2 августа один из крупнейших туроператоров России «Лабиринт» объявил о своем банкротстве. Десятки тысяч россиян не смогли отправиться на отдых в жаркие страны, но больше всего не повезло тем, кто в тот момент находился за границей.
Как сообщается на официальном сайте Федерального агентства по туризму, на момент приостановки деятельности «Лабиринта» за рубежом находились 27000 клиентов этого туроператора, которые не смогли продолжить отдых.
Ростуризм совместно с ассоциацией «Турпомощь» организовал экстренную эвакуацию пострадавших, и, по последним сводкам, 11 августа за границей оставались 2000 туристов. Их обещали эвакуировать до 12 августа.
Среди пострадавших были и дзержинцы. По неофициальным данным, их около 40 человек. Именно поэтому 2 августа в Дзержинске прошла пресс-конференция на эту тему. Представители Роспотребнадзора, отдела по защите прав потребителей городской администрации и турфирм рассказали, что необходимо предпринять пострадавшим и как впредь сделать свой отдых приятным и безопасным.
Прозвучали здесь и версии о том, почему в последнее время обанкротились многие отечественные туроператоры. По мнению некоторых участников пресс-конференции, основная причина кроется в резком росте курса валют, из-за этого возросла и цена путевок. Многим россиянам отдых за рубежом стал просто не по карману. Даже по сравнению с 2012 годом количество туристов сократилось на 40%, поэтому самые мелкие операторы закрылись сразу.
Что касается «Лабиринта», то участники высказали мнение, что здесь дело в банальном мошенничестве. По словам работников турагентств, за день до закрытия, 1 августа, «Лабиринт» работал в полную силу, продавал путевки, отправлял туристов за границу, и ничего не предвещало беды. Все бы ничего, если бы туроператор был застрахован на сумму, равную его долгу, но он составил 1,5 миллиарда рублей, тогда как застрахован бизнес был всего лишь на 60 миллионов, т.е. вряд ли кто-либо из пострадавших сможет вернуть полную стоимость путевки.
Несмотря на это, у неудавшихся туристов все-таки есть шанс получить обратно хотя бы часть своих денег. В страховую компанию необходимо принести заявление на возмещение понесенных расходов (желательно в двух экземплярах, один оставить себе), копию паспорта (с предъявлением оригинала), копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением оригинала), копии документов, подтверждающих реальный ущерб, понесенный туристом (чеки, билеты и т.д.). Страховщик обязан удовлетворить требование туриста не позднее 30 календарных дней после предъявления в страховую компанию всех вышеперечисленных документов.
Также отдел по защите прав потребителей администрации города рекомендует выходить с исками в суд на туроператора. Несмотря на то что «Лабиринт» объявил о своей неплатежеспособности, банкротство признать может только суд, но если выявится факт мошенничества, туроператора обяжут вернуть обратно деньги обманутым туристам.
Кстати, специалисты Роспотребнадзора и отдела по защите прав потребителей предлагают свою помощь пострадавшим в составлении исков в суд и заявлений в страховую компанию. Так что советуем пострадавшим воспользоваться этим шансом.
Кроме того, мы не склонны верить слухам, но поговаривают, что скоро возможно закрытие еще пары крупных туроператоров, поэтому всем, кто только собирается в отпуск, стоит воспользоваться следующими советами:
• узнайте у своего турагента всю информацию о туроператоре, в том числе и его официальный сайт;
• на сайте туроператора вы сможете зайти в личный кабинет по вашим паспортным данным, там должна находиться вся информация об оплате тура (перелет, трансфер, проживание, питание);
• если сейчас у туроператора можно купить путевку на ноябрь, то шанс того, что отдых не состоится из-за его банкротства, невелик;
• не стоит доверять недавно открывшимся туроператорам, предлагающим туры по невероятно низким ценам.
Удачного отдыха!
Валерия Пучко