, то есть уже за рамками выданного разрешения.
Обычно такого рода документы даются на прокладку различных коммуникаций трубопроводов, электрических кабелей, а тут – грандиозный котлован. Но областные чиновники, кажется, убеждены, что раскопки проводились в строго оговоренный разрешением дзержинской администрации период, то есть в течение 2018 года.
Если отталкиваться от этого, то и сроки давности привлечения к административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования уже истекли. По КоАП РФ (ст. 4.5) они составляют всего один год со дня совершения административного правонарушения.
Засим чиновники, бдящие за сохранностью окружающей среды в регионе, изволили откланяться. Благодаря проведенной ими работе по обращению дзержинских общественников яхт-клуб «Капитан» со всей чертовщиной, что творится на окских берегах, в очередной раз вышел сухим из воды.
Вопросов больше, чем ответов
Однако дзержинские общественники, которых мы, разумеется, познакомили с результатами расследования министерства экологии, не удовлетворились таким ответом и решили, что называется, не останавливаться на достигнутом. Так, например, экологов заинтересовало, какая именно организация и по чьему заказу выполняла топографо-геодезическую съемку на территории второй очереди «Капитана». Ведь именно ее заключение и стало одним из оснований для решения о прекращении административного производства.
А и вправду интересно, кто же выступил заказчиком топографии и геодезии? Если это само ООО «Яхт-клуб «Капитан», то стоило ли принимать на веру такого рода исследования? У нас ведь давно повелось, что экспертные, пусть аттестованные и аккредитованные организации, выполняют волю своего заказчика. В этой связи вспоминается история со сносом самовольного пристроя к дому на проспекте Свердлова, 76. Жители «панельки» очень долго, через суды, добивались сноса этого самостроя.
Когда дело дошло до исполнительного производства, хозяева постройки представили заключение независимой экспертизы, которая указала на то, что снос пристроя приведет к повреждению материнского строения. Однако собственники МКД оспорили экспертизу. В итоге демонтаж коробчонки никак не повредил панельную пятиэтажку. Вот и в случае с «Капитаном», визуально, и по фото, и непосредственно на месте глубина котлована тянет на 6-7 метров вниз, а по документам вышло не больше трех с половиной.
Общественники интересуются также, проводили ли специалисты минэкологии собственную проверку глубины извлеченного коммерсантами грунта, или ориентировались исключительно на фото Левашова и материалы топографической съемки? В этом случае, как надеются активисты, чиновники должны были сработать по принципу «доверяй, но проверяй». Тем более наверняка у министерства есть собственные специалисты по геодезии и картографии. Кроме этого, общественники настаивают на разъяснении того самого «установленного порядка», который позволяет землевладельцам использовать полезные ископаемые для собственных нужд.
И главное здесь, как считают активисты, это то, каким образом «установленный порядок» соотносится с положениями Водного кодекса РФ. А в последнем четко конкретизировано, что в водоохранных зонах разведка и добыча ископаемых допускается только при наличии лицензии. В Земельном кодексе, как настаивают в «Голосе Дзержинска», все-таки говорится про участки за пределами водоохранных зон, а в Водном четко сказано, что копать у воды без лицензии нельзя.
Есть и еще один важный вопрос, который хотят прояснить для себя общественники. Учитывало ли мин-экологии, что раскопки велись в ложбине, через которую в период половодья Глубинка сообщается с Окой? В данном случае активисты напоминают, что озеро входит в состав особо охраняемой природной территории (ООПТ) регио-нального значения «Территория «Желнино-Пушкино-Сейма».
Земляные работы и добыча недр, по мнению экологов, могут привести к негативным последствиям для этой части ООПТ. Кстати, эксперты в сфере гидрологии, с которыми мы консультировались в процессе подготовки этого материала, заявили нам, что устройство котлована в русле Оки и ее водоохранной зоне негативно скажется на гидрологическом режиме водного объекта федерального значения. Познакомившись с фотографиями с места событий, наши собеседники также сошлись во мнении, что главной целью раскопок на землях «Капитана» была не добыча песка, а организация затона для зимней стоянки судов.
Если в министерстве, проводя расследование, принимали во внимание фактор ООПТ, то небезынтересно узнать, какие тогда меры в этой связи принимались к копателям? Если таковые отсутствовали, то опять-таки важно понять, в чем же причины бездействия, что привели к нарушению охранного режима памятника природы?
В завершение отметим, что реакции на обращение к главе Росприроднадзора до сих пор не последовало.
«ДВ» обещает информировать читателей о результатах расследования общественников вокруг очередной темной истории на прибрежной полосе Дзержинска.
Вадим Щуренков