На прошлой неделе стало известно, что исполнительный директор Единого расчетно-кассового центра Виктор Романов покинул свой пост по собственному желанию. Чтобы избежать слухов и кривотолков, он провел пресс-конференцию для журналистов, чтобы объяснить причины своего ухода из структуры, которой руководил с момента ее организации, то есть 7 лет.
 
По словам Виктора Романова, основной причиной расставания стало несогласие с методами работы, которые стал в последнее время диктовать учредитель – ОАО «НКС». Его вмешательство в оперативные дела предприятия и заформализованность деятельности НКС, считает Романов, не дают ЕРКЦ эффективно работать.

Как известно, ЕРКЦ – это биллинговая структура, которая работает в Дзержинске и Балахне. Она занимается тем, что обеспечивает техническую сторону процесса оплаты ЖКХ-услуг – выпускает квитанции, собирает деньги, ведет прием населения по соответствующим вопросам. 

В своей работе ЕРКЦ всегда руководствовался двумя главными принципами, заявил Виктор Романов: создавал равные условия для всех заказчиков, будь то крупные или мелкие организации, и работал, соблюдая законные права жителей, которым эти услуги предоставляются. 

«В последнее время так работать стало тяжело. Наш основной учредитель – ОАО «НКС» – тянет одеяло на себя, требуя в первую очередь соблюдения его интересов. Так, нам запретили размещать на платежках информацию других ЖКХ-предприятий, кроме НКС. И мы вынуждены отказывать прочим нашим клиентам в их правомерных просьбах и требованиях. А кто пострадает от этого? Жители, до которых не дойдет важная информация.

В последнее время из НКС только и слышно: «Мы ваши учредители, будете делать так, как мы велим». Никакие ссылки на то, что мы должны выполнять свои договорные обязательства и перед другими заказчиками, не помогают, – рассказал Виктор Владимирович и добавил: – На клиентоориентированности можно ставить большой крест». 

А еще, по словам бывшего директора, мешает работе ЕРКЦ крайняя зарегламентированность действий внутри НКС. Решения по серьезным и срочным вопросам, которые ЕРКЦ адресуют в НКС как к хозяину собираемых денег, принимаются неделями, а то и месяцами. Бесконечные регламенты не улучшают, а только мешают работе. При этом ответственного за принятие или непринятие решений найти невозможно. 

Примеров тому Виктор Романов привел множество. Так, ЕРКЦ несколько лет обслуживал по договору одно из дзержинских ТСЖ. На рубеже 2013 -2014 годов в ТСЖ прошла реорганизация, и новая структура обратилась в центр с просьбой заключить с ними аналогичный биллинговый договор. Все документы были посланы на утверждение и согласование в НКС. И пока письменного согласия не пришло, учредители дали ЕРКЦ устное распоряжение: работайте. Были выпущены и разосланы квитанции за январь, собраны деньги, а в начале февраля пришло неожиданное указание: договор не заключать.

Почему? Что делать с уже собранными средствами? Вопрос, по словам Романова, не решен до сих пор. ТСЖ, конечно, тут же нашло другого партнера по биллингу, но их январские платежи до сих пор «висят». 

Были случаи, когда ЕРКЦ, если можно так сказать, вынуждали игнорировать уже принятые судебные решения, если они были не в пользу НКС. Горожанам памятна история с УК «Десса-ЛТД», которая обслуживала несколько домов на улице Попова, средства собирала, но в НКС не платила. По этому поводу приняты несколько судебных решений: жителям подтвердили, что они правомерно платили средства своей УК. Они приходят в центр, чтобы им, по решению суда, списали долги за тепло. А НКС делать этого не велели, рассказал Виктор Романов.

«Я прекрасно понимаю, – прямо заявил журналистам бывший глава ЕРКЦ, – что от меня требовалось: не задавая лишних вопросов, выполнять любые указания учредителей. Быть лояльным, независимо от того, каковы будут результаты и последствия. Соблюдай регламенты – и будешь молодец. Я так работать не могу и не хочу». 

Затем Виктор Романов ответил на вопросы журналистов. В последнее время долги за тепло и горячую воду жителей города значительно выросли и перевалили уже за 800 миллионов. Не с неэффективностью ли работы ЕРКЦ это связано? На что получили ответ: «Мы не собственники этих денег. И делаем все, что можем в рамках своих полномочий. За неделю до моего ухода из ЕРКЦ из Москвы пришло указание усилить работу по судебному сбору средств со всех неплательщиков, за которыми числятся долги за период до января 2014 года. Нам поставили задачу подготовить и подать в суд… 5300 исков в месяц. Сейчас мы подаем 50. А реально городской суд может обработать не больше 300 исков по ЖКХ в месяц. Еще десяток судов открыть в городе? Как вы думаете, для кого выпущено это распоряжение?».

Виктор Романов высказал предположение, что в ходе грядущей реорганизации ЕРКЦ вообще перестанет существовать, а сбором денег с населения будет заниматься какое-нибудь подразделение ТГК. Ведь жителям 50 домов Дзержинска уже высылают отдельные от общих квитанции за тепло и горячую воду. Не так давно к ним прибавилось еще 50 домов.

В связи с этим журналисты адресовали вопрос присутствовавшему на пресс-конференции заместителю директора ГК «Управдом» Александру Маркову: будут ли что-то предпринимать управляющие компании по этому поводу? По его словам, ситуация с неплатежами в городе действительно обострилась. Перечисления в адрес управляющих компаний стали скупыми.

Если дело так пойдет и дальше, «управлялкам» придется искать альтернативные варианты сбора денег. Такая идея уже обсуждалась на общем совещании «Управдома», ДУКа, «Альянса» и других УК.

По просьбе нашего корреспондента свои комментарии по поводу ухода Виктора Романова из ЕРКЦ дала и пресс-служба НКС. Комментарии очень краткие и ничего не объясняющие, надо сказать: «Компания ЕРКЦ работает в штатном режиме и в полном объеме выполняет свои обязательства перед клиентами независимо от смены исполнительного директора».

От себя мы только добавим, что горожанам по большому счету не так важно, кто будет руководить ЕРКЦ, важно, чтобы при этом был соблюден закон, учитывались их интересы и было куда обратиться с вопросами и претензиями в случае возникновения спорных ситуаций. А вот с этим у представителей «великой и могучей» энергетической компании, как показывает практика, большие проблемы.

Елена Бахтина