Раиса Рязанова. Настоящая русская женщина


В январе 2013 года состоится премьера художественного фильма по мотивам одноименной повести нашего земляка Михаила Сеславинского «Частное пионерское», съемки которого полгода назад прошли в Дзержинске. Действие фильма разворачивается в 70-е годы прошлого века в нашем городе, где главные герои фильма, пионеры Димка и Мишка, попадают в разные забавные истории. Одну из главных ролей в фильме – бабушку Димы – играет народная артистка России Раиса Рязанова.

 

Недавно известная актриса приезжала в наш город. На сцене Дворца культуры химиков дзержинскому зрителю была показана трагикомедия по пьесе Александра Галина «Аккомпаниатор». После спектакля Раиса Ивановна любезно согласилась рассказать о себе, о своей творческой деятельности, поделиться воспоминаниями о съемках фильма «Частное пионерское», проходивших летом в Дзержинске.


– Какие впечатления оставили съемки фильма «Частное пионерское»?


– Во-первых, полностью этот фильм я еще не смотрела, только отдельные фрагменты видела, которые приходилось озвучивать. Но могу сказать, что фильм получился убедительным, он должен понравиться как юному зрителю, так и взрослому поколению. Во-вторых, я с удовольствием согласилась сниматься в нем, так как режиссер – мой давний хороший знакомый Александр Карпиловский. Вот и недавно опять поступило от Саши приглашение на съемки фильма, и я, конечно же, без раздумий согласилась.


– У вас за плечами более 150 ролей в фильмах и сериалах, вы  народная артистка России, являетесь лауреатом Государственной премии СССР за роль Антонины в фильме «Москва слезам не верит». А как все начиналось?


– Родилась я в городе Петропавловске, что в Казахстане. После окончания школы поступила в Рязанское музыкальное училище по классу баяна. В те давние годы в нашей стране выходил журнал «Советский экран». И вот как-то попался мне один из номеров, я его прочла и призадумалась. «А не попробовать ли мне попасть в кино» – была такая мысль. Я тут же вместе со своей подружкой отправилась в драматический кружок, где как раз ставился спектакль «Стряпуха». Нас «запихнули» в массовку, но мне такая роль не очень понравилась, и на второй день я уже туда не пошла. Но «червячок» в душе застрял (улыбается. – Прим. авт.). И вырос до того, что поехала в Москву поступать в ГИТИС и, удачно сдав вступительные экзамены, была зачислена на первый курс.


– Помните свои первые роли в кино?


– Конечно. Это было в 1967 году, когда я училась на втором курсе театрального института. Моим дебютом была роль Гули Королевой в одноименном фильме режиссера И. Мироновой по повести Елены Ильиной «Четвертая высота». Затем, на четвертом курсе, была моя первая полная роль в картине «День и вся жизнь» (роль Кати Морозовой. – Прим. авт.). Потом был фильм-сказка, снятый на киностудии имени М. Горького, с которым у меня очень многое связано.


– Но все же нашему российскому зрителю вы больше известны по фильму «Москва слезам не верит». Расскажите об этом.


– С Владимиром Меньшовым я познакомилась на одном кинофестивале, куда меня направили как раз в его группу. По приезде в Москву мне вскоре позвонили и попросили приехать на киностудию. Дали почитать сценарий, попробовали в какой-то сцене, потом назначили кинопробы. Кстати, кроме меня на роль Антонины пробовалась Нина Русланова. Особенно запомнились дни съемок, когда приходилось быть и 20-летней Тоней, а затем снимались кадры из второй серии, где уже моей героине было  40 лет. Надо было посидеть и дополнительно поработать над внешностью – нарисовать морщины, например, подобрать соответствующие костюмы, парик. Режиссер меня постоянно «долбал» за походку, выговаривая: «Что ты как коза прыгаешь, тебе же сорок лет». Так я и сейчас, в свои 68 лет, прыгаю так же, как и в те годы (улыбается. – Прим. авт.).


– Возникает сразу вполне резонный вопрос о вашем творческом долголетии. В чем, как вы считаете, его секрет?


– Возраст отражается больше на лице, на фигуре, а не на душе… Мне и сейчас кажется, что могу горы свернуть, тем более в нашей профессии. Роли ведь разные приходится играть. Постоянные гастроли мобилизуют нас, актеров, это не дает возможности расслабиться. Просто-напросто нет времени «дряхлеть» и болеть. В любом виде, в любом качестве надо выходить на сцену, если даже сегодня нет голоса – в этом случае говоришь тише. Так что «виной» долголетия является сама наша профессия.


– В кино вы уже более 40 лет, в театре совсем недавно. Можете сказать, в чью пользу будет сравнение, театра или кино?


– В театре я работаю с 2005 года, но могу сказать, что здесь больше контакта со зрителем. А это очень важно. На съемках фильма не увидишь реакции зрителя на твою работу, на сыгранную сцену. В театре все это есть, на сцене за партнера не спрячешься. Режиссер распределяет актеров таким образом, чтобы все были «на виду». Поэтому сфальшивить, чего-то недоговорить, «недодать» не получится – зритель все это видит.


– А как вы относитесь к аплодисментам, которые, кстати, по ходу пьесы «Аккомпаниатор» неоднократно раздавались из зрительного зала? Мешают или, наоборот, помогают?


– Конечно, они не мешают. Аплодисменты невозможно запретить. Как нельзя запретить смех, слезы… Когда зрителю что-то понравилось, он должен соответствующим образом прореагировать. Но есть одно правило, которое приходит к актеру с опытом: нельзя во время аплодисментов говорить, в спектакле не бывает «пробросов», и поэтому зритель может пропустить главные фразы. Кроме этого нельзя говорить в кулисы, а также оглянувшись назад, нельзя поворачиваться к зрителю спиной. Это все технические нюансы, которые, повторю, приходят к актеру с опытом.


– Как показался вам дзержинский зритель?


– Хороший зритель. Очень отзывчивый, чувствующий любые нюансы. Скажу только одно: если нам, актерам, получалось cо сцены донести какую-либо мысль, то дзержинский зритель воспринимал ее. И мы этому, естественно, только рады.


– Довольны ли в целом своей актерской судьбой?


– Довольна. Очень довольна.


После общения с этой удивительно доброй и полной оптимизма женщиной начинаешь понимать, на ком сегодня держится наше кино. Именно на таких, как Раиса Ивановна Рязанова, остающаяся близкой и понятной зрителю, создающая на экране и на сцене полнокровные живые образы настоящей русской женщины.
 
Юрий Прыгунов