Едва лишь столбик термометра за окном поднялся чуть выше нулевой отметки, потолки многих квартир нашего города «заплакали». В течение недели в редакцию «Дзержинского времени» по этому поводу позвонили сразу несколько десятков человек.
И ведь что примечательно, по словам многих наших читателей, кровля потекла через год-два после того, как был проведен ее капитальный ремонт… Ответы управляющих компаний, которые те присылают в ответ на заявления жителей, разнообразием не балуют – «Крыша находится на гарантийном обслуживании», «Будет проведена проверка комиссией» и тому подобное. Фразы, которые ничего конкретно не значат, а главное – в них нет ни намека на то, когда пострадавшие люди получат реальную помощь.
В характерной ситуации оказалась жительница дома №60 по проспекту Ленина Ираида Зотчик. По словам Ираиды Макаровны, новый шифер на крышу ее дома настелили в 2008 году, а уже весной 2009-го на чердаке появились первые лужи. Само собой разумеется, вода быстро проникла и в квартиры пятого этажа.
Жильцы, как могли, пытались устранить протечки, но первый же дождь продемонстрировал тщетность всех их усилий. В 2010 году Ираида Зотчик подала в суд на управляющую компанию «Уютный дом». Пенсионерка требовала возместить ей ущерб, нанесенный протечками. И, как это ни странно, весы Фемиды склонились в сторону нашей читательницы: женщина отсудила у коммунальщиков… аж пятнадцать тысяч рублей! Для пенсионерки сумма, спора нет, внушительная. А вот для бюджета управляющей компании подобного рода «кара», видимо, не столь серьезна, чтобы его руководство постаралось быстро исправить свою оплошность. Короче говоря, крышу так и не залатали, а значит, и ремонт квартиры, который пенсионерка провела на отсуженные деньги, оказался явлением временным.
Нынешней весной с потолка квартиры Ираиды Макаровны опять закапала мутная вода. Электропроводка несколько раз коротила, и теперь свет на кухне и в одной из комнат читательница не включает – боится пожара. Чтобы хоть как-то уменьшить течь с потолка, женщина расстелила на чердаке над своей квартирой полиэтиленовую пленку. Теперь пенсионерка три-четыре раза в день поднимается на чердак и собирает с нее воду. «Вот уж никогда не думала, что в семьдесят четыре года мне придется заниматься такой «физкультурой» – лазить по опасной металлической лестнице, но другого выхода нет…» – сетует читательница. Обзавелась она и инвентарем, сподручным для этого занятия, – резиновыми сапогами, ведром и обрезанной пластиковой бутылкой.
Вместе с Ираидой Макаровной мы забрались на чердак. Зрелище было удручающим: через многочисленные трещины в шифере пробивался свет, местами под ногами хлюпали пропитанные водой газеты, с потемневших от влаги балок и стропил свисали грязные капли. После нескольких минут пребывания на чердаке от влажного затхлого воздуха начинает кружиться голова, к горлу подкатывает тошнота…
Надо сказать, что наша читательница – далеко не единственный житель этого дома, который вынужден проводить много времени на чердаке. В другом конце этого мрачного помещения мы увидели еще одну женщину, которая тоже собирала воду с пленки. Квартира Ларисы Теклиной расположена тоже на пятом этаже, только в другом подъезде, и ей так же, как и Ираиде Зотчик, приходится систематически посещать чердак. «Жить в такой сырости я не могу, пришлось временно переехать к сыну, но и квартиру не бросишь на затопление», – рассказывает Лариса Григорьевна, собирая ведром последствия недавней оттепели.
Ираида Зотчик периодически «бомбардирует» заявлениями как управляющую компанию «Уютный дом», так и жилищную инспекцию. Получает ответы с традиционными обещаниями «разобраться» и «решить вопрос»… Пару раз наведывались к ней и представители «Уютного дома». «Смотрели на мой потолок, качали головами, щелкали языками… С тем и ушли, не сказав, когда это безобразие прекратится. На чердак со мной подниматься не стали. Зачем приходили – я и не поняла толком», – делится пожилая женщина впечатлениями от визита коммунальщиков.
Само собой разумеется, что от многочисленных «бумажных» заверений и посещения ее дома делегации от ЖКХ крыша у нее течь не перестала.
Описывать подобного рода ситуации, которые, увы и ах, становятся для весеннего Дзержинска чуть ли не типовыми, можно до бесконечности: крыши текут, имущество жителей страдает, коммунальщики «отстреливаются» актами осмотров, предполагаемыми сметами на ремонт и обещаниями «разобраться». Когда эти обещания воплотятся в жизнь, а листы ответов, множащиеся в столах и шкафах дзержинцев, превратятся в листы шифера на крышах – вопрос почти риторический. Власти города, конечно, пытаются влиять на нерадивых работников ЖКХ, но это удается не всегда. Согласно существующим нормативам по строительству и ремонту, а также по правилам техники безопасности, на сырой крыше работать нельзя. (Зато жить в сырых квартирах с протекающими крышами людям, видимо, можно.) «Права не имеем подвергать жизнь кровельщиков опасности. Наступит сезон – все залатаем», – разъясняют директора управляющих компаний. Примерно так они отчитались и на совещании с мэром города.
Получается парадоксальная ситуация: людям нужно ждать и терпеть капель с потолка до тех пор, пока крыша высохнет. Ждать и верить, что с наступлением пресловутого «сезона» нога кровельщика ступит-таки на их крыши. Пока же им остается только спасать жилище собственными силами. Тут как нельзя кстати подходит расхожая фраза: мол, спасение утопающих есть дело рук самих утопающих. Утопающих или подтопляемых…
Как бы то ни было, не все готовы мириться с халатностью коммунальщиков и входить в их положение. Ираида Зотчик, например, полна решимости отстаивать свои права в прокуратуре. Коль скоро некоторые работники ЖКХ не горят желанием выполнять ни свою работу, ни многочисленные рекомендации и предписания местных властей, возможно, на них подействуют слова людей в форме.
Павел Вениаминов