Дзержинское время

Во вторник в пресс-центре «Территория Дзержинска» состоялся «круглый стол», посвященный широко обсуждаемой в последнее время проблеме эксплуатации аварийного причала для разгрузки соли в поселке Дачном. Это мероприятие заслуживало большого внимания хотя бы потому, что впервые с начала всей этой истории за одним столом, лицом к лицу, встретились представители всех заинтересованных сторон: специалисты надзорных и природоохранных организаций, экологи и владельцы проблемного причала. А потому дискуссия получилась довольно жаркой.
Отметим сразу, что из всех приглашенных проигнорировали «круглый стол» только представители дзержинской городской администрации. На нем не было ни самого главы Геннадия Виноградова, ни его первого зама Анатолия Слизова. Предыстория
Предысторию вопроса собравшимся напомнил Александр Красавин, генеральный директор ООО «Нижегородстройдиагностика». Именно его организация год назад обследовала соляной причал, принадлежавший тогда ОАО «Сибур-Нефтехим», и признала его аварийным. В заключении указывались значительный процент (более 50) коррозии, наличие сквозных щелей в площадке для выгрузки соли, плохое состояние причальной стенки. Все это могло стать причиной разлива большого объема соляного раст-вора и загрязнения почвы и воды в Оке.
Это заключение было приложено к материалам дела, по которому Дзержинский городской суд вынес решение о запрете эксплуатации причала. Формально деятельность причала тогда была приостановлена, однако чуть больше полугода назад «Сибур» продал причал транспортной компании «НН Авто». Та в свою очередь, пренебрегая решением суда и отсутствием необходимых деклараций, вновь начала активно использовать причал для разгрузки и хранения соли.
Деятельность появившегося хозяина стала поводом для новой волны проверок. В частности, к контролю за соблюдением природоохранного законодательства подключилась Приволжская транспортная прокуратура, природоохранная прокуратура, Департамент Росприроднадзора по ПФО, дзержинская экологическая организация «Вьюница».
9 июля в Нижнем Новгороде состоялась пресс-конференция, на которой транспортный прокурор Алексей Ворошилов сообщил, что он подготовил иск к собственнику о запрете эксплуатации до получения декларации соответствия техническому регламенту. Во вторник он подтвердил, что иск подписан, 6 августа с постановлением будет ознакомлен владелец причала. Последнему грозит штраф до 30 тысяч рублей, а также приостановка деятельности на 90 суток. «Этого мы и будем добиваться», – подчеркнул прокурор. Нарушения есть, но нарушений нет
На нижегородской пресс-конференции представителей компании «НН Авто» не было, однако спустя несколько дней руководство фирмы распространило пресс-релиз, в котором уверенно заявило, что все обвинения в их адрес беспочвенны. Поводом для такой уверенности стала проверка Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу. Департамент «не обнаружил нарушений в эксплуатации причального комплекса» и выдал руководству «НН Авто» постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с формулировкой «за отсутствием события правонарушения».
Во вторник за «круглым столом» в Дзержинске точку зрения Росприроднадзора представляла Валерия Лебедева, заместитель начальника отдела контрольно-надзорной деятельности и претензионной работы Департамента Росприроднадзора по ПФО. Она рассказала, что рейд по выявлению нарушений законодательства при эксплуатации причала в водоохранной зоне поселка Дачный ее ведомство проводило по заявке ЭАНО «Вьюница». На основе визуального осмотра специалисты Департамента пришли к выводу, что попадание соли с причала в Оку невозможно, так как есть бордюр и лотки, по которым раствор соли попадает в специальный резервуар. Территория забетонирована, открытых участков земли нет.
Окончательно встав на защиту владельца причала, Валерия Евгеньевна также рассказала, что при покупке сооружения «Сибур» не поставил в известность руководство транспортной компании ни о плохом состоянии причальной стенки, ни о решении суда о закрытии причала.
Проверка Росприроднадзора стала первым поводом для дискуссии. Вначале высказался помощник руководителя Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Сергей Гучин. Он обратил внимание на то, что определить, имеет ли негативное влияние причал на экологическую ситуацию в этом районе, то есть загрязняется ли почва и вода солью, можно только через лабораторные исследования, но уж точно не путем визуального осмотра. Дальше на представительницу надзорного органа накинулись и другие участники «круглого стола». Суть всех претензий можно отнести к одной фразе, прозвучавшей из уст депутата Законодательного собрания Сергея Лескова: «Росприроднадзор никогда ничего не видит – ни Белого моря, ни Черной дыры…» Валерия Евгеньевна, надо сказать, стойко отстаивала «честь мундира» и попросила с большим уважением относиться к ее службе, а также заявила, что при проверке перед ней стояли другие задачи, а именно выявление нарушений законодательства в водоохранной зоне. Если честно, что стоит за этой формулировкой, так и осталось непонятным.
Невиноватые мы…
Владелец соляного причала Анатолий Щетков начал с того, что его компания «вдохнула вторую жизнь в это предприятие»: «Мы создали 70 рабочих мест, поддерживаем расположенный рядом пруд, где водится рыба, на осень запланировано озеленение территории». Но главное, что прозвучало в речи Анатолия Александровича, это то, что его организация постоянно проводит исследование воды, и, согласно его результатам, отклонения по показаниям концентрации соли в ней «нулевые». Он также рассказал, что причальная стенка после некоторой реконструкции находится в хорошем состоянии, ее верхняя отметка составляет 75 метров, а значит даже в сильное половодье причалу ничего не грозит. Для оценки экологического состояния порта фирма привлекает международную экспертную компанию, и в ближайшее время будет оформлена вся необходимая документация.
На эту радужную и оптимистичную информацию оппоненты господина Щеткова ответили недовольным хором. В частности, директор «Нижегородстройдиагностики» Александр Красавин заявил, что фирма ОАО «Гипроречтранс», которую привлекает «НН Авто» для обследования своих сооружений, не имеет соответствующей аккредитации. И вообще эксплуатация причала возможна только после капитального (он подчеркнул это слово) ремонта.
Кстати, за «круглым столом» не прозвучали эти цифры, но ранее руководство транспортной компании заявляло о том, что уже инвестировало в реконструкцию причальных сооружений 40 млн рублей. Правда, далеко не все эти деньги пошли на укрепление причальной стенки, часть их была потрачена, например, на покупку техники. Тем не менее, по оценке той же «Нижегородстройдиагностики», на капитальный ремонт причала необходимо от 240 до 300 млн рублей. Так что «реконструкция» аварийных сооружений силами «НН Авто» скорее похожа на «латание дыр».
Представитель природоохранной прокуратуры Сергей Гучин также напомнил расшумевшимся участникам «круглого стола», что если уж и оценивать действия хозяина причала, то нельзя забывать о решении городского суда и о том, что сначала все-таки нужно было получить все разрешительные документы (а значит, привести причал в приличное состояние) и только потом продолжать его эксплуатацию.
А исполнительный директор ЭАНО «Вьюница» Владимир Орехов вновь поднял проблему транспортировки соли с причала: «Соли там немерено! Как ее будут увозить? Через поселки большегрузами? Хотелось бы знать, кто-нибудь вообще об этом думал?». Вопрос так и повис в воздухе… Когда нельзя, но очень надо
Под занавес мероприятия мысли многих собравшихся озвучил депутат Законодательного собрания Сергей Лесков: «Давайте не забывать, – начал он, – что за этим причалом стоит крупное кстовское предприятие «РусВинил», для производства которого и нужна вся эта соль. Это огромный бизнес, поэтому кто бы что ни говорил, никто не позволит сейчас этот порт закрыть. Но наша задача сделать так, чтобы никому не навредить».
Подводя итоги «круглого стола», участники, в общем-то, согласились с тем, что если причал будет работать, то для Дзержинска это неплохо. Это и дополнительный доход в бюджет, и рабочие места. Но причал должен быть абсолютно безопасен для окружающей среды. На наш взгляд, существуют две составляющие печальной «причальной» проблемы: техническое состояние сооружений и экологическая ситуация в районе, где он расположен. Они неразрывно связаны друг с другом, одна вытекает (в прямом смысле) из другой. И очевидно, что недостаточно скрупулезного изучения дыр в причальной стенке. Нужны реальные и независимые(!) лабораторные исследования почвы и воды, которые покажут, действительно причал наносит экологический урон тому району, где он находится, или нет. Пока же приходится на слово верить директору транспортной компании, утверждающему, что какая-то лаборатория подтверждает «нулевые» показатели соли в пробах воды.
Это же касается и технического состояния причала. Пока не будет независимой государственной экспертизы, точка в споре Анатолия Щеткова, утверждающего, что «все хорошо», и Александра Красавина, доказывающего, что «все плохо», так и не будет поставлена. И инициативу, на наш взгляд, должны взять на себя дзержинские власти, которые отвечают за благополучие жителей поселка Дачный и экологическую безопасность всех горожан.
Марина Ипатова