- Обычно, проходя по городу, мы не гуляем бесцельно, а куда-то идем. А то и спешим. Некогда нам оглядываться по сторонам, обращать внимание на то или иное здание, задумываться над его историей и архитектурой. А зря, между прочим. Остановитесь как-нибудь на площади Дзержинского, осмотритесь, и вы вдруг обнаружите, что находитесь не просто на городской площади, а в музее советской архитектуры.
Много новых городов возникло в ХХ столетии на карте СССР. Вот на вскидку первые, пришедшие в голову: Комсомольск (на Амуре), Норильск, Навои, Северодонецк, Новомосковск, Кохтла-Ярве, Электренай, Ангарск, Волжск, Магнитогорск… Разумеется, этот краткий список можно продолжить до сотни наименований, если не до двухсот-трехсот. Новые города воздвигались и на Крайнем Севере, и на знойном Юге, и на Тихоокеанском побережье, и в центре страны, и на западных рубежах огромной страны. Они строились в разных климатических зонах, в разной культурно-этнической среде, но нечто единое делало их похожими друг на друга – это были СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ города.
Не будем вдаваться в подробности того, что отличает город социалистический от буржуазного. Это особая тема. Но отличия эти очевидны. Социалистический город, как правило, строился для обслуживания группы предприятий какой-либо ОДНОЙ отрасли промышленности. Именно так: не предприятия для города, а наоборот. Он рассчитан на массовость, коллективизм, унитарность. Здания такого города лишены элитарности, индивидуальности, бьющей в глаза роскоши. Предприятия торговли – даже очень крупные – таковыми по существу не являются, поскольку торговля при социализме заменена распределением. В таких городах начисто отсутствуют храмовые здания, банки (за исключением государственного), мелкие сервисные предприятия. Словом, социалистический город имеет свои несомненные свойства, и выражаются они через его архитектуру. Сама же архитектура, как и во все времена, отражает общественно-политический уклад и его господствующую идеологию.
Дзержинск – один из таких социалистических городов. Мне по роду своей профессии в свое время пришлось побывать в очень многих социалистических городах. Должен вам сказать, что наш Дзержинск – один из наиболее образцовых среди своих сверстников. Это мое убеждение не является мнением того кулика, что хвалит свое болото. Оно подтверждено официальным признанием. В свое время был составлен список исторических мест Советского Союза. В этот перечень было включено 139 городов огромной страны. И только два города, рожденных в ХХ веке, вошли в этот почетный список – Дзержинск и Магнитогорск. Вы представляете: в этом списке отсутствуют такие города, как Минск, Алма-Ата, Краснодар, Тамбов, Душанбе, но присутствует наш Дзержинск. Отличный повод гордиться городом, воздвигнутым нами – дзержинцами – всего за 80 лет.
Почему же Дзержинск удостоен быть включенным в этот список исторических мест Советского Союза? А вот именно за свою планировку и архитектуру, представляющую практически все архитектурные стили ХХ века. Вернемся на площадь Дзержинского. Осмотримся. Вот наша мэрия. Здание построено в стиле конструктивизма – модного течения в архитектуре времен 20-30-х годов прошлого века. О конструктивизме (и вообще об архитектурных стилях ХХ века) я вам рассказывал, когда мы отдыхали на лавочке на бульваре Мира.
Вот здания почты, ресторана «Ока», торговой палаты (бывший центральный универмаг). Это типичный псевдоклассицизм. Тут же гостиница «Дружба» и административное здание, где сегодня работают Городская дума и ряд учреждений. Тут мы уже видим обезличенную архитектуру, лишенную какой-либо художественной выразительности. Этот стиль возник во времена Хрущева, боровшегося с «архитектурными излишествами». До того доборолись, что убили саму архитектуру. И вот уж выросло на месте второй школы здание торгового центра «ДЗЕРЖИНЕЦ» в стиле а-ля-Европа, зримо утверждающее, что в наш социалистический Дзержинск по-хозяйски пришли новые – отнюдь не социалистические – времена.
Такую архитектурную разностильность мы легко обнаружим и на других улицах и площадях старой части нашего города. Однако дома – это всего лишь дома: воплощение художественной идеи с помощью камня, дерева, лепнины, колорита. Но эти дома населяли разные поколения дзержинцев. Они наполнены нашей памятью. Они, так или иначе, являются вехами нашей жизни. Они есть свидетели целой исторической эпохи, в пределах которой складывались наши биографии. Это не просто здания, иногда похожие на те, что мы встречали в других городах. Это Дома Нашей Памяти. Так давайте пройдемся вместе по некоторым, наиболее памятным из них. Вспомним их зодчих, людей, населявших их, их значение для облика и истории нашего города. Готовы? Тогда – вперед.
ДОМ СОВЕТОВ
Площадь Дзержинского, 1
В каждом городе – в маленьком, большом, в России или за ее рубежами – имеется свой Главный дом. Не потому он так зовется, что самый красивый или самый древний, или самый большой. Главный такой дом потому, что в нем пребывает Глава города, то есть самый главный городской начальник. Из такого дома тянутся все нити управления городом. В такой дом никогда не зарастает народная тропа.
По-разному в разных краях и временах зовется такой Главный дом – управа, муниципалитет, мэрия, ратуша, городской совет (stadtrathaus) и т.д. В Дзержинске Главный дом изначально назывался Домом Советов. Обратите внимание: не Дом совета, а именно Дом Советов. Это название говорило о том, что из этого дома осуществляется власть Советов, Советская власть. Кстати, и площадь, где находится наш Дом Советов, до апреля 1947 года называлась Советской: то ли в честь Советской власти, то ли из-за стоящего на ней Дома Советов.
Строительство дзержинского Дома Советов началось сразу же после переименования рабочего поселка Растяпино в Дзержинск (июнь 1929 г.). Во второй половине 1931 года строительство здания было завершено. Проект Дома Советов был выполнен в стиле конструктивизма – модном в те годы течение в архитектуре. Здесь же скажем, что проект был выполнен в московской архитектурной мастерской, возглавляемой академиком архитектуры М. Я. Гинсбургом – одним из столпов советского конструктивизма. Таким образом, наш Главный дом, помимо всего прочего, является еще и памятником архитектуры всероссийского значения и охраняется законом. По общепринятому мнению, архитектуру здания непосредственно разработал известный архитектор-конструктивист А. З. Гринберг, но я не видел ни одного чертежа или другого документа, подтверждающего это мнение.
Здание Дома Советов трехэтажное, несколько приподнятое над площадью с южной стороны, в плане имеющее форму буквы «Г». Как и положено в конструктивистском стиле, никаких внешних украшательств здание не имеет. За таковые можно, пожалуй, принять круглые колонны у главного входа, на которых покоится балкон, соединенный с Малым залом. Интерьер здания был тоже весьма скромен, лишен всяких роскошеств, даже несколько суров. Только в последние 20 лет некоторые кабинеты больших начальников обзавелись современным европейским дизайном, что, строго говоря, противоречит архитектурной идее академика Гринберга.
История Главного дома Дзержинска полностью соответствует истории нашей страны. Он был порожден на волне энтузиазма и романтизма, великих ожиданий народа в начале 30-годов ХХ столетия. Несмотря на то, что здание называлось Домом Советов, Домом Советской власти, фактическая власть находилась в руках городского комитета ВКП(б). Этот орган власти также размещался здесь же. Исполнительный городской комитет на самом деле был исполнителем решений, принимаемых в горкоме партии, хотя формально он был предназначен для реализации решений сессий депутатов трудящихся. Да и сам городской парламент практически не избирался, а назначался горкомом ВКП(б), хотя каждый названный горкомом депутат формально проходил процедуру выборов (без выбора), где, как правило, получал 99,9% голосов избирателей. Да и на сессиях городского совета редко, кто отваживался выражать мнение, отличное от того, какое выдвигалось горкомом партии. Фактически главой города был первый секретарь городского комитета ВКП(б)-КПСС.
В Доме Советов располагался городской комитет комсомола. Долгое время тут же находился печатный орган горкома партии и исполкома – редакция газеты «Дзержинец». Таким образом, Дом Советов был средоточием всей городской власти.
В середине 30-х годов он пережил трагедию сталинских репрессий, обрушившихся на страну. Один за другим были арестованы председатели исполкома Андрей Николаевич Куклев, Павел Васильевич Баташов, Николай Александрович Горшов. Еще крепче обрушились на горком партии. Вот последовательный список «врагов народа» – первых секретарей горкома, попавших под молот ежовщины: Страумит – Баташов – Елин – Исаков – Шаблыгин. Были также арестованы и второй секретарь Тихонов, и третий – Шашков.
Мне неизвестна судьба большинства этих людей (может, кто из читателей подскажет?), но Шаблыгин и Шашков выжили. В 50-е годы мне выпала честь работать на одном заводе с этими «врагами народа». Они занимали на ЧХЗ им. Калинина руководящие посты. Выжили потому, что своевременно был расстрелян главный палач советского народа Николай Ежов и наступил краткий период послабления. И Шаблыгин, и Шашков были без зубов – их выбили в застенках НКВД. Сергей Александрович Шашков как-то (после ХХ съезда КПСС, разумеется) мне рассказал в лирическую минуту, что ожидал расстрела каждую ночь в течение целого года. От этого ожидания он совсем поседел.
В разное время в Доме Советов работали выдающиеся отцы города, которым мы – горожане – многим обязаны. Устин Петрович Шевляков, Василий Федорович Клюквин, Анатолий Александрович Смирнов, Александр Игнатьевич Филиппов, Юрий Викторинович Макаров – все эти руководители города сделали очень многое, чтобы наш город стал таким, каким мы его видим сегодня. Подчас их деяния требовали риска и отваги. Мы обязаны знать их имена и хранить в своих сердцах благодарность к этим людям.
Дом Советов видел разные времена. Из его окон можно было наблюдать и суровую действительность войны, и бурное послевоенное развитие города, и медленный распад режима в конце 70-х – начале 80-х годов, и кипящее народное своеволие времен перестройки.
В 1990 году в Дом Советов пришли депутаты, впервые в истории города избранные демократическим путем. Этим городским советом помыкать абы как уже было невозможно. Горком КПСС был вынужден уже не диктовать этому органу власти, а сотрудничать с ним. Выдающуюся роль сыграл наш Главный дом в тревожные дни августовского путча 1991 года. Два здания на одной площади – Дом Советов и горком КПСС – решительно противостояли друг другу. Судьба молодой демократии висела в те дни на волоске. Нельзя здесь не отметить ясную, недвусмысленную, принципиальную позицию, занятую тогда заместителем председателя городского совета Виктором Федоровичем Сопиным. В результате поражения путчистов власть горкома КПСС уходит в небытие, и Дом Советов с этого времени становится единственным источником власти в городе. А после октябрьских событий в Москве (1993 г.) рухнула и Советская власть. Власть в городе распределяется отныне на две ветви – исполнительную и представительскую. Первую осуществляет городская администрация, вторую – Городская дума. С этого момента название Дома Советов становится неактуальным и не соответствующим сущности этого органа управления.
Поскольку новое длинное официальное название этого дома – «Администрация города Дзержинска Нижегородской области» – становится неудобным для быстрого произношения, описываемый Главный дом города становится в обиходе «мэрией». Соответственно, глава администрации для краткости именуется отныне мэром.
Дзержинская мэрия уже обросла своей историей. Главный кабинет дома занимали последовательно Виктор Федорович Сопин, Александр Николаевич Романов, Сергей Иванович Трофимов, Владимир Михайлович Бриккер, Виктор Валентинович Портнов. Каждый из них избирался на этот пост демократическим путем, пройдя жесткую (иногда до неприличия) предвыборную борьбу. Каждый набирал для управления городом свою команду. Конечно, успехи мэрии намного менее впечатляющие, чем во времена Советской власти. Но ведь и возможности у мэрии никак не сравнимы с возможностями Дома Советов во времена господства КПСС, которая располагала всей собственностью города и возможностью диктовать предприятиям свою волю. И все же за этими людьми следует признать заслугу поддержания жизнеспособности города в тяжелых условиях экономического кризиса. С недавних пор главный кабинет мэрии снова занимает Виктор Федорович Сопин. Оценка его деятельности еще впереди.
Здание мэрии – не самое красивое на площади Дзержинского. Но мы его должны ценить и охранять как важный памятник архитектуры и истории нашего города. С недавних пор под Большим залом мэрии разместился городской отдел ЗАГСа. До этого браки совершались на Свадебной площади – во Дворце химиков. Отныне для многих семей бывший Дом Советов становится весьма памятным местом в их семейной истории. Возможно, браки и совершаются на небесах, но регистрируются они в нашем городе в Главном доме. Здесь же получают свои самые первые документы и новорожденные дзержинцы. Еще один важный повод хранить благодарную память этому повидавшему виды дому.
-
Рубрику ведет Исаак Фельдштейн